Осквернение
мощей Святителя
|
Молитвы
братии после осквернения мощей 1921г. |
Революционные
события и дальнейшая борьба Советской власти с православием, привели,
практически к уничтожению Вознесенского монастыря. С зимы 1920 года
начались аресты насельников Вознесенской обители. Был арестован
и подвергнут пыткам настоятель монастыря епископ Иркутский Зосима
(Сидоровский). 1 февраля в монастыре арестовали видных иерархов
Сибири, приехавших на поклонение мощам святителя Иннокентия.
|
Мощи
Святителя Иннокентия |
11 января
(24 по новому стилю) 1921 года произошло кощунственное надругательство
над мощами Святителя Иннокентия представителями Советской власти,
которые пытались публично "разоблачить" монастырское чудо.
По приказанию нагрянувшей в монастырь комиссии, мощи святителя Иннокентия
были вскрыты для «медицинского осведетельствования». Новый настоятель
монастыря, епископ Киренский Борис (Шипучин, 1937), обращаясь к
духовенству и прихожанам, писал: «Вчера, 11 января, мощи святителя
Иннокентия были вскрыты. Облачение и одежда сняты, нетленное тело
обнажено и оставлено в храме открытым. Церковь заперта. Богослужения
прекращены. Монастырь охраняется красноармейцами». Позднее, под
усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении…
Разоблачение
не удалось: члены комиссии были вынуждены признать, что это действительно
настоящие мощи, а не подделка церковников.
Как
ты жалка и окровавлена,
Моя несчастная страна!
Ты от позора не избавлена,
Ты в эти дни коснулась дна.
Терзают нас часы недужные,
Нигде не видно берегов,
И в горести враги наружные
Добрее внутренних врагов.
В страницу славы непочатую
Вонзились грязные мечи –
И перед родиной распятою
Одежды делят палачи!
И длится страшное видение,
Блестит смертельная коса…
О, где же Бог? Где Проведение?
О, как безмолвны небеса.
Владимир Палей
Сохранились
документы: "Протокол вскрытия Святых мощей Святителя Иннокентия",
которые составили и подписали, вынужденные при этом событии священнослужители
и "Акт вскрытия мощей", подписанный членами комиссии.
Сравним
эти два документа:
Протокол: " По открытию тела, воздух был совершенно
чист, без малейшего намека на затхлость или запах плесени. Тело
Святителя, обнаженное, лежало перед присутствующими со скрещенными
на груди руками, целое, красноречиво говорившее всем: - "Прииди
и виждь, неверующий, и буди не верен, но верен"...Фотографы
усиленно делвли снимки. На лицах тем, которые желали изобличить
вековой обман духовенства, выявлялось заметно сконфуженность и растеренность,
соедененная, нельзя скрывать, с некоторой озлобленностью и искусственно
поддерживаемой сдерженностью. ..
Одной немолодой женщине удалось получить разрешение
подойти к обнаженным мощам. Вопреки ожиданиям многих она истово
крестится и смело говорит: "Ну ,конечно, мощи так мощи и есть:
двести лет пролежали да так и остались. Что из нас через двести-то
лет будет" "Уходи, уходи, старуха" - был ей ответ"
Акт:
" Из открытой раки само духовенство извлекает на приготовленный
стол "Нечто"... Мумия, лежащая на спине фотографируется.
Осмотренный труп представляет собой натуральную мумию, довольно
хорошо сохранившуюся, судить о времени смерти не представляется
возможным, так как труп при известных почвенных и климатических
условиях, перейдя в стадию естественного высыхания, может сохраняться
столетиями".
Два
взгляда, два образа мысли, два отношения. Тон документов и содержание
говорят сами за себя: человек без Бога в душе становится разумным
животным, страшным в своем отношении к миру.
Боясь
народных волнений, 1 марта 1921 года ящик с мощами был отправлен
в музей Наркомздрава РСФСР в Москву. В начале 1930 годов, этот музей
был закрыт и в 1939 годумощи Святителя Иннокентия были перевезены
в Ярославль, где хранились 50 лет в фондах историко-архитектурного
музея.
|