«Я ощущал это…как промысел Божий в моей жизни в данный момент»
В преддверии профессионального праздника педагогов мы встретились с новым директором иркутской женской Православной гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы Вячеславом Ивановичем Четвертаковым.
Вячеслав Иванович вступил в эту должность совсем недавно - перед началом учебного года, и всем было очень интересно, что за человек взял в руки штурвал гимназического корабля, чтобы уверенно провести его через все рифы и подводные камни современного образовательного процесса, сохранив старинный традиционный вид спасительного ковчега православной традиции.
- Вячеслав Иванович, мужчина в учительской профессии – все-таки достаточно редкое явление. Как Вы выбрали эту профессию? Всегда ли Вы хотели стать учителем?
- Честно говоря, если бы в школе мне сказали, что я буду учителем, я бы, наверное, очень сильно в этом сомневался, потому что я планировал стать геологом. Мои родители – геологи, и я с шести лет уже ездил в экспедиции. Изначально и планировал поступать в Новосибирский Государственный Университет на факультет геологии. Но с 5 класса мне очень нравилась история, и при поступлении я буквально в последний момент передумал. Все-таки факультет геологии предполагал изучение естественных наук: химии, физики, биологии, а мне всегда больше нравились гуманитарные: история, литература. Поэтому я отправился не в Новосибирск, а в Иркутск и поступил в Педагогический институт на исторический факультет.
В процессе учебы у нас была педагогическая практика в школах. Помню, первая моя практика была в 25-й гимназии в Солнечном. И как-то затянула меня эта профессия, понравилось мне в школе, с детьми.
Поступил я в вуз в 1990-м году, а окончил его в 1995-м. С красным дипломом. И решил, что нужно все-таки попробовать себя в учительской профессии. В этом году у меня как раз 25 лет педагогического стажа.
- Поздравляю Вас от всего сердца! Получается, Вы как учитель родились вместе с православной гимназией, которую сейчас возглавляете: ей в этом году исполнилось 25 лет – и у Вас 25 лет педагогического труда.
- Да (смеется), получается, что вместе с гимназией.
- Значит, Вы учитель истории.
- Да, в моем Дипломе написано, что я «учитель истории и социально-политических дисциплин». А когда я поступал, эта специальность в Дипломе должна была значиться как «учитель истории» и дополнительно – «Советское право». Как раз моя учеба пришлась на переломный момент, когда старый мир уходил в прошлое и появлялся совершенно новый мир.
- А сейчас Вы преподаете как учитель? Или Вы только директор, руководитель и администратор?
- Конечно, преподаю. Я всегда вел уроки и подтверждал свою квалификацию. В прошлом году аттестовался на высшую квалификационную категорию как учитель истории и обществознания. В гимназии я веду уроки истории в 5, 6 и 7 классах.
- А есть ли разница между тем, как Вы преподавали в Лицее, где работали раньше, и в женской православной гимназии? Чувствуете ли сложность или, наоборот, большую простоту в гендерном варианте обучения?
- Вы знаете, на этот вопрос, наверное, невозможно ответить однозначно. До гимназии я работал в 28-й и 71-й школах и в Лицее № 1. С одной стороны, дети везде дети: девчонки и в обычной школе, и в гимназии везде такие же интