СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ ИРКУТСКОЙ

СИБИРСКИЕ СВЯТИТЕЛИ

Святой равноапостольный Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский апостол Сибири и Америки.

«Радуйся, Иннокентие, Сибири и полунощных стран апостоле»

Икос из службы Собора Сибирских святых

Святитель Иннокентий родился в селе Ангинское Иркутской епархии. Отец его, бедный пономарь Евсевий Попов, умер, когда Иоанну (мирское имя святителя) было шесть лет. Кроме Иоанна в семье было еще трое детей.

В восемь лет он уже читал Апостол в храме, и мать хотела определить его на место отца, но Бог благословил его на учение церковное. Он был принят в Иркутскую семинарию на казенное содержание. «Учился я хорошо,— вспоминал потом святитель, — но чистого ржаного хлеба до выхода из семинарии не пробовал». По окончании курса его рекомендовали для дальнейшей учебы в академии, но сильное желание скорее стать опорой для своей бедной матери и семьи заставило его жениться и принять сан священника в Иркутской Благовещенской церкви.

В 1823 году на призыв епископа Иркутского Михаила ехать миссионером на Алеутские острова будущий святитель откликнулся с искренней радостью. «Будто огонь горел в моей душе, и я легко расстался с Родиной»". В 1824 году он отправился на Аляску в качестве священника-миссионера и первым в русской науке занялся исследованием жизни алеутов, их этнографией, культурой, формами быта и устроения жизни этого народа, овладел алеутским языком.

В скором времени он освоил все основные местные наречия, так что мог свободно общаться с местным туземным населением. Главные труды ученого были изданы еще в 1840 году в трех томах под названием: «Записки об островах Уналашкинского отдела»". Поселившись с семейством в убогой землянке, он построил деревянный храм, составив азбуку, перевел на языки местного населения Священное Писание. За десять лет он успел окрестить всех островитян. Его везде встречали как родного отца, а когда видели книги на своем родном языке, переведенные им, то даже старики желали научиться грамоте, и действительно учились, чтобы читать их.

Через шестнадцать лет трудов на Аляске он едет в Петербург для напечатания переводов святых книг на алеутский язык, но прибыв в столицу, получает скорбную весть о кончине своей супруги — соработницы и сподвижницы в деле проповедания слова Божия. Затем святитель Иоанн принимает монашество с именем Иннокентий, и в свое время Промысл Божий возводит его в святительский сан.

Проводя большую часть жизни в путешествиях (кстати, лишь в 1856 году он в экспедициях проехал 8112 верст"), святитель Иннокентий перевел на алеутский язык катехизис и Евангелие, а в 1883 году написал на этом языке одно из лучших творений православного миссионерства — «Указание пути в Царствие Небесное». В 1859 году впервые услышали слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. Дважды (в 1860 и в 1861 годах) святитель Иннокентий встречался с апостолом Японии — святителем Николаем, делясь с ним своим духовным опытом.

Святитель писал митрополиту Филарету (Дроздову): «Чем более знакомлюсь я с дикими, тем более люблю их, и тем более убеждаюсь, что мы с нашим просвещением далеко-далеко уклонились от пути к совершенству». Святитель пишет, что во всей Камчатской епархии совсем нет ни воровства, ни убийств; по крайней мере, не было случая, чтобы собственно тунгус, или камчадал, или алеут были под судом за эти преступления, и это при условии почти совершенного отсутствия системы гражданского надзора на протяжении столь обширной епархии (от западной границы до восточной эта епархия имела десять тысяч верст).

Английский путешественник Симпсон, познакомившись со святителем, написал в своей книге, что епархия Иннокентия, в которую входит вся Восточная Сибирь, Камчатка, острова Тихого океана, вся Аляска и побережье Северной Америки до Калифорнии включительно, является самой обширной в мире... Любопытен случай, сообщаемый тем же Симпсоном, когда на судне, шедшем из Америки, умер шкипер. Преосвященный заменил его и вел корабль через весь океан».

Начав апостольские труды приходским священником, святитель Иннокентий завершил их на кафедре Московских первоиерархов (с 5,1.1868 по 31.03.1879). Предавшись воле Божией в течение всей своей жизни, он оставил завет веры своим преемникам, указав на слова пророка: От Господа стопы человеку исправляются (Пс. 36; 23).

Но в чем были особенно видны заслуги Иннокентия для его бывшей сибирской паствы — это основание и благоустроение в Москве Православного Миссионерского общества. Сам он испытал все труды, все лишения и невзгоды этого великого служения, и Бог привел ему основать это общество".

В 1977 году святитель Иннокентий был причислен к лику святых Русской и Американской Православных Церквей.

Святитель был погребен в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, вместе со святителем Филаретом, который глубоко чтил святителя Иннокентия и нередко говорил о святом миссионере-иерархе: «В нем есть что-то апостольское».

Первый в Сибири храм, возведенный в честь святителя Иннокентия, был освящен в городе Таре Омской епархии 14 января 1986 года архиепископом Максимом (Кроха).

Жизнеописанию преосвященного митрополита Иннокентия посвящен замечательный труд И. Барсукова, а также киносценарий, написанный митрополитом Иоанном Вендландом на тему: «Иннокентий — миссионер Русской Америки». Этот кинематографический документ представляет собой правдивую, хотя и далеко не полную историю жизни и трудов святителя Иннокентия, справедливо называя его апостолом Камчатки и Аляски.

Память его совершается трижды в год: 31 марта, в день его блаженной кончины", 23 сентября — в день его прославления

и 10 июня — в день Собора Сибирских святых.

Тропарь, глас 1-й

Во вся страны полунощныя изыде вещание твое, яко приемшия слово твое, ихже болепно научил еси, неведующие Христа светом Евангелия просветил еси, человеческие обычаи украсил еси, Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й

Истинный и неложный учитель был еси: заповеданная бо Господнем сам сотворив, имже учил еси и наказал еси ко благочстию приходящие чада, неверные вразумляя еси познати веру истинную, просвещая их Святым Крещением. Сего ради со апостолы радуешися, приемля почесть благовестника Христова

 

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ,

ПЕРВЫЙ ИРКУТСКИЙ ЕПИСКОП

Святитель Иннокентий, в миру Иоанн, происходил из старого Российского дворянского рода Кульчицких. Имена родителей неизвестны. Родился он в Черниговской губернии и образование получил в Киево-Братской коллегии, которую окончил в 1706 году. Вскоре последовало принятие монашества и рукоположение в Киево-Печерской Лавре в иеромонаха.

С 1714 по 1718 годы будущий святитель занимал должности префекта и учителя философии в Славяно-Греко- Латинской академии; а с 1718 по 1721 годы пребывал в Александро-Невской Лавре в звании соборного иеромонаха. Здесь он выполнял также должность обер-иеромонаха по флоту, то есть, как говорит епископ Филарет Черниговский, «был начальником флотских иеромонахов, надзирал за их поведением, разрешал сомнения их и о духовных нуждах их сносился с Синодом». В 1720 году, по возведении архимандрита Феодосия Яновского во епископа Новгородского, исполнял должность наместника Лавры.

Во исполнение воли Петра I, Святейший Синод назначил будущего святителя начальником Китайской Миссии, и 5 марта 1722 года он был хиротонисан во епископа Переяславского. По своем прибытии в Иркутск он встретил целую цепь серьезных трудностей. Китайские иезуиты, опасаясь православного епископа в Пекине, внушили китайцам, что слова в грамоте: «духовная особа» и «господин» равносильны наименованию Богдыхана; вследствие этого Мунгальский Трибунал отказался пропустить епископа Иннокентия в Пекин.

Преосвященный Иннокентий был вынужден целых три года провести в Селенгинске. Здесь он занялся проповедью слова Божия язычникам и обратил к свету Христову значительное число идолопоклонников. В Акафисте этому святителю читаем: «Услыша ухишренныя хиннов глаголы, яко не подобает ти прияту быти в их царство, обратился еси с Евангелием к языкам своего царства — Монгольским... »

По преданию, существующему на Дальнем Востоке, самое название «бурят» ведет свое начало от святителя Иннокентия: принявших Православие монголов он звал «брат» — «братья»; они же сами, не умея произнести слово «брат», говорили: «я бурат», что превратилось в «бурят».

Насколько тяжела была для святителя жизнь в Селенгинске, видно из того, что ссудное жалованье епископу Иннокентию и непосредственно его клиру Иркутский воевода перестал выдавать, как только стало официально известно, что владыке отказано в разрешении на въезд в Китай. Для того чтобы просто найти себе пропитание, окружение святителя Иннокентия должно было заниматься рыбной ловлей и обходить, испрашивая подаяние, благочестивых жителей Селенгинска, сам же святитель устроил в своей келье иконописную мастерскую. За время пребывания в Селенгинске он изучал монгольский язык (бурятское наречие).

В марте 1725 года указом Святейшего Синода епископ Иннокентий был направлен в Вознесенский монастырь. По просьбе митрополита Тобольского Антония (Стаховского), он совершал священнические и диаконские хиротонии. Согласно правительственному указу от 15 января 1727 года, из бывшего викариатства Тобольской митрополии была образована новая «местная» епархия третьего класса, и первым самостоятельным архиереем, с титулом епископ Иркутский и Нерчинский, стал епископ Иннокентий (Кульчицкий). Митрополит Тобольский выделяет в состав Иркутской епархии не всю, а только часть Восточной Сибири, а именно: Иркутск, Нерчинск, Селенгинск и Верхнеудинск с уездами, в которых насчитывалось пятьдесят церквей и четыре монастыря, тогда как в ведении митрополита Антония оставалось не менее трехсот пятидесяти церквей.

В мае 1728 года епископ Иннокентий посылает в Синод Герасима Лебратовского по делу о приписке к собственно его епархии городов Иркутской провинции, а 20 июня того же года он составил подробное объяснение по спорному вопросу между двумя сибирскими архиереями. В связи о этими изменениями к Иркутской епархии были присоединены Илимск с уездами.

Только по распоряжению из Петербурга святителю в Иркутске было отведено помещение, необходимое для жизни. Сибирские нравы были дикими: пьянство, разврат, грабеж, драки составляли обычное явление. Чтобы искоренить недостатки, епископ Иннокентий запретил отпевать умерших «от винопития» и, как самоубийц, отвозить хоронить за город на дальнее расстояние. Нередкими были случаи, когда некоторые священники не знали даже положенных молитв.

В качестве противодействия печальному нравственному состоянию народа, он особенно заботился о русско-монгольской школе, основанной в 1724 году митрополитом Антонием. Точных сведений о его миссионерской деятельности не сохранилось, но Святая Церковь называет святителя Иннокентия «проповедником веры в монгольских языцех».

Заслуживает интерес обращение ко Христу святым Иннокентием ламы Лапсана, которому он доверил преподавание буддизма в русско-монгольской школе. Этот лама, по смерти святителя Иннокентия, принял крещение вместе со своим родом.

Благодаря трудам епископа Иннокентия был учрежден «архиерейский приказ», который следил за состоянием церковных приходов, центрами которых, естественно, были церкви. В 1733 году в юрисдикции Иркутской епархии состояло уже семьдесят два храма и восемь монастырей.

26 ноября 1731 года святитель Иннокентий мирно почил на пятидесятом году жизни, всецело отдав свои силы ради спасения многих. Сила его примера и оружие слова Божия духовно возродили Христу не только многих русских людей, косневших в нерадийной жизни, но и покорили Богу огромное множество язычников. Таким образом, ценою святительского самоотвержения был приобретен для Русской Церкви Дальний Восток.

В царствование императора Павла I сенаторы Ржевский и Левашев, ревизовавшие Иркутскую губернию, сообщили государю о нетленных мощах и чудесах святителя. Впервые мощи были обретены в 1764 году, а в 1783 году, когда в монастыре случился пожар, уничтоживший всю обитель, уцелела одна церковь, как раз под которой почивали мощи угодника Иркутского. 9 февраля 1805 года последовало открытие святых мощей для всеобщего почитания и причисления Церковью к лику святых. Мощи открыто почивали в серебряной позолоченной раке до начала ХХ века.

В 1900 году Вознесенская обитель издала Сборник тридцати пяти поучений этого святителя, основанных на известных фрагментах из творений святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, которым почти совершенно чужды схоластические приемы изложения мыслей. С молитвой на устах и в сердце совершал свое благочестивое служение святитель Иннокентий. Имя святителя Иннокентия и при его жизни произносилось с благоговением.

В каждое воскресенье вечером в Иркутском Знаменском монастыре неопустительно совершается Акафистное служение святителю Иннокентию.

Память святителя совершается

26 ноября — в день его блаженной кончины.

Тропарь, глас 3.

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт страну сию, и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тебя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печали.

Кондак, глас 4.

Непорочности соименнаго пасыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ. Сайт ученицы женской гимназии Паравийчук Ирины

СВЯТИТЕЛЬ СОФРОНИЙ, ЕПИСКОП ИРКУТСКИЙ, ВСЕЯ СИБИРИ ЧУДОТВОРЕЦ

Святитель Софроний, третий Иркутский епископ, родился в местечке Березани, Переяславского уезда Полтавской области 25 ноября 1703 года. Отец его Назарий Федоров был клириком. У него были два брата и сестра Пелагея (впоследствии монахиня Панкратия). Имя одного брата Павел, имя другого неизвестно, но есть сведения, что он был впоследствии наместником Красногорского Золотошского монастыря. Детские годы будущего святителя, в миру Стефана Кристалевского, прошли в местечке Березани, где поселилась семья после увольнения отца со службы в Черниговском полку.

В 1727 году он окончил Переяславскую семинарию. С детства воспитанный в благочестии, будущий святитель по окончании семинарии поступил в Красногорский Покровский монастырь. После окончания трехлетнего послушания в монастыре 23 апреля 1730 года он был пострижен с именем Софроний (в честь святого патриарха Иерусалимского). Стяжав иноческие добродетели, он был возведен Промыслом Божиим на служение настоятельское; в этих трудах наставничества братии прошли тринадцать лет.

Подвижническая жизнь, строгое благочестие, мудрость в управлении монастырем, широкая образованность отца Софрония стали известны императрице Елизавете Петровне, и она в 1746 году назначила его наместником Александро-Невской Лавры, которой он управлял одиннадцать лет. «В помощники себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия, и поставил его строителем Ново-Сергиевской пустыни». В 1750 году святитель Софроний участвовал в перенесении святых мощей благоверного князя Александра Невского в новую серебряную раку.

