Да будет Свет

Да будет Свет

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

                                                                  Бытие.Гл.1

Один из самых преданных и активных участников «Братства святителя Иннокентия (Иркутского)», староста прихода Спасского храма Александр Михайлович Гайдым, в эти дни принимает поздравления с 80-летием.

Александр Михайлович Гайдым в свое время был человеком весьма известным в Иркутской области, так как являлся главным инженером крупнейшего производственного треста «Востоксибэлектромонтаж»…

Вот написала  избитую фразу и сразу остановилась. Что значит «свое время» и когда оно становится  не своим – чужим? А ведь бывает…Но человек преодолевает этот искус, если научает себя мыслить и ощущать в вечности. Так было и с нашим юбиляром в лукавые 90-е, когда на большие и маленькие руководящие престолы ринулись бесы и бесенята, разрушая и прикарманивая все, что создавали несколько поколений тружеников. Многие честные, но лишенные веры люди тогда как бы теряли смысл жизни. А вот  знающие Свет  истинный, а не только солнечный и электрический,  унынию не поддались, а продолжили с  еще большим усердием свое служение в новых ипостасях. Таковым был и Александр Михайлович. А чтобы узнать и понять, откуда в нем этот Свет, обратимся, конечно же, к биографии.

Родился он 17 декабря 1942 года в селе Ново-Бурановка Нагайбаксого района Челябинской области. Однако род его корнями уходит в сердце Малороссии – Полтавскую губернию. По линии отца – Михаила Владимировича Гайдыма, и в Екатеринославскую – по линии матери - Евдокии Федосеевны Молодыченко.  А сошлись и поженились они на Донбассе, в Горловке. И только через 6 лет переехали на Урал, где и появился Александр – третьим ребенком в семье.  Болеющий туберкулезом отец работал экономистом, бухгалтером, зато мама  всю войну пропахала на шахте и руднике.

- Жили в огромном бараке, дружно, поддерживали друг друга, чем могли, - вспоминает Александр Михайлович. – Ребятишки все время проводили во дворе. Однажды шли всей семьей по дороге и увидели карточку с хлебными талонами на целый месяц. Отец весь вечер искал потерявшего - и нашел. Тот плакал от счастья, и мы тоже были рады.

В 1947 году отца назначили начальником планового отдела продснаба Колыванского рудоуправления в поселке  Колыванстрой  Алтайского края. Там, среди чудной природы, под руководством опытных, проницательных учителей, среди добрых работящих людей, прошумело вполне счастливое, несмотря на нужду и суровые условия, детство Александра, состоялось формирование характера, определилось профессиональное направление. Учеба, занятия спортом в различных кружках, походы в лес, первые навыки в охоте – все это занимало время и разум отрока. Но все же решающее воспитательное влияние оказывала «отсталая» мама.

- Каждое утро в школе проводилась линейка, где обязательно по радио слушали гимн Советского Союза по стойке смирно. Мама была безграмотная, но с четвертого класса я ходил с ней в вечернюю школу, и она, в свои 40 лет, начала читать по слогам. Она была очень набожной. Мы нашли ей детскую Библию (что удивительно!), и она всю жизнь по ней молилась. Меня тоже по вечерам ставила рядом с собой на коленки, мы начинали с «Отче наш», и дальше - другие молитвы. А за окном мальчишки играют в лапту или футбол – обидно.  А когда нас принимали в пионеры, старшая пионервожатая откуда-то узнала о наших бдениях, вызвала меня из строя и предложила: «Дети, давайте хором скажем трижды «Бога нет!» Я пришел домой в галстуке, и сразу – к маме: «А Бога нет!». Она упала на колени, заплакала: «Сынок, что ты сказал! Бог накажет нас за это». Больше на эту тему за всю жизнь не было разговоров…

Кроме мамы, о существовании Бога свидетельствовала гора Синюха, куда на Святую Троицу на высоту 1200 метров упрямые старушки непременно поднимались пешком, невзирая на предложения подвезти. Там находилась природная чаша в граните, и воду в ней освящал Батюшка.  Правда, в годы, когда Хрущев пообещал показать последнего попа, посещения этого места запретили. Сейчас там установлен православный крест – копия Афонского, высотой 3,5 метра…

В основе воспитания послевоенного поколения лежал труд. И уважение к нему и к трудящемуся человеку - на любом участке, в любой отрасли.  И Александр уже к окончанию школы умел очень многое.

- Старшие классы осенью посылали в колхозы в помощь на уборке урожая, - пишет Александр Михайлович в своих воспоминаниях. -  Мы убирали свеклу, которую затем возили в город Рубцовск на переработку.  Я любил эти ночные поездки за десятки километров; светится небо, потом – море огней –прибыли на базу, пару часов разгружаем вилами свеклу, и – обратно.  Впечатлений – масса. Потом в школе обязательно подводят итоги, как помогали селу. Директор Д.В. Зыков всегда старался привить ученикам уважение к простому труду. Мне повезло после девятого класса отработать сезон в Колыванской поисково-съемочной партии поисковым рабочим. Маршруты строились как раз вокруг Синюхи на 10-20 километров. Работал в паре с коллектором, который описывал месторождение, пробу скального образца, а маршрутный рабочий (я) каждые 100 метров берет пробу грунта на глубине до метра специальным инструментом типа сверла.

Жизнь геолога приглянулась старшекласснику: работа не скучная, люди веселые, дружелюбные, Вся романтика в наличии. Так что загорелся желанием стать этим самым «братом солнца и ветра», согласно популярной песне. Но бывалый начальник партии вовремя снял с глаз юноши розовые очки. Перебрав еще несколько возможностей, он выбрал профессию энергетика. И сразу после школы устроился электромонтером в трест «Сибэлектромонтаж» в Новосибирске. И тут ему опять «повезло»:

- Я попал в бригаду ветерана Шевченко, где было около 15 человек. Это была бригада быстрого реагирования. За год мы поработали на десятках объектов: радиозаводы, оборонные заводы, Академгородок, мясокомбинат и прочих. Мне удалось освоить все виды электромонтажных работ. И все это благодаря мудрому руководителю, прекрасному, талантливому человеку, которого я часто с теплотой вспоминаю.

Это был своего рода первый «университет».  А затем обязательный этап в жизни мужчины - служба в рядах Советской армии, которая тоже дала немало необходимых навыков и знаний. Там, кстати, танкист Гайдым стал членом КПСС. Не по убеждению и не для карьеры. Просто во время обострения обстановки в братской Кубе планировалась переброска туда их танкового батальона. И требовалось заявление: «Прошу направить добровольцем на остров свободы – Кубу, а замполит дополнял: «Напиши, что в бой хочу идти коммунистом». Командировка эта, к сожалению или счастью, не состоялась. Но бойцовские качества  нечаянному молодому коммунисту в жизни потребовались не раз.

В армии, как это обычно бывает, Александр обрел верных друзей. Встретил удивительных людей, оказавших свое влияние на дальнейший путь. Вот еще одна из любопытных страничек его воспоминаний.

- Хрущев принял решение о сокращении Армии на 1,2 миллиона человек, и в течение года уволил многих фронтовиков. Возник дефицит командиров и политработников. В наш полк прислали на двухмесячные курсы политсостав из Новосибирска. Целый взвод, состоявший из необыкновенных людей. Там были даже ведущие акробаты цирка, ведущий баритон Новосибирского оперного театра Балюта, который сотрясал казарму своим пением. Мы с сослуживцем Толиком Жеребцовым были назначены командирами этих курсантов, намного старше и мудрее нас, так что учиться приходилось нам у них.  Перед дембелем нас с этим же Толей поселили на свиноферму, где мы за два месяца отремонтировали крыши зданий. А вместе с нами это делал сотрудник фермы, который оказался…священником.  Его призвали, он пошел, но оружие в руки брать отказался. И вот он денно и нощно работал на ферме, а в свободное время вел с нами душеспасительные беседы…

Беседы, конечно, были не лишними, но слова батюшки ложились на уже подготовленную почву и только укрепляли заложенное с детства. А по-настоящему судьбоносная встреча произошла после досрочного дембеля, который предоставили, чтобы парни успели поступить в Новосибирский энерго-технический институт. Там же, в Новосибирске, жила сестра Алла с сыном Костей. А вскоре и Александр обзавелся собственной семьей.

- Приглянулась мне Люба Дресвянникова из Тувы. Заметил странность: перед тем как заходить в кабинет на экзамен, прячется за дверь. Я подсмотрел – она втихаря молится! Ну всё, значит, моя судьба…

И это было действительно так. Рука об руку, в счастье и в горе, в благополучии и лишениях, они прошли долгий путь, пока смерть не разлучила их. Господь призвал Любовь  несколько лет назад, оставив супруга доделывать дела земные, во благо Спасскому приходу, детям и внукам.

Но вернемся к славной трудовой деятельности нашего юбиляра. После окончания института молодые специалисты распределились в тот же трест, где Александр работал до армии. Хотели остаться в Новосибирске, но оказалось, что начальник отдела подписал им направление в Усолье, где их уже ждал армейский товарищ Анатолий Жеребцов. Туда же перевез и родителей. Карьера началась с должности мастера Управления. Следующая ступень – начальник участка на Химкомбинате, А в 1972 году поступило предложение принять должность главного инженера Управления в Улан-Улэ.  Как тогда говорили, бросили на прорыв. Начальник управления – человек новый, со спецификой не очень знакомый, квалифицированных специалистов нет, рабочих не хватает, а объектов для сдачи много, да еще каких: Селенгинский целлюлозный комбинат, авиазавод, радиозавод, локомотивно-ремонтный, электромеханический, жилье, сельхозкомплексы, угольный разрез, огромный космический комплекс «Звездный», и многое другое. В общем, приходилось буквально жить на объектах, решать и производственные, и кадровые вопросы, подтягивать друзей, знакомых. Со временем сложился замечательный коллектив.

Наладился и семейный быт: получили большую четырехкомнатную квартиру в новом доме Минмонтажспецстроя, куда в апреле 1973 года привезли первенца – Дениса.

Мощным импульсом для всей страны, а особенно восточно-сибирских организаций стало строительство БАМа.  В Северобайкальске был организован Бурятский участок, где с успехом трудились улан-удэнские электромонтажники. 1978 год принес не только должность начальника, но и пополнение семьи – дочкой Леночкой. А в 1980 году А.М.Гайдым принял предложение на пост главного инженера прославленного треста «Востсибэлектромонтаж» и переехал навсегда в Иркутск. (Заметим, что все переезды осуществлялись вместе с родителями). Хотя первое время дома его  видели нечасто.

Из  неопубликованных  мемуаров:

-  Конечно, интеллигентный город Иркутск нам понравился. Ребятишки – в садик, родители – на хозяйство, а мы с Любой – вкалывать. Она в нашем инженерном центре вела инженерную подготовку объектов.  У меня все 18 лет - бесконечные командировки. А в Нерюнгри так вообще почти безвыездно полтора года находился. Так что Любе пришлось тяжело.  Как раз с продовольствием было туговато. Прилетал из Нерюнгри, наловив и насолив хариуса, с горбовиком брусники, парой головок сыра…Обычно появлялся дома часа в 2-3 ночи, молодежь хором встречала: «Командировочный приехал!»

Время летело стремительно, БАМ двигался к океану, дети выросли, светлое будущее приближалось. Пока не прозвучало роковое слово «перестройка». Не будем живописать все, что пришлось перенести Гайдыму со товарищи в пору разгула «рыночных свобод» в попытках сохранить трест, хоть какие-то принципы и правила, наладить новые производства для элементарного выживания. В конце концов пришлось уволиться. В 1997 году Александр Михайлович ушел в «Госэнергонадзор»  заместителем начальника промышленной инспекции и проработал там до пенсии.  Но «заслуженный отдых» ему даже теоретически представить было трудно. И уже через год после получения статуса пенсионера, в 2005 году создал и возглавил ООО «Иркутская электротехническая компании», где сумел собрать более 70 высококвалифицированных специалистов.  Компания   выполняла десятки заказов «под ключ» - от проекта, которые часто делала любимая Любовь …

В это время появилась возможность послужить Богу тем, чем они были богаче всего, – своими профессиональными знаниями и практической помощью православным храмам и приходам именно с электроснабжением и строительством. Абсолютно бескорыстно. Вот лишь частичный список благих гайдымовских дел с 2006 года:

 - полное восстановление храма Успения Божией Матери в п.Жилкино, в том числе – электроснабжение и обеспечение строительными материалами;

- расчистка храма Воскресения Господня и восстановление правого придела в селе ВерхоленскеКачугского района; позже –электроснабжение храма и дома священника;

- выполнение электромонтажных работ в Иркутской православной гимназии;

Электромонтажные работы в нижнем приделе храма во имя свт.блж. Ксении Петербуржской и наружное освещение;

- приобретение колоколов для храмов в Голумети, Верхоленске и Качуге;

- электромонтажные работы в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Пивоварихе;

-  обновление электроснабжения в Михаило-Архангельском храме  (Ново-Ленино);

- электроснабжение  восстановленного храма  во имя Николая Чудотворца в селе Голуметь Черемховского района…

- проектные работы в перечисленных и многих других храмах, приходах, учреждениях.

- помощь при переезде православному епархиальному лагерю «Роднички», помощь с электрикой на новом месте – за свой счет.

Повторю, это далеко-далеко не полный список, да всё и припомнить теперь невозможно.  «Нести свет» в физическом исполнении  вошло даже как будто в привычку. Хотя работа эта непростая, ответственная, необходимая, все же труд по «внутреннему освещению» человеческой души гораздо сложнее. Такая «нетварная лампочка» сияла глазах его духовного отца – любимого листвянского батюшки Николая Обухова. Он и венчал их с Любой. Там, в Никольском храме, пережиты многие светлые минуты духовного познания…

Таким же Светом обладал и привлекал к себе молодой священник Дионисий Садовников, настоятель Успенского храма бывшего Вознесенского монастыря (в Жилкино). Его прихожане выбрали брата Александра своим старостой. В кругу друзей отца Дионисия был и другой Александр – Беломестных, на ту пору председатель молодежного комитета областной администрации, позже также ставший священником, настоятелем Спасского храма. После трагической гибели общего друга и наставника Александр Михайлович «перекочевал» в Спасский.  Таким вот неисповедимым печальным Господним путем.  И свою церковную должность он исполняет как монашеское послушание, по мере сил поддерживая все материально-техничекую-энергетическую часть. Но не только. Многие, многие братья и сестры получают утешение и радость просто от общения  с этим человеком, да и действенную помощь тоже. Помнится, случился пожар в квартире одной из прихажанок. Кто сделал ремонт? Или блаженненького нашего Костю с паперти кто в больницу отправлял?

- Мы очень благодарны Александру Михайловичу за все, что он делает для храма и для людей, - говорит настоятель  Спасского храма протоиерей Александр Беломестных. -  Он во многом является для нас таким примером стойкости и постоянства в бурном море житейском. Он плывет - и мы за ним. Поэтому желаем нашему юбиляру, конечно же, крепкого здравия, во всем благого поспешения. И пусть то море света электрического, которое он подарил людям, вернется к нему Светом Божественным!

Зоя Горенко, прихожанка храма Спаса Нерукотворного Образа

 

17.12.2022