12 января 2025 года исполняется 20 лет со дня хиротонии во священника протоиерея Владимира Бурдина, клирика Свято-Троицкого собора г.Ангарска.
- Отец Владимир, примите наши искренние поздравления с 20-летием Вашего служения! Каковы Ваши чувства в этот особый день?
В первую очередь, конечно же, чувство скоротечности времени. И чем дальше, тем острее это ощутимо. Будто совсем недавно приступил к служению в священном сане, а уже 20 лет минуло относительно незаметно.
- Оглядываясь на эти 20 лет, что является для Вас самым значимым, самым дорогим в священническом служении?
Думаю, для каждого священнослужителя самое дорогое - это, несомненно, священное право стоять пред Престолом Божиим и совершать литургию. Ведь всё остальное, что есть в Церкви, - оно для литургии, около литургии, вокруг литургии. Впрочем, любой сознательный христианин это прекрасно понимает.
- Помните ли Вы день своей хиротонии? Какие чувства и мысли переполняли Вас тогда?
Кончено же помню, помню как вчера! Сложно описать всю гамму духовных переживаний и эмоций в преддверии этого дня и в самый день хиротонии. Это, пожалуй, самое значимое событие в моей жизни. Других дней, сопоставимых с этим и как-то по-особенному ярких, я не помню. Это были (и до сих пор остаются) и чувства собственного недостоинства и одновременно милости Божией; чувства страха и торжественности перед величием этого Таинства, и, одновременно, чувства радости и ответственности за предстоящий путь. Особенно сильно врезались страшные слова, которые произносит архиерей ставленнику в момент хиротонии, вручая ему дискос с Частью Тела Христова: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о нем же будешь истязан во Второе и Страшное пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Вот память об этом до сих пор внушает трепет!
- Как изменилось Ваше представление о священстве за эти годы?
Существенно никак, ибо сама его идейная суть во веки веков зиждется на словах Христа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се, Я с вами во все дни, до скончания века, аминь!» (Мф. 28:19-20)
- Расскажите, пожалуйста, о приходе, в котором Вы несете служение. Какие люди составляют Вашу паству?
Вот уже 18 лет как я служу штатным клириком Свято-Троицого собора г. Ангарска. До этого я два года служил в Архангельской епархии, откуда по семейным обстоятельствам перевелся в Иркутск. Дело было осенью 2006 года и, так совпало, что незадолго до этого был освящен и открыт собор, куда я и получил назначение правящим тогда архиереем - архиепископом Вадимом. Так что, практически с самого открытия храма я и служу здесь.
Что касается прихожан, то церковная община - это срез общества как таковой, а он, в свою очередь, весьма многогранен и разношерстен: есть люди с довольно сложным бэкграундом, есть и прихожане с научными степенями, доктора и кандидаты наук; есть прекрасные врачи и педагоги, прочие профессионалы своего дела, ну и возраст, который у нас тут от мала до велика! В общем и целом это не столь важно в момент единения всех за общей молитвой, поскольку ценна личность сама по себе, а не её социальный статус.
- Как изменилась Ваша личная духовная жизнь за эти годы служения?
Я бы не сказал, что как-то радикально изменилась. По крайней мере мне не представляется возможным как-то точечно это зафиксировать. Что-то, конечно, поменялось во взглядах, сместились приоритеты, отношение к тому, что казалось когда-то очень важным, на самом деле должно быть проще, и т. д. Но это, скорее, накопившийся опыт, нежели духовность.
- Какие моменты в служении были для Вас самыми сложными, и как Вы их преодолевали?
Сложности возникали тогда, когда я слишком с кем-нибудь сближался. Было очень больно переживать подлость и предательство. Но, тут уж сам виноват, поскольку, желая быть рубахой-парнем, нарушал «заповедь» бывалых: священник должен быть доступен, но не досягаем.
Для формата здоровых отношений «священник-прихожанин» это крайне важно! Иначе происходит своего рода девальвация священства и практически 100% вероятность того, что впоследствии придется испытать моральные страдания. Увы, все мы люди, а там, где есть люди, есть и обычные человеческие проблемы.
- Что Вам помогает нести крест священства с радостью и вдохновением?
Я бы сказал, что есть чувство священно-служебного долга, а радость и вдохновение - это уже незаслуженные подарки Неба, о которых святыми отцами рекомендовано не думать и их не ожидать.
- Какие духовные книги, авторы, примеры повлияли на Вас больше всего?
Вы знаете, мое церковное отрочество проходило в богослужебно-культурной среде Петербурга. И вот именно в семинарские годы я встретил пожилых священнослужителей и педагогов в священном сане, которые несли в себе живую связь со старой, дореволюционной богослужебной школой, и образ которых навсегда врезался в память. Это были люди, которые прошли советские лагеря и тюрьмы лишь за то, что были верующими; это были люди, которые истово служили, невзирая на прессинг безбожной власти и которые завершили свой земной путь, оставаясь верными своему призванию до глубокой старости и буквально до последнего своего вздоха.
