«Желаю всем нам оставаться человеками…»
Знакомьтесь: Варвара Жукова, выпускница Ангарской Православной школы во имя Святой Троицы 2022 года. Мы встретились, чтобы поговорить о поездке Вари в Москву: весной этого года она стала абсолютным победителем в конкурсе сочинений, посвященном святому благоверному князю Александру Невскому, который проводила Патриархия в юбилейный для памяти святого год. Но Варя оказалась таким интересным собеседником, что мы не заметили, как увлеклись беседой на самые разные темы.
ЧАСТЬ 2. Мысли вслух
- Твой любимый Тургенев поднимал в своем романе «Отцы и дети» вопрос о разнице в мировоззрении поколений, о конфликте поколений. Как ты считаешь: есть ли действительно эти непримиримые различия между поколениями – или гармония в отношениях зависит не от возраста?
- Я думаю, что у хороших людей мировоззрение примерно одинаковое: что 200 лет назад, что сейчас. Поэтому я думаю, что если люди относятся к окружающим с любовью, то поколение, к которому они принадлежат, – не проблема.
Слава Богу, у меня есть бабушки с дедушками, и они живы и здоровы. Никакого конфликта у нас никогда не было. И причины конфликтов между поколениями мне непонятны. Может быть, у кого-то с этим вопросом и есть проблемы, но я лично с таким не сталкивалась. Мне кажется, что это надумано.
- Ты выпускница православной школы. Чувствуешь ли ты разницу между верующим и неверующим человеком? Есть ли эта разница? Или здесь все, на твой взгляд, складывается так же, как с разницей поколений? Могла бы ты учиться в обычной светской школе?
- Я училась в обычной светской школе около полугода: в 7-ом классе я поступила в Ангарский политехнический лицей. Это заведение считалось в Ангарске лучшим. Там учились раньше мои родители. У меня не было никаких сложностей. Я открыто говорила, что пришла туда из Православной школы, и реакция одноклассников и учителей была совершенно адекватная. Мне не приходилось отмалчиваться. Проблем с коллективом у меня тоже никаких не было. Я нашла новых знакомых, новых приятелей. С педагогами все тоже было в полном порядке. Училась я так же хорошо, как в Православной школе.
Все люди разные, у каждого свой характер. Возможно, кому-то после Православной школы в светской было бы плохо, тяжело. Я даже поняла бы такого человека. Разница действительно большая. Мне было нормально. Просто со временем стало понятно, что уровень преподавания гуманитарных предметов, к которым я тянусь больше, в нашей Православной школе во имя Святой Троицы был значительно выше. К тому же, я уже привязалась к учителям Православной школы. Поэтому, когда мы в семье приняли решение вернуть меня обратно, я очень обрадовалась. Конечно, я бы и в лицее осталась самой собой, но в Православной школе мои педагоги трудились еще и над тем, чтобы я вышла из этой школы человеком. Все зависит от людей. Можно и в светской школе учиться, если тебе попался педагог, как говорят, от Бога.
- А в чем эта «большая разница»? Чем отличаются светское и православное учебные заведения?
- В моем случае это даже разница в квадрате, потому что моя Православная школа была маленькой. Первая, самая заметная, разница в том, как люди между собою общаются. В православной школе люди разговаривают между собою как люди, ты для других здесь действительно ЧЕЛОВЕК. А в обычной школе не все так разговаривают. Часто допускают грубые слова или невнимание, пренебрежение. Могут и без грубости человека обидеть – и никто это проблемой не считает. Но, думаю, это сейчас, к сожалению, свойство нашего общества, и так уже везде. И школы не исключение тоже.
А то, что в нашей школе было меньше детей, это тоже большой плюс. Когда у тебя в классе 7, 10, 15 человек, это гораздо приятнее, чем 35. Наверное, это тоже важно.
Атмосфера, конечно, накладывает свой отпечаток. Я не мистик, но когда место намоленное, пусть даже люди здесь читали мало молитв – хоть «Отче наш» полгода или год, или неделю, ты когда заходишь – ты же это чувствуешь. А в обычной школе никто этого не делал – и это тоже чувствуется.
Учителя, конечно, тоже отличаются. Не скажу, что одни лучше, а другие хуже. Совсем нет – в каждой из этих школ работают настоящие профессионалы. Но в православной школе руководство, видимо, старается подбирать такой коллектив, чтобы люди в православной школе работали воцерковленные. В обычной школе никто не обращает внимания на вероисповедание человека. Обычно главную роль играют профессиональные навыки. А в Православной школе сочетается и то, и другое.
- Есть ли что-то трудное в Православной школе?
- О да! Самое трудное – это Закон Божий (Варя улыбается). Страшное дело, между прочим.
У меня есть младшие брат и сестренка. Брат пойдет в 5-ый класс, а сестренка – в 3-ий. И у того, и у другого весь класс был в восторге от Закона Божия в начале обучения. Конечно, ведь это так интересно! У нас хорошие преподаватели. Все малыши просто влюблены в Закон Божий.
А потом мы растем. Дисциплина в подростковом возрасте рушится, наступает переходный возраст. И в 10-11 классе некоторых Закон Божий начинает даже раздражать. Почему? Ну вот понимаете: вот вроде ты ходишь-ходишь, живешь потихоньку, ничего страшного не делаешь. А раз в неделю приходишь на урок Закона Божия, ты слушаешь и понимаешь, что на самом деле ты не совсем «нормальный» и не все в порядке, что ты на самом деле не прав. И надо же как-то исправляться, в воскресенье в храм идти. Стоит задуматься, как сразу понимаешь: Закон Божий – это реальная проблема!
- В вашей православной школе был домовой храм или вы выезжали на службы в Троицкий собор?
- Нет, домового храма у нас не было. И это на самом деле тоже своеобразная проблема.
По большим праздникам старшая школа ездила в Свято-Троицкий собор, а младшая – в храм Успения Пресвятой Богородицы в четвертом поселке.
- А службы стоять тяжело?
- Да. Маленьким точно тяжело. Да и старшим тоже. И дело, пожалуй, даже не в том, что это физически трудно, а кому-то скучновато, а кому-то, наоборот, потому что с каждой молитвой о себе все больше и больше узнаешь.
Опять же, еще смотря какая служба. Если ты в Великий пост пришел, то, конечно, это очень тяжело. А если в один из праздников…
Все батюшки служат, все так красиво, цветы, радость общая. Это уже по-другому. Сама радость силы дает. Все вокруг такие красивые, радостные, - и ты тоже всем этим проникаешься.
- А встреча с Богом происходит? Ученику Православной школы легче встретить Бога или нет?
- Думаю, это неважно, в какой школе ты учился. Неважно, за 5 минут до смерти ты встретился с Богом или с детства по храму бегал. Надеюсь, что для Бога это все-таки не важно. Православная школа – это не гарант, что человек пришел к Богу. Вообще. Мне кажется. За всех, конечно, не скажешь.
Человек, который в православной школе изучал Закон Божий, Литургику, знает самое главное – он знает адрес храма. Знает, какой трамвай туда идет. Он с детства видит батюшку. Он знает, что в храм можно прийти. И если он даже сейчас, в свои 18 лет, не готов быть с Богом, он знает, куда пойти, если в жизни вдруг все станет плохо, или, наоборот, хорошо.
Это единственная разница между тем, кто ходил или не ходил в храм - только в этом.
- А сейчас, летом, ты и твои одноклассники ходите в храм? Или, наоборот, отдыхаете, раз раньше было обязательным, а сейчас можно расслабиться немного?
- За всех одноклассников я, конечно не скажу. Друзья у меня невоцерковленные, они в храм не ходят, - я не настаиваю, потому что это свободный выбор каждого человека. Если меня попросят что-то рассказать – расскажу. Они знают о моих предпочтениях.
А если говорить обо мне… Да, летом я реже хожу в храм- что уж тут лукавить, это правда.
Летом мы с родителями переехали в Иркутск, и я еще ни разу здесь в храме не была.