Наконец, императрица Елизавета Петровна в новом именно указе от 23 февраля 1753 года за собственноручной подписью высказала Святейшему Синоду свое пожелание видеть в лице архимандрита Софрония, благочестивого наместника Александро-Невской Лавры, достойного кандидата для возведения в епископский сан, вполне могущего понести бремя архипастырского служения на далекой окраине России и удовлетворить нужды паствы в суровой стране, среди дикой природы и произвола людского.

20 марта 1754 года святитель Софроний прибыл в Иркутск. В течение восемнадцатилетнего управления епархией он был поистине отцом для паствы. Щедрость святителя Софрония не знала границ, он отдавал всего себя на дела благотворения, его жилище и весь Вознесенский монастырь в это время были переполнены больными, бездомными и сиротами. «Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Боге приводит», — поучал святитель. И действительно, не он искал людей, а сами люди - без различия племен и вер - шли к нему тысячами и отдавали ему свои души и сердца, умножая собою Церковную семью.

Для знакомства с епархией он посетил Нерчинск, Читу, Киренск, Якутск; не жалея себя, он брал верховых лошадей и путешествовал по сибирским дебрям. Преосвященный Софроний составил инструкции для миссионеров, которых посылали для проповеди в Якутск, Забайкалье и Камчатку. Он перенес в 1755 году из Вознесенского монастыря во вновь построенный деревянный архиерейский дом семинарию, и сам преподавал славянский и русский языки.

9 сентября 1756 года епископ Софроний освятил Покровскую домовую церковь епархиального дома.

17 апреля 1767 года он совершил освящение собора Вознесенского монастыря и ряд других храмов, которых в правление епископа Софрония стало в епархии значительно больше, нежели было до того времени.

В частной жизни святитель Софроний показал образ истинного подвижника: питался скудно, спал па полу, на постланной рогоже, молитвенное монашеское правило совершал неуклонно, «непрестанно» молился; и в народе он оставил о себе память как усердный молитвенник.

До конца своих дней святитель Софроний питал особую любовь к Красногорской Золотошской обители, которая возрастила в нем инока. Он постоянно заботился о поддержании в ней благолепия, посылая для этого необходимые средства. Чувствуя ухудшение здоровья, святитель Софроний подал прошение в Синод об увольнении его на покой в Золотошский монастырь. Но с ответом из Петербурга медлили.

30 марта 1771 года, на второй день Пасхи, наступила его блаженная кончина. Пока ожидали решений Синода о погребении, шесть месяцев тело его оставалось не преданным земле и за это время не подверглось тлению. Освидетельствование нетленных останков святителя совершалось несколько раз: в 1833 году (при архиепископе Мелетии), в 1854 году (при архиепископе Ниле), в 1870 году (при архиепископе Парфении). Архиепископом Парфением была произведена запись чудес, происшедших с теми, кто испрашивал помощи у блаженного и праведного святителя, и назначено совершение панихиды по четвергам "4. В 1909 году было дважды произведено официальное освидетельствование мощей святителя (18 марта и 19 июля). Комиссия нашла гроб, одежды и тело епископа Софрония нетленными. От его гроба совершались исцеления. Поэтому местные архиепископы: Тихон, в 1906 году, и Серафим, в 1914 году, сделали представление в Синод о скорейшем прославлении святителя Софрония как угодника Божия. И это желанное событие совершилось на Всероссийском Поместном Соборе 1917 — 1918 годов, невзирая на то, что пожар 18 апреля 1917 года уничтожил гробницу с мощами. Остатки мощей были благоговейно положены в особый ковчежец.

10/23 апреля 1918 года святитель Софроний причислен к лику святых.

Служба святителю Софронию с тропарем составлена архиепископом Иркутским Иоанном (Смирновым) в 1918 году и утверждена на второй сессии Поместного Со- бора под председательством Святейшего Патриарха Тихона. В день празднования сорокалетия прославления святителя, 13 июля 1958 года, митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) была составлена «молитва святителю Софронию.

Память святителя совершается 30 марта — в день его блаженной кончины и 30 июня — в день торжественного прославления в Иркутске как угодника Божия

Тропарь, глас 1.

Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирския, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутские церкви и всеми вятыми, выну имаши благоволение Господа славы; призри на люди, притекающие к честным останкам святых мощей твоих, с вероюи любовию слезно просящие твоея помощи и заступления; моли, Его же проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оледенешая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы, и спасти души наша.

Кондак, глас 3.

Пастырей Начальнику Христу, трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашей, языцы Монгольстии от прелести и скверны идольсия избавляя, привел есия к свету веры Христовы, и ныне со Ангелы Владычнюпрестолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша..

