Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время». Часть 3

Подсолнух, или «Илиотропион. Наше время»

Предисловие и Часть 1. Зри в корень, или «О познании воли Божией»

Часть 2. Лествица, или «О сообразовании воли человеческой с волей Божественной»

Часть 3. Время плодоносить, или «О пользе сообразования воли человека и воли Божией»

Когда-то поэт-богослов Василий Андреевич Жуковский, которого в своего время уважали настолько, что доверили ему воспитание наследника престола Александра II, написал: «Достоинство человека в его смирении перед Богом и в его стремлении к Богу», а «все, что тебя от Бога и Бога от тебя отлучает, есть то, что ты Богу своими делами угодить желаешь. Бог же твоих дел не хочет – Он хочет Своего дела».

Еще со времен лагеря и гимназии, где мы познакомились с владыкой Максимилианом, когда он был диаконом, было заметно его умение не выпячивать себя и не мнить себя большим и важным. Любое дело было для него именно служением Богу: не он, но через него делается то, что сейчас угодно Господу. Он и нас этому учил. Всегда говорил, что слова «не хочу» и «не люблю» очень вредные для человека, потому что поддерживают самость и капризы, а это мешает служить Богу. Например, в лагере или в миссионерке по утрам поначалу у нас еще было: «Не хочу есть кашу! Я ее не люблю!». Отец Максим, а потом отец и владыка Максимилиан улыбался, накладывал тебе кашу и садился рядом, доброжелательно с тобой беседуя на разные темы до тех пор, пока ты эту кашу не съешь. И в этом не было психологического насилия, как это «модно» сейчас говорить. В этом была и есть любовь владыки к человеку, который рядом: по любви в Боге владыка предлагал просто и решительно отбросить свою самость. Сразу. Чтобы легче было самому человеку.

И знаете: чем больше ты вредничал, тем «противнее» была каша. А как переставал об этом думать, начинал есть без «заморочек» –  каша делалась вполне нормальной, даже вкусной. Всегда в лагере в первые дни много отходов от недоеденного, а уже к концу первой недели все в порядке, все едят и добавку просят.

И дело совсем не в каше. Вернее, у каждого «каша» своя: у кого свои желания, у кого свои представления, у кого организация прихода или другие «горячие» темы. Вопрос в том, возьмешь ли ты ложку и просто поешь, что для тебя сейчас приготовили, или будешь биться в истерике за свое, привычное. Это первый, неприглядный на вид, но действительно сладкий плод – плод смирения и послушания. И в этом нет ущемления свободы. В этом лишь своеобразная «вакцинация» - таблетка от эгоизма.

Второй важный плод – плод твоей личной ответственности за то, что происходит сейчас, в том месте, где ты находишься. Отец Максим с самых первых лет работы в лагере говорил нам: «Мы с вами все работаем для Господа. Если вдруг меня как руководителя лагеря по какой-то причине не окажется рядом и все остановится, перестанет работать, - значит, я плохой руководитель. Здесь я или нет – все должно идти своим чередом». Это была первая ступенька нашего воспитания в соборности, когда при всем уважении к иерархии каждый из нас, делающих одно дело, должен был воспринимать его как Божие и в то же время свое и, если потребуется, сделать все, что от тебя зависит и все, что сможешь. Должен смочь.

Так рождалась команда. Так рождалась дружба. Так рождалось ответственное христианство. Большинство из нас до сих пор в команде. Мы дружим и всегда готовы поддержать и помочь. Осмелюсь сказать, что на тех же принципах рождалась и работа в Братской епархии. Поэтому, несмотря на то, что владыка уже полтора года в Иркутске, Братская епархия живет: развиваются старые и возникают новые проекты, все идет своим чередом. Все на своих местах и каждый делает, что может, в зоне своей ответственности.

А после можно попробовать «на вкус» третий плод – молитвенного предстояния перед Богом - личного и вместе со всеми. Раньше нельзя – чревато расстройством.

Тогда с помощью Господа можно было уже начинать дела во Славу Божию – Его дела.

Владыка Максимилиан всегда напоминает, что «основные задачи служения Церкви не меняются – это литургическая жизнь и взаимодействие с обществом».

