Жизнь с распахнутым сердцем (интервью с руководителем социального отдела Иркутской епархии протоиереем Александром Василенко)

Жизнь с распахнутым сердцем (интервью с руководителем социального отдела Иркутской епархии протоиереем Александром Василенко)

Разговор с батюшкой оставляет ощущение тепла, мира в душе, поразительной внутренней тишины и сосредоточенности и рождает желание быть лучше там, где ты есть, где поставлен: делать свое дело по совести, ответственно перед Богом и людьми.

Так бывает всегда, когда встречаешься или говоришь с отцом Александром Василенко – руководителем епархиальной социальной службы, настоятелем прихода святой блаженной Ксении Петербургской и храма св.Александра Свирского в Кочергате, где есть свое подсобное хозяйство и приходской лагерь и куда батюшка готов ехать сразу после интервью, едва перекусив после службы. А вчера он только вернулся из Пивоварихи, где действует построенный им храм Покрова Пресвятой Богородицы и Покровский Дом Милосердия для Мам…По-другому батюшка не умеет. Кажется, он никогда не отдыхает, всегда собран, мобилен, устремлен к новому важному делу. Он всегда открыт жизни и миру, чтобы распахнутым сердцем заслонить от ударов тех, кто поручен ему Богом: немощных, голодных, страждущих, болящих…

- Отец Александр, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Как Вы пришли к социальному служению? Это было склонностью вашего сердца или, наоборот, стало неожиданным послушанием для Вас?

- Да, меня благословили на это служение, и это было очень неожиданно. С одной стороны, да, наш храм находится на территории детской Ивано-Матренинской больницы, где проходят лечение дети. Много тяжело болеющих, много воспитанников детских домов, новорожденных отказников… С другой стороны, тогда, в начале 2000-х годов у нас еще не было развито достаточное сотрудничество с Министерством здравоохранения, и с больницами, и с социальными службами, а мы по самому нашему местоположению уже пытались находить контакт с врачами, помогать больным детям, поддерживать их родителей.

А дальше все начало складываться и развиваться само собой – в ответ на нужды приходящих людей. Так мы стали работать с бездомными и бомжами, кормить голодных. Как раз в тот период времени было много таких людей, которые потерялись в этой жизни. И мы начинали свое служение с сестрами и братиями нашего прихода, организовывая социальную помощь именно тем людям и именно так, как им требовалось.

Так появилась социальная столовая, где ежедневно кормят бездомных и нуждающихся. У нас есть две богадельни, где находятся одинокие и больные пожилые люди и детдомовские ребята. Сестры нашего Сестричества милосердия начали работу в хосписе, продолжают трудиться в больницах, осуществляют патронаж. Конечно, в период пандемии доступ в палаты стал гораздо сложнее, но мы все равно стараемся сделать все возможное для людей, нуждающихся в помощи.

- Много ли у Вас подопечных, с которыми Вы работаете?

- У нас не было цели считать количество людей, которым мы оказываем помощь – главным было оказать им помощь. Есть некоторая статистика по социальной столовой, но и это потому, что необходимо учитывать продукты и вести расчет, чтобы на всех хватило. Было время, когда мы ежедневно кормили по 40-70 человек, был такой пик. Сейчас, во время пандемии, выдаем питание с собой, ежедневно бывает 10, 15, 20 человек.

В больнице раньше тоже на нашем попечении было 2-3 палаты с детьми, 15-20 человек. Тогда было время, когда детей бросали, было много отказников, были и дети-инвалиды, многие дети изымались из семей, родителей лишали родительских прав, и больница была неким «перевалочным пунктом». Мы даже начали строить Детский дом Милосердия в Пивоварихе, чтобы как-то помочь в сложившейся ситуации, потому что видели, насколько возросли масштабы и количество брошенных детей: больница не справляется, государство не справляется, опека не справляется. Нас просят о содействии – и мы начали этот большой проект. Построили. Но тому моменту, Слава Богу, изменилась ситуация в стране, социальная ситуация изменилась: детей начали в семьи забирать, матери и отцы начали внимательнее относиться к своим родительским обязанностям. Сейчас дежурные в больнице сестры опекают уже не более 5-7 детей в палате.

А построенный Дом Милосердия на 70 человек стал ответом на новые вызовы времени и превратился в социальный приют для мам, попавших в трудную жизненную ситуацию, и их детей. Освящение Дома Милосердия состоялось около двух лет назад, а за прошедший год через социальный приют прошло около 50 человек.

Конечно, в Иркутске есть и другие социальные приюты: например, «Оберег» и «Мария», где обратившиеся за помощью люди живут как в общежитии: работают, приходят в приют ночевать. Возможно, могут порою даже позволить себе чего-нибудь «лишнего». У нас такого нет – все строго: можно все, но только то, что полезно для ребенка и для мамы. У нас есть определенные запреты на некоторые вещи. Кому-то это не в привычку, кому-то это сложно, а кому-то даже начинает нравиться – приходят со словами благодарности. Те, кому совсем не нравится, - дня через два уходят.

- У живущих в социальном приюте в Пивоварихе есть определенные обязанности?

- Да, у всех проживающих есть определенные обязанности: уборка, приготовление пищи, присмотр за своими детьми. Рекомендуется также посещение храма. У женщин там есть возможность заниматься рукоделием; приезжали к ним и представители библиотеки, привозили книги, занимались с ними, беседовали, организовывали чтение.

- А как долго могут находиться женщины с детьми в Вашем приюте?

- В зависимости от ситуации – пока она более-менее не стабилизируется: накопятся деньги на карточке, пока восстановятся контакты с родственниками или пока поможем восстановить документы. Некоторые живут у нас по полгода, были случаи, что обживались и спокойно находились здесь в течение года.

- Связаны ли Вы с социальной службой города, чтобы иметь возможность максимально помочь людям? Чем отличается помощь социальной службы города и помощь, которую оказывает социальная служба Иркутской епархии? Вы как-то дублируете друг друга, дополняете или работаете с разными группами людей?

- Мы не вмешиваемся в работу друг друга, у каждого есть свои сферы деятельности. И в городской службе работают хорошие и неравнодушные люди, которые делают добро для тех, кто нуждается в помощи. Самое главное отличие заключается в том, что мы направляем человека духовно. Вся помощь, которую предлагаем мы, связана с Господом, с храмом и Таинствами церковными, проходит через храм.

Наши сотрудники присутствуют в больницах не только как сиделки, но как сестры милосердия во всех смыслах этого слова и проявляют себя как сестры, и беседуют с людьми как сестры, проявляют и внешнюю, и внутреннюю заботу о больном человеке, готовя его к тому или иному церковному Таинству.

Всегда прошу наших сестер о том, чтобы их служение не было поверхностным, формальным, но чтобы оно было внимательным к человеку, бережным, по-настоящему человечным, порядочным, духовным. Часто приходится общаться с родственниками наших подопечных, с родителями, и мы уже одним своим видом (сестры носят белые косынки с красным крестом) представляем Церковь – по нам и нашему отношению люди будут судить и о Церкви.

- Много ли сейчас сестер в нашем Сестричестве милосердия? Все ли они успевают с таким огромным объемом работы?

- Все наши сестры в основном работающие, семейные, и свое служение осуществляют в собственное свободное время, безвозмездно. Радует, что они успевают и там, и там. Когда наше служение было на пике востребованность, численность сестер доходила до 40 человек. У них был очень жесткий график, все было расписано по часам, по суткам, чтобы помощь была оказана везде, где требовалось. Сейчас, конечно, график более свободный. Периодически участвуют в служении все сестры, поэтому у них стало оставаться больше времени на семью, дом и работу.

Хотя и сейчас бывают ситуации, когда служение требует ночного или суточного дежурства в больнице, сугубой молитвы, участия в перевозке инвалидов и в уходе за ними.

- Насколько Вы, как руководитель социальной службы епархии, считаете необходимым наличие социальной службы на каждом приходе? Были ли в Вашей практике случаи, когда другие приходы просили у сестер помощи в уходе за собственными прихожанами – престарелыми, больными и одинокими? Решает ли подобную проблему создание «официальной» приходской социальной службы или достаточно добрых отношений на приходе и временной помощи нуждающимся и больным «по возможности»?

- Я глубоко убежден, что любой приход без социальной службы – это приход неполноценный. Богослужение требует от нас продолжение служения, и настоящий приход рождается только тогда, когда их начинают объединять дела милосердия, помощи, сострадания, когда служение ближнему прихожане начинают проявлять в реальной жизни. Все об этом знают. Главное об этом не забывать. На любом приходе должна быть группа людей, которая этим занимается: кормит прихожан, ухаживает за больными, посещает одиноких престарелых, помогает тем, что необходимо.