СВЯТИТЕЛЬ МЕЛЕТИЙ (ЛЕОНТОВИЧ), АРХИЕПИСКОП ХАРЬКОВСКИЙ

Святитель Мелетий, в миру Михаил Иванович Леонтович, родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Сентары Полтавской губернии. Отец святителя, Иоанн, был купцом посада Петриковцы Херсонской губернии. Дед святителя Мелетия, по отцу, был священником, также и дядя святителя — Иеремия, был священником из казаков. Все они происходили из дворянского сословия.

В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую Духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую Духовную академию. Окончив Духовную академию в 1814 году со степенью магистра богословия, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка той же академии.

С 11 марта 1817 года Михаила Леонтовича назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета. 30 июля 1817 года его перевели в Киевскую Духовную семинарию на должность инспектора, где он стал профессором Церковной истории и греческого языка. 28 сентября 1819 года — назначен первым инспектором открывшейся Киевской Духовной академии.

11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, митрополитом Евгением (Болховитиновым) будущий архипастырь был пострижен в монашество с именем Мелетий. 22 февраля состоялось посвящение в сан иеродиакона, а 25 февраля — в сан иеромонаха.

С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской Духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а с 1824 года — ректор Киевской Духовной академии'".

21 октября 1826 года в Киево-Софийском соборе хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря.

С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах Киевской академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных, вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах.

Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвижничества, он говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь неба».

21 апреля 1828 года переведен на самостоятельную Пермскую кафедру. Здесь он написал «Ставленнический катехизис» для подготовки кандидатов во священство и стал известен своими беседами с раскольниками. Борясь с расколом, владыка Мелетий вел в своей епархии миссионерскую деятельность. Верующие называли его святым, и, когда он объезжал свою епархию, жители выходили к нему на дорогу, падали на колени перед святителем, благословлявшим их.

18 июня 1831 года преосвященный Мелетий был переведен в Иркутск. Четыре года жизни в Иркутске стали для него поистине крестным путем. Самоотверженная борьба против полного владычества ламаизма (в лице лам) чуть не стоила ему жизни: подосланный ламаистами убийца был схвачен в то самое время, когда он уже почти ворвался в келью преосвященного.

Во время управления Иркутской епархией святителем Мелетием произошли знаменательные события в истории Православия в Сибири. В это время была основана Алтайская Духовная миссия, получили самостоятельность (не без участия архиепископа Мелетия) Томская, Енисейская и Камчатская епархии. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов; он часто объезжал свою обширную епархию; посетил побережья Охотского моря и Ледовитого океана; при святителе Мелетии трудился в пределах Северной Америки священник Иоанн Вениаминов.

Такие неутомимые труды подорвали здоровье святителя, и он в 1835 году был переведен в Харьков, где, как и в Иркутске, управлял епархией четыре года. И в Харькове святитель уделял большое внимание духовным учебным заведениям. Он содействовал восстановлению тех монастырей и Духовных училищ, которые упразднила императрица Екатерина П. В его лице Православие имело сильного поборника в деле обличения раскола. Преосвященный Мелетий вел поистине подвижническую жизнь. В 9 часов вечера он становился на молитву и продолжал ее до 4 часов; с 4 до 5 отдыхал, и далее слушал утреню и раннюю литургию. Святитель Мелетий усердно молился и дома, и в дороге, и даже сидя в экипаже. Однажды видели его всю ночь стоящим на коленях с воздетыми руками, и только к утру молитвенник прилег на полу, оставив постель слегка помятою, чтоб утвердить других, что он на ней отдыхал.

Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 23 февраля 1840 года. После причащения Святых Таин со словами: «Ныне отпущаеши...» — святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами: «Простите меня», — отошел ко Господу.

Преосвященный Арсений в Летописи Церковных событий говорит о нем, что память его как архипастыря, знаменитого благочестием, необыкновенной кротостью, великодушием и смирением, благоговейно чтится жителями Харькова, и сообщает, что перед иконой у гроба святителя теплится неугасимая лампада — жертва усердных его почитателей. По почившем подвижнике многие служат заупокойные литургии и панихиды.

В 1948 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский Кафедральный собор, где и находится в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных людей.

21 февраля 1978 года священноначалие Русской Православной Церкви постановило службу и Акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, «утвердить и благословить к употреблению во всех церквах Московского Патриархата».

Службу и Акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский Никодим, а отредактировал митрополит Ленинградский Никодим (Ротов ум. 5.09.1978).

Рака с мощами, от которых притекающие с молитвой получают благодатную помощь и исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом (северном) приделе собора.

Память святителя Мелетия совершается трижды в год: 12 февраля (тезоименитство), 29 февраля (28 февраля- в невисокосный год) — в день преставления и 10 июня- в день Собора Сибирских святых.

Тропарь, глас 4.

Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси, от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне, иерархов славо и преподобных похвало, Предвечнаго Слова усердный благовестниче, сирых и неимущих крове и прибежище. Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси и,Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, отче наш, святителю Мелетие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4.

Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие, и Егоже ради к иноческому подвигу потеклеси и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси, яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси. Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне.

 

СВЯТИТЕЛЬ МЕЛЕТИЙ (ЯКИМОВ),

ЕПИСКОП РЯЗАНСКИЙ

Святитель Мелетий, в миру Михаил Косьмич Якимов, родился в 1835 году в Вятской епархии, в семье сельского священника. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери. Несмотря на бедность и слабость здоровья, сумел с успехом окончить училище и семинарию. По окончании обучения Михаил был пострижен в рясофор и исполнял обязанности библиотекаря, а позже и учителя Вятского Духовного училища.

В 1858 году он поступил в Казанскую Духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий, а через год покинул академию. Указом Святейшего Синода от 9 декабря 1861 года будущий архиерей был послан на миссионерское служение в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале.

С 1862 года иеродиакон Мелетий весьма успешно начал свою миссионерскую деятельность среди бурят, которая ознаменовалась крещением множества язычников, постройкой храмов, основанием постоянных поселений из новокрещеных.

С сентября 1872 года он был направлен проповедовать Христа к тунгусам, жившим на самой границе с Монголией. С 30 августа 1873 года архимандрит Мелетий — начальник Иркутского отдела Духовной миссии и игумен Ниловой пустыни в Саянских горах. Вскоре он был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры. Общение в Казани с Н.И. Ильминским сыграло огромную роль в становлении архимандрита Мелетия как замечательного миссионера. Вскоре вышла в свет его книга: «Учение о святой православной христианской вере» на бурятском языке.

За пять лет его управления Иркутской миссией было обращено более одиннадцати тысяч язычников.

5 ноября 1878 года произошла хиротония во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, и он был назначен начальником Забайкальской Духовной миссии с центром в Чите. Для усиления средств к просвещению населения святитель учредил в Чите церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия. За время управления этой миссией число обращенных из шаманства и ламаизма составило около четырех тысяч человек.

5 июля 1889 года, после двадцатисемилетних трудов в Иркутской епархии, он был назначен управляющим Якутской епархией. Подобно своему предшественнику, епископу Дионисию (Хитрову), он успешно совершал дело архипастырского служения, о чем свидетельствует тот факт, что если к концу 1889 года в епархии числилось 77 церквей, 118 часовен, то всего лишь через шесть лет его правления уже было 9 каменных и 214 деревянных церквей и часовен. Он открыл в 1892 году и церковное братство во имя Христа Спасителя. Для устройства церковно-приходских школ преосвященный Мелетий исходатайствовал ежегодное пособие в шесть тысяч рублей из земских соборов. Для привлечения внимания к участи больных проказой в Якутской епархии, святитель в 1890 году напечатал в Якутских Епархиальных Ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе». После появления этой статьи в следующем году в Якутск приехала даже английская сестра милосердия — мисс Кэт Марсден, не говоря уже о помощи местного православного населения, так много потрудившегося для облегчения участи прокаженных.

Миссионерский характер деятельности этого архиерея в Сибири имел существенное влияние и на его служение в Рязанской епархии, куда он был направлен в 1896 году. Он оживил деятельность противомусульманской миссии в Касимовском уезде и с ревностью апостола-миссионера продолжал свою воистину подвижническую жизнь.

Преосвященный Мелетий оставил после себя немало и письменных трудов. Кроме проповедей, миссионерских записок и отчетов о Забайкальской и Иркутской миссиях, он напечатал множество статей исторического и этнографического содержания, опубликованных в Иркутских, Якутских и Рязанских Епархиальных Ведомостях и в Православном Благовестнике. 14 января 1900 года святитель Мелетий закончил свой земной путь

Память его прославляется 14 января — в день мирной кончины

и 10 июня — в день Собора Сибирских святых.

Ангельски на земле поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся , архипастырю Иркутский Мелетие, земли Сибирския слава и украшение. Ты моли о нас Предвечнаго Бога.

СИБИРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ

СИНЕСИЙ (ИВАНОВ)

Преподобный Синесий (Иванов) родился в городе Прилуках, Полтавской епархии, в 1698 году. По сведениям, приводимым некоторыми источниками, обучался в Переяславской семинарии. Принял монашество Синесий в одном из монастырей Киевской епархии. Когда святитель Софроний (Кристалевский) стал настоятелем Александро- Невской Лавры, то в помощь себе вызвал в Петербург своего друга — иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевской пустыни.

23 апреля 1754 года он был назначен игуменом Вознесенского монастыря в Иркутске. Как в России, так и в Иркутске преподобный Синесий был верным помощником и исполнителем всех дел, предпринимавшихся преосвященным Софронием. Он был членом консистории и таким образом помощником владыки Софрония по управлению епархией. В архивах встречаются даже указы от имени преосвященного Софрония, подписанные рукой архимандрита Синесия: например, разрешение от 5 ноября 1766 года на освящение Манзурской Введенской церкви; о выдаче нового святого антиминса; а также о назначении лиц для освящения храма.