Вот именно такие встречи и живые примеры просто бесценны!
- Что для Вас является главным ориентиром в духовной жизни?
На мой взгляд, вопрос риторический. Любому христианину главным ориентиром в духовной жизни будет являться заповедь Христа о любви. А вот личное в ней совершенство, увы, нередко оставляет желать лучшего.
- Как, на Ваш взгляд, меняется современный мир? Какое место в нем занимает Церковь?
Какие проблемы, на Ваш взгляд, наиболее актуальны для современного человека?
Очевидно, что течет и развивается технологический прогресс, например, посмотрите, как далеко шагнула возможность коммуникации за последние 10 лет! Также много чего производится для максимального комфорта и удобства, все это методично навязывается рекламой, но психология и духовная проблематика человека всегда остается одной и той же! Увы, приоритет «хлеба и зрелищ» доминирует в мире, а «скучная духовность» все более отодвигается на периферию. Когда же человечество забывает, что помимо физических и экономических законов в мироздании есть и незыблемые законы духовной жизни, установленные Самим Богом, тогда нередко приходят и потрясения. И с этим сложно спорить.
Помните реакцию гадаринцев на изгнание Христом бесов из их соотечественников, которые кошмарили все население, а затем как стадо свиней, одержимое этими же бесами, ринулось в море? Вместо благодарности и радости о чуде исцеления они Ему сказали типа того, что «шел бы Ты отсюда, а? Мы тут, понимаешь, свиной бизнес строили, на поток все поставлено было, комфорт себе обеспечивали, а Ты пришёл, куда Тебя не звали, и все испортил. Уйди, пожалуйста».
Вот с тех евангельских времен реакция мира на присутствие в нем Церкви мало чем изменилась.
- Как, по Вашему мнению, Церковь может помочь человеку в современном мире?
Церковь всегда готова и может помочь реально только тем, кто сам открыт для этой помощи и желает ее принять. Христос ни за кем не бегал и никому Себя не навязывал. Но при каждом удобном случае Он озвучивал то, ради чего пришел в мир. И, если была такая необходимость, то являл Свою Божественную власть, совершая многочисленные знамения и чудеса. Вопрос же обратной связи Он оставлял слушателям, образ которых был дан Им Самим в притче о сеятеле (Лк. 8: 4-8): кто-то радикально все оставлял и шёл за Ним подобно Петру, кто-то терзался сомнениями, а кто-то и вовсе предпочитал забыть услышанное и увиденное.
Еще, знаете, ни для кого не секрет, что любой хороший специалист в глянцевой рекламе не нуждается. Он не вывешивает объявления на «Авито» и рекламных столбах, поскольку качественно и неоднократно выполненная им работа говорит сама за себя, а сарафанное радио - штука сильная. Однако, чтобы попасть к нему, придётся постоять в очереди.
Вот и задача Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку качественно «организовать» ему личную встречу с Богом, чтобы он сам ощутил Божественное присутствие в этом мире и в своей жизни в частности. Тогда-то и дела наши будут гораздо громче говорить сами за себя без внешней для того рекламы.
- Что бы Вы пожелали себе и своей пастве в этот знаменательный день?
Хотелось бы пожелать всем и себе в т. ч. рассудительности и духовной трезвости, не заслонять Главное - второстепенным. А остальное все непременно приложится!
- Какой совет Вы дали бы молодому человеку, который задумывается о священническом пути?
Не торопиться в благородном порыве: он может быть эмоциональным и кратковременным! Обязательно получить и освоить гражданскую специальность, затем обязательно поступить в духовную школу! Если в процессе учебы чувствуешь, что это не твое, то лучше другим образом быть полезным Церкви и обществу, нежели впоследствии самому тяготиться выбором и тяготить окружающих. Обязательно важна личная молитва! Внимательно вслушиваться в своё сердце и двигаться к тому, что оно внушает. Если есть призвание к священству, Господь непременно все устроит в нужное время.
- Какие планы и надежды на будущее Вы связываете со своим служением?
Знаете, если о высоком, то план и надежда - это Царствие Небесное, а если о приземленном, то есть золотое правило внутрицерковной жизни: ничего своего не искать и ни от чего не отказываться.
(Кстати, это же будет и дополнительным советом тем молодым людям, задумывающимся о пути священства)
Делать то, что от тебя зависит на сегодня, остальное - есть Кому позаботиться.
«Довлеет дневи злоба его» (Мф. 6: 31)
Беседовала Евгения Ким