У нас были случаи, когда к нам обращались за помощью в приобретении билетов на дорогу или за помощью с одеждой и обувью. Это, в принципе, нормальная ситуация.

Но вообще нужно стремиться, чтобы каждый приход организовал у себя социально активную группу людей для социальной помощи своим прихожанам и обращающимся в храм действительно нуждающимся людям.

- В Иркутской епархии уже есть такие приходы, кроме Вашего, где подобная социальная помощь людям оказывается и сегодня?

- Да, конечно. Есть такие активные приходы. Очень активные у нас Ангарский и Черемховский районы: есть там и филиалы нашего Сестричества - стараемся организовываться и взаимодействовать. Стараемся встречаться для координации работы. Приезжают к нам и специалисты Синодального социального отдела с очень полезными семинарами практической направленности, следующий из которых запланирован в районе февраля месяца.

- Проходят ли сестры и социальные служащие Вашего отдела какое-то обучение для того, чтобы оказать людям духовную и медицинскую помощь, или любой желающий может прийти к Вам и пополнить ряды Ваших помощников и сестер?

- В общем-то, любая женщина-мать может оказать необходимую минимальную медицинскую помощь – это получено в практике самой жизни и заботы о ближних в семье. Но служение в больнице может нести именно сестра милосердия – и по статусу, и по форме.

Мы с сестрами периодически проходим курсы катехизации, чтобы пополнять запас знаний и духовных сил.

Когда к нам приходит новый человек, прежде всего мы задаем вопрос, с какого он прихода, участвует ли в Таинствах Церкви. А если приходит к нам человек, еще не воцерковленный, мы прикрепляем его к определенной сестре, чтобы с ее помощью все понять о сути социального служения милосердия, сделать шаги по собственному воцерковлению, участвовать в Таинствах и богослкужениях. После этого человек уже может представлять наш приход, Сестричество и даже нашу Церковь Православную. А просто так сразу прийти ев служение в больницу нельзя.

- В наше время очень «модно» говорить о выгорании. Все сестры у Вас на приходе не только служащие сестры милосердия, но и работающие, семейные. Необходимо много духовных, душевных и физических сил, чтобы все это понести. Знакома ли им проблема выгорания? Если да, то как она решается? Или для воцерковленного человека проблемы выгорания не существует, и силы восполняются через отношения с Богом, через исповедь и Причастие?

- Для меня стало приятным удивлением и радостью, что все сестры, занятые и семейные, с детьми и работой, приходят, жаждут этого служения, не отказываются, просятся выполнить что-то. Это как раз пример того, что человек уже имеет ответственность перед Богом, перед своей совестью, перед приходом и людьми. Это люди верующие, воцерковленные. Слава Богу, таких женщин у нас много, и они служат Богу, людям и делу милосердия годами. И количество сестер пополняется. Конечно, кто-то уезжает в другой регион, кто-то болеет или становится достаточно пожилым для выполнения такой трудной работы, но костяк служащих сестер всегда остается и пополняется.

Выгорание – может быть, термин и «модный», но не наш. Когда речь идет о сфере бездуховной, то, может быть, у людей есть энтузиазм, но, может быть, есть и страсти гордости и некоторого самолюбования, и в таком случае постепенно начинается духовное истощение, потому что духовные силы нужно восполнять участием в Таинствах, чтобы были силы для общения с людьми на регулярной основе.

Сейчас, в период пандемии, все вокруг пришло в некоторый упадок, и это дави, многие люди начинают испытывать депрессивные состояния. Конечно, нельзя сказать, что мы находимся в унынии. Мы не унываем, но все происходящее: болезни, маски, разговоры – дают о себе знать. Количество молебнов и служб в храме тоже изменилось. Раньше по воскресеньям у нас было две службы – сейчас одна. Регулярные массовые встречи Сестричества в связи с пандемией также заметно сократились. Мы приходим на службы, собираемся в трапезной.

Хорошо, что у нас есть свое подворье в Кочергате. Это очень значимое для нас место. Там другая обстановка, ситуация другая складывается там. Там продолжение нашего прихода. Там есть небольшое хозяйство. Появился там и храм в честь святого Александра Свирского, проходят полноценные службы, Божественная литургия.

Когда люди живут бок о бок на природе в плотном режиме: утром – молебен, потом различные послушания, труд, заботы и обязанности – это служит и взаимному сплочению прихода, и укрепляет духовные силы каждого из его членов.