Преподобный Синесий, тридцать три года деятельно управлявший Вознесенской обителью, где подвизался в последние годы своей жизни святитель Иннокентий, воспринял блаженную кончину в 1787 году. Господь прославил блаженного Синесия нетлением тела и чудотворениями.

10 мая 1787 года достославный настоятель Вознесенской обители, схиархимандрит Синесий, на восемьдесят девятом году жизни почил. Гроб с его нетленными мощами был целым до разрушения Вознесенского монастыря и находился в часовне против алтаря соборного монастырского храма и служил предметом благоговейного почитания посетителей Иркутского Вознесенского монастыря. Эта часовня была возведена над могилой Синесия.

Память преподобного Синесия празднуется 10 мая-

в день его блаженной кончины и 10 июня — в день Собора

Сибирских святых.

СИБИРСКИЕ ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

СХИМОНАХ СТАРЕЦ ГЕРАСИМ,

ИРКУТСКИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Старец Герасим Иркутский известен в Сибири с XVIII века как местночтимый угодник Божий. Он является основателем Иркутского Вознесенского монастыря и «память о нем пребывает до ныне». Старец схимонах Герасим прибыл в этот край Сибири вместе с «дружиной русских людей», положивших основание Иркутску. Происхождение и место рождения старца неизвестны. Первые иноческие подвиги в Сибири старец Герасим начал на берегу реки Ангары, положив начало Братской Спасской пустыни, ныне находящейся под водой искусственного моря Братской ГЭС. Исследуя местность в районе рек Ангары, Иркуты и Китоя, он остановил свой окончательный выбор на том месте, где позднее возникла Иркутская Вознесенская обитель.

Старец схимонах Герасим мог получить пострижение от Тобольского архиепископа Герасима (Кремлева), окормлявшего Сибирскую паству с 1640 по 1650 год. Старец Герасим переправился на левый берег Ангары и в пяти километрах от острога, вниз по течению, ископал себе пещеру для жительства и начал свои молитвенные подвиги.

Он постепенно приобрел глубокое уважение местных православных насельников, а затем и своих подражателей в отшельническом житии.

В 1669 году старец Герасим ходил в Енисейск и исходатайствовал у воеводы К.А. Яковлева разные угодья «под монастырские строения, под хлебную пашню, под сенные покосы, и под скотный выпуск, земли ниже Иркутска за Ангарой». По мере умножения братии в пустыни, старец Герасим предпринял вторичное путешествие в Енисейск в 1675 году и исходатайствовал у воеводы М.В. Приклонского расширение угодий.

Согласно благословенной грамоте митрополита Сибирского Корнилия в 1672 году схимонах Герасим соорудил в обители деревянную церковь во имя Вознесения Господня, построил кельи для братии и обнес их деревянной оградой. Среди иноков Вознесенского монастыря, современников старца Герасима, известны подвижники благочестия Никон, Карасий, Ефрем и Исаия.

Схимонах Герасим управлял монастырем около четырех лет и в этой обители обрел свою блаженную кончину 20 января 1676 года По сохранившемуся преданию, он был высокого роста и атлетического телосложения. В обители еще в начале ХХ столетия сохранялись его деревянные посох и аналой, довольно внушительных размеров. Погребен был схимонах Герасим в монастырской ограде во гробе, вытесанном из цельного ствола дерева.

Святитель Иркутский Иннокентий (Кульчицкий) очень чтил память схимонаха Герасима. Он часто посещал пещеру старца и молился в ней. В 1802 году благотворитель монастыря купец Н.С. Чупалов начал строительство монастырской стены; при копании рва под фундамент этой ограды был снят надгробный камень с могилы старца и обнаружен его гроб. В 1840 году на самой могиле был сделан каменный склеп и устроено новое деревянное надгробие, на котором положен камень, снятый с могилы старца, с высеченными на нем двумя надписями следую- щего содержания:

1. «1672 года января 20 дня преставился сего Вознесенского монастыря первый строитель схимонах Герасим».

2. «Прошлого 1802 года в июне при копании рва под стену, в присутствии строителя ограды Иркутского купца Николая Семеновича Чупалова, гроб лежащего под сим камнем строителя Герасима обретен нетленным».

В архиве Иркутского Вознесенского монастыря хранилось несколько собственноручных заявлений, сделанных разными лицами в сороковых годах XIX столетия о чудесах, сотворенных по молитвам старца Герасима. Среди них есть письмо иркутской девицы Агафьи Кочетовой и енисейского мещанина Ивана Кочнева, сообщающих о том, что первая 3 июня 1841 года была исцелена от тяжелой болезни старцем Герасимом, явившимся ей в сонном видении, а второй, будучи тяжело больным в ноябре 1842 года, находясь в бессознательном состоянии, был «напоен» песком, взятым из могилы старца Герасима, и тотчас пришел в сознание. Многие благочестивые богомольцы, по свидетельству предания, брали с могилы старца Герасима песок и, испив воды, в которую был брошен этот песок как благословение старца, получали исцеление от всех недугов. С 1910 года еженедельно, по субботам, по старце Герасиме совершалась панихида, а в часовне — на его могиле — лития.