И в Братске, и в Иркутске под водительством владыки прежде всего старались придерживаться общецерковных постановлений, церковной иерархии и принципов соборности в принятии решений, в обсуждениях и высказывании своего мнения: «Если архиерей что-то решает сам, настоятель прихода всегда может сказать: это было решение владыки, и оно не сработало. А решение, принятое на епархиальном совете, где участвуют авторитетные священники, имеет уже другой вес. Архиерей всё равно ответственен за решение, но обсуждает его со священниками, учитывает их мнение. Священники начинают вовлекаться в процессы, активнее участвовать в жизни епархии. Кроме того, собрания священников, епархиальные советы, собрания благочиний объединяют священство и приходы. Этот закон срабатывает на любом уровне. Каждый по себе может заметить. Если человек живёт в любви, ему есть с кем служить, общаться, формируется правильный христианский образ жизни. Если человек от всех отдаляется, то рано или поздно у него возникают подозрения, дурные мысли о своих ближних. Но он просто не знает, как обстоят дела. Тут вмешивается лукавый и начинает бедолагу накручивать. Разъединяет людей грех, объединяет – только любовь. Поэтому приходы должны поддерживать единство и тем самым любовь».

Поэтому, продолжая мудрую деятельность митрополита Вадима, митрополит Максимилиан расширяет институты Епархиального управления в обеих епархиях; много внимания уделяет вопросам строительства и реконструкции храмов, в том числе исторических памятников, таких как Знаменский и Богоявленский соборы, Крестовоздвиженский храм в Иркутске, Воскресенский храм в Верхоленске Качугского района. Продолжает заниматься вопросами строительства и реконструкции Иркутского и Братского монастырских корпусов. Готовится к освящению построенных за последнее время в Братской епархии храмов. Недавно освятил храм Двенадцати апостолов на Синюшиной горе в Иркутске, Свято-Софрониевский храм в Черемхово и Покровский храм в ИК-19 в Маркова, следит за реставрацией храмов в митрополии. Огромное внимание уделяет жизни приходов: «Может быть, это неправильно, но для меня создание прихода значит больше, чем строительство величественного храма. Должны быть люди, живущие общей молитвенной жизнью. Если они дозреют до того, чтобы храм построить, это будет хорошо. А если храм построили богатые люди как памятник своему тщеславию - простые прихожане потом не будут этот храм воспринимать как свой и не будут себя в нем чувствовать своими. В том числе и поэтому у нас храмы часто не заполнены. Понятно, что храмы всегда строились богатыми жертвователями. Но прихожане тоже должны участвовать в строительстве храмов. И это участие, начинаясь с малого, должно расширяться. Будет народ возрастать в вере - будет расти и количество храмов: эти два процесса должны быть непосредственно связаны», - считает владыка. 

Правящий архиерей также старается расширять информационные ресурсы митрополии: сайт, страницы в социальных сетях. Планирует создание учебного центра на базе иркутского Богоявленского собора, с интересом следит за работой Духовно-просветительских центров в Братске и в Тельме. Не оставляет идеи об открытии мужской гимназии на базе Князе-Владимирского храма в Иркутске. Уже год, как запущена экспериментальная программа по преподаванию Закона Божия на принципах герменевтической работы с текстом и творческой работы детей в Православной гимназии, и это только начало эксперимента. Программа была отработана в лагере «Роднички» и очень хорошо себя показала именно как программа, помогающая детям определиться с личным отношением к Богу и вере, открыть для себя реальность жизни по христианским ценностям в современном мире.

Традиционными стали и миссионерские поездки по северным территориям Братской епархии: по рекам Непа, Тунгуска, Лена, Витим, чтобы каждый человек, как бы мало людей там ни жило, имел возможность поговорить со священником, креститься, если он не крещен, приобщиться Святых Таин.

Удалось митрополиту Максимилиану и поучаствовать в работе нескольких сессий Священного Синода в Москве.

Часть 4. Бремена во всякое время, или «О препятствиях и о том, как отклонять от себя все, что мешает сообразованию своей деятельности с волей Божией»

Часть 5. «Мы и наши святые», или «О пособиях воле человека к сообразованию его деятельности согласно с волей Божественной»

Материал предоставлен редакцией журнала Братской епархии «Врата», где он будет напечатан в следующем номере

17.08.2021