Протодиакон Антоний Смолин об участии в мастер-классе церковного пения на московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
После объединения в 2007 году Русской и Зарубежной Православных Церквей появилось множество совместных проектов. Наиболее успешным из них является певческий русско-американский институт имени патриарха Тихона.
Основатель этого института, регент хора подворья Троице-Сергиевой лавры Владимир Горбик, объехал десятки городов США, проводя на православных приходах мастер-классы церковного пения. А в этом году он пригласил православных американцев в Москву. В семинаре приняли участие профессиональные музыканты, регенты любительских хоров, певчие клиросов православных приходов из разных городов США и Канады в количестве 35 человек. Владимир Горбик также разослал приглашения на семинар своим друзьям и знакомым, профессионально занимающимся церковным пением. Такое приглашение получил протодьякон Иркутской епархии, регент хора «Знамение» Антоний Смолин. Вот что рассказал о семинаре о. Антоний:
Наша учеба прошла в первой декаде сентября в Москве, на подворье Троице-Сергиевой лавры. Руководитель поставил перед собой и участниками семинара сверхзадачу – за несколько дней создать хор, разучить и спеть на воскресном богослужении в храме подворья Троице-Сергиевой лавры всенощную и литургию. Если учесть, что большинство наших зарубежных друзей, хотя и являются потомками русских эмигрантов, практически не говорят на русском языке, то станет понятно, каков был груз ответственности.
Но наш руководитель с этим справился. Владимир Горбик преподает дирижирование в Московской консерватории, где считают за честь пройти обучение лучшие студенты из разных регионов нашей страны. Его хор является многократным лауреатом международных конкурсов и фестивалей. Владимира Горбика по праву считают учеником и продолжателем дела выдающегося регента, педагога, церковного композитора отца Матфея (Мормыля).
Тысячи семинаристов, слушателей Московской духовной академии прошли через хор Троице-Сергиевой лавры, которым несколько десятилетий руководил отец Матфей. Церковные песнопения исполняются сегодня многими коллективами, но хор отца Матфея был уникален тем, что доносил до молящихся всю глубину богослужебного текста. Музыка следовала за словом, в полноте раскрывала идеи, содержащиеся в тексте. Это было не просто формальное исполнительство, а единство музыки и слова, музыкальной формы и текстового содержания. Это оказывало на православных людей совершенно иное воздействие, пробуждая в них молитвенное состояние.
Сегодня в России церковное пение востребовано. Это уже стало не только церковной традицией, но и серьезным культурным явлением. Многие православные хоры с огромным успехом выступают с концертами. Слава Богу, мы возвращаемся к тому, отчего когда-то ушли. Ведь если вспомнить историю русского вокального искусства, самые выдающиеся басы, тенора и сопрано пришли на сцену из церковных клиросов. И, что еще более важно, уже став мировыми знаменитостями, или, как сейчас говорят – звездами, эти люди продолжали петь в храме за воскресной литургией.
К сожалению, мы мало знаем о наших православных братьях и сестрах, проживающих за рубежом, а многие из них считают Россию своей духовной Родиной. Об этом, как мне показалось, совершенно искренне говорили участники семинара из Америки. Можно сказать, что церковная, (читай народная) дипломатия творит чудеса – американские политики в пылу предвыборных речей называют нашу страну «империей зла», а граждане – духовной Родиной…
Руководитель нашего семинара оказался очень требовательным. Мы занимались неделю с утра до вечера с небольшими перерывами. В ходе репетиций дирижер не позволял отвлечься ни на минуту, а ведь нам хотелось и пообщаться. Но серьезный настрой руководителя хора был заразителен. Мы понимали, что в конце семинара должны спеть на литургии в храме, где обычно поет один из лучших хоров Русской Православной Церкви. И с этой задачей, с Божьей помощью, мы справились!
Важно отметить, какой результат получил в ходе занятий каждый из участников семинара. Для меня, например, очень важным стало понимание языка жестов опытного дирижера. Жест Владимира лаконичен, точен и понятен каждому хористу. Такой манерой дирижирования, безусловно, хочется овладеть.
У Владимира уникальная методика работы с хором, при которой исполнительская техника достигается через осмысление поэтического образа текста. Самое главное, чему нас научил выдающийся мастер – умение донести смысл исполняемого произведения через образ. Много времени на занятиях было уделено пониманию глубинного смысла того, о чем поешь.
Удивительное дело, когда наш учитель подробно, образно и эмоционально донесет свои требования до каждого, хор, буквально с первого раза точно исполняет песнопение. Некоторые дирижеры много раз прогоняют те или иные фрагменты произведения, но сами не понимают, чего хотят добиться от исполнителей, и хор в итоге не приходит к лучшему результату. Владимир же через объяснение смысла текста добивается необходимого звучания.
"Я веду вас в горы, вы там никогда не были, а я много раз бывал, и видел, как там красиво. И если вы мне не доверитесь и не пойдете за мной, вы этого никогда не узнаете", - такими словами Владимр вдохновлял нас на восхождение к вершинам певческого искусства.
Участие в подобных мероприятиях дает колоссальный импульс для развития, заряжает энергией на будущее, новыми идеями и подходами, которые хочется воплотить со своим хором. Появляется желание расти как специалисту в своем деле. Ты видишь, каких потрясающих результатов можно добиться даже с непрофессиональными певчими.
Такие встречи необходимы для повышения своего профессионального уровня. Ведь в церковном пении, как и во всяком деле, самое главное, чтобы мастер не превратился в ремесленника, которого все устраивает и который не стремится к совершенству.
Хочется приложить усилия, чтобы и наши иркутские регенты смогли пообщаться с Владимиром Горбиком и принять участие в его мастер-классе уже в Иркутске.