Осквернение мощей Святителя

* Осквернение мощей Святителя * Второе обретение мощей Святителя
Молитвы братии после осквернения мощей 1921г.

Революционные события и дальнейшая борьба Советской власти с православием, привели, практически к уничтожению Вознесенского монастыря. С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. Был арестован и подвергнут пыткам настоятель монастыря епископ Иркутский Зосима (Сидоровский). 1 февраля в монастыре арестовали видных иерархов Сибири, приехавших на поклонение мощам святителя Иннокентия.

Мощи Святителя Иннокентия

11 января (24 по новому стилю) 1921 года произошло кощунственное надругательство над мощами Святителя Иннокентия представителями Советской власти, которые пытались публично "разоблачить" монастырское чудо. По приказанию нагрянувшей в монастырь комиссии, мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского осведетельствования». Новый настоятель монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, 1937), обращаясь к духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении…

Разоблачение не удалось: члены комиссии были вынуждены признать, что это действительно настоящие мощи, а не подделка церковников.

Как ты жалка и окровавлена,
Моя несчастная страна!
Ты от позора не избавлена,
Ты в эти дни коснулась дна.
Терзают нас часы недужные,
Нигде не видно берегов,
И в горести враги наружные
Добрее внутренних врагов.
В страницу славы непочатую
Вонзились грязные мечи –
И перед родиной распятою
Одежды делят палачи!
И длится страшное видение,
Блестит смертельная коса…
О, где же Бог? Где Проведение?
О, как безмолвны небеса.

Владимир Палей

Сохранились документы: "Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия", которые составили и подписали, вынужденные при этом событии священнослужители и "Акт вскрытия мощей", подписанный членами комиссии.

Сравним эти два документа:
Протокол: " По открытию тела, воздух был совершенно чист, без малейшего намека на затхлость или запах плесени. Тело Святителя, обнаженное, лежало перед присутствующими со скрещенными на груди руками, целое, красноречиво говорившее всем: - "Прииди и виждь, неверующий, и буди не верен, но верен"...Фотографы усиленно делвли снимки. На лицах тем, которые желали изобличить вековой обман духовенства, выявлялось заметно сконфуженность и растеренность, соедененная, нельзя скрывать, с некоторой озлобленностью и искусственно поддерживаемой сдерженностью. ..
    Одной немолодой женщине удалось получить разрешение подойти к обнаженным мощам. Вопреки ожиданиям многих она истово крестится и смело говорит: "Ну ,конечно, мощи так мощи и есть: двести лет пролежали да так и остались. Что из нас через двести-то лет будет" "Уходи, уходи, старуха" - был ей ответ"

Акт: " Из открытой раки само духовенство извлекает на приготовленный стол "Нечто"... Мумия, лежащая на спине фотографируется. Осмотренный труп представляет собой натуральную мумию, довольно хорошо сохранившуюся, судить о времени смерти не представляется возможным, так как труп при известных почвенных и климатических условиях, перейдя в стадию естественного высыхания, может сохраняться столетиями".

Два взгляда, два образа мысли, два отношения. Тон документов и содержание говорят сами за себя: человек без Бога в душе становится разумным животным, страшным в своем отношении к миру.

Боясь народных волнений, 1 марта 1921 года ящик с мощами был отправлен в музей Наркомздрава РСФСР в Москву. В начале 1930 годов, этот музей был закрыт и в 1939 годумощи Святителя Иннокентия были перевезены в Ярославль, где хранились 50 лет в фондах историко-архитектурного музея.

 
e