- Каждый приход как семья. Приход храма св.блж.Ксении Петербургской с его служением и традициями отличается от прихода, который складывается в Пивоварихе?

- Изначально я старался, чтобы все это было одним целым. Все, что получалось, хотелось перенести и развить на новом месте. Конечно, чтобы приход сложился и состоялся, нужно время.

Я принял решение остаться здесь, а приход в Пивоварихе передать другому настоятелю. (Настоятель прихода в Пивоварихе – священник Дионисий Василенко – сын о.Александра.- Прим.автора). Но у нас много общего. Территория одна (в Пивоварихе находится Дом милосердия), один транспорт. У нас общая воскресная школа, мы ездим в Пивовариху на Пасхальные общие праздники – там есть большое помещение для трапез и праздников. Мы стараемся объединяться, жить единой семьей, потому что когда люди вместе и все это видят и этим живут, то и силы появляются, и любовь, и взаимопомощь.

Конечно, внутренний мир прихожан разный, но мы все едины. В приход Пивоварихи приходят и поселковые, и приезжают жители окрестных деревень. Все уже тоже сплотились, как родственники, как настоящие ближние, и приход уже сейчас насчитывает около 150 человек.

Слава Богу, что так случилось: в нужное время в нужном месте появился храм, куда пришли люди, причем они достаточно молодые, активные, многодетные. Прямо на наших глазах все это родилось и укрепилось в течение года.

- Часто люди говорят, что оказать кому-то любовь и милосердие трудно: идешь мимо, а у тебя просит денег кто-то пьяный. Дашь ему денег – а это ему же пойдет и во вред. Как Вы работаете с такими «сложными» в социальном плане людьми? Были ли в Вашей практике люди, которые пришли откровенно «пользоваться» бесплатным?

- Так устроена наша духовная природа, пораженная грехом, что все мы, по сути, одинаковые. Просто в подобных случаях явно видно духовное поражение человека страстями, а мы с помощью силы Божией стараемся в себе удержать дальнейшее развитие страстей. Но все мы так или иначе согрешаем. Все мы братия и сестры. Конечно, к любому человеку нужно проявлять милосердие, и оно проявляется не просто в деньгах. Конечно, можно обеспечить человека продуктами, дать одежду – это хорошо. Но даже поговорить с ним, сказав доброе слово и проявив доброе отношение, - это тоже важно. Сестры могут по-матерински и поругать кого-то, и поддержать. Можно просто поговорить с человеком без всяких подаяний и жертв, чтобы он почувствовал себя человеком, ощутил внимание к себе.

На случай работы с такими сложными категориями людей у нас предусмотрена социальная столовая, которая как раз дает человеку то, что ему нужно, а не то, что ему повредит: приходи в этот час, мы тебе дадим еду, выберешь себе одежду, помоешь руки и умоешься, мы окажем тебе медицинскую помощь (там есть медицинский кабинет) И у нас ничего не изменится: если ты придешь завтра, ты получишь то же самое. И люди ходят.

Бывает, что эта помощь становится для них поводом к изменению. Они возвращаются другими, благодарят.

Главное, что люди знают, что они не одни, что можно прийти и попросить насущно необходимое – и им не откажут, проявят заботу, постараются найти и дать человеку просимое.

Есть люди, которые посещают социальную столовую много лет, кушают там не год, не два и не три, а гораздо дольше, тем и живут.

Для этого мы и есть.

- Есть ли у Вас планы на будущее?

- О планах говорить непросто, особенно сейчас. Как строить планы, если не знаешь, что Бог даст в жизни завтра? Мы стараемся просто жить. Все, что удалось с Божией помощью организовать и развить – постараться сохранить, удержать то, что уже есть. Основные точки приложения сил у нас обозначены – важно все направления сохранить. Важно сохранить приход и прихожан, чтобы не рассеялись, чтобы не укрепились в своих квартирах у телевизоров, смотря богослужения только там. Чтобы выздоравливали и восстанавливались те, кто болеет. Сейчас многие болеют, и сестры тоже не застрахованы от болезней.

Хочется сохранить все то, что у нас есть, и остаться теми, кем мы были, и после окончания нынешнего трудного периода для всех.

Интервью подготовила сотрудник инфоотдела Иркутской епархии Инна Маковская

31.12.2020