В настоящее время место, где покоились мощи старца схимонаха Герасима, в запустении, и ничто не напоминает о бывшем здесь некогда прекрасном монастыре; пещера- могила старца не сохранилась.

Поминовение старца Герасима совершается

20 января — в день кончины

ИЕРОСХИМОНАХ ГЕРМОГЕН, ОСНОВАТЕЛЬ

КИРЕНСКОГО ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Этот подвижник благочестия уже в XVIII веке известен в Восточной Сибири. Он был основателем Киренского Троицкого мужского монастыря и Спасской обители, расположенной недалеко от Албазина, а также первым проповедником христианской веры и благочестия в Приамурье. Лишь незначительные сведения дошли до нашего времени о первом периоде его жизни. Вероятно, иеромонах Гермоген был родом из России и прибыл в Сибирь с казаками. Известно, что в 1663 году Илимский воевода А.А. Обухов, исполняя указ царя Алексея Михайловича, отдал в распоряжение «преподобного Гермогена» Никольский погост, расположенный на высоком берегу реки Лены. Жажда христианского подвига направила его сюда, на место, где в дальнейшем возник город Киренск.

Через два года иеромонах Гермоген получил от митрополита Симеона грамоту, благословляющую устроение Усть-Киренской пустыни. С 1669 года она уже именуется монастырем. Там отец Гермоген желал провести все дни своей земной жизни, но Божий Промысл уготовил для него другой путь. После убийства буйного сибирского воеводы А.А. Обухова казаки, под предводительством Черниговского, боясь возмездия за преступление, направились к Амуру. По дороге, чтобы не остаться без священника, они принудили идти с ними иеромонаха Гермогена. Уповая на волю Господню, он покорился. В 1666 году отец Гермоген поселился в Албазинском остроге, где казаками была построена церковь, и весь отдался служению своей пастве и трудам иноческого совершенствования. Спустя четыре года на урочище Брусяной камень при помощи албазинцев он основал Спасский монастырь, который стал центром просвещения Амурского края. Иеромонах Гермоген не терял надежды на возвращение на место своих молитвенных подвигов на «Брусяном камне», но после заключения в 1689 году мирного договора с Китаем надежда на это была потеряна.

По прибытии в Киренский Троицкий монастырь старец принял схиму, всецело посвятив себя молитве. 19 декабря 1698 года он скончался. Похоронен схимонах Гермоген в Киренской обители, в сооруженном им храме. Могила его во все время существования обители посещалась благоговейными почитателями сибирского подвижника, верующими Киренска и его окрестностей. Господь прославил Своего угодника многими знамениями, почему он и чтится во всех окрестностях Киренска наравне со святителем Иннокентием (Кульчицким) — как его покровитель.

Преподобный Гермоген изображается на иконах на фоне им сооруженных церкви и келий, держащим на персях Нерукотворенный образ Спасителя или с крестом (распятием) в деснице, в епитрахили и клобуке. Существует указ архиепископа Камчатского, в котором говорится: «Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, предписано всем причтам церквей Камчатской епархии ежегодно первого сентября совершать панихиды и заупокойные литургии о блаженном упокоении иеромонаха Гермогена, первого подвижника и проповедника веры и благочестия на Амуре, жившего с 1666 по 1685 годы в созданном им монастыре во имя Всемилостивого Спаса, недалеко от Албазина, на так называемом Брусяном урочище. Позднее на месте подвигов иеромонаха Гермогена возник Троицко-Никольский Уссурийский монастырь, сыгравший большую роль в христианизации Дальнего Востока.

День памяти иеросхимонаха Гермогена — 19 декабря

СХИМОНАХ ФЕОДОР ИРКУТСКИЙ

Он принадлежит к числу подвижников Иркутского Вознесенского монастыря. Схимонах Феодор пользовался глубоким уважением местного населения, будучи известным среди народа своей прозорливостью и как учительный старец. В 1910 году на пожертвования, собранные схимонахом Феодором, на присланную в монастырь с Афона икону Пресвятой Богородицы была изготовлена серебряная позлащенная риза. А над гробом святителя Иннокентия (Кульчицкого), в котором было погребено и некоторое время покоилось тело угодника Божия, на средства, собранные им же, сооружена стеклянная рака с постаментом.

Могила схимонаха Феодора находилась в Михайловском скиту Вознесенского монастыря, где он умер столетним старцем в январе 1922 года (ныне город Иркутск, Михайловский приход).

При подготовке материала использована книга прот. Анатолия Дмитрука «Патерик сибирских святых и подвижников благочестия», Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская епархия, Молдова, г. Единец. 2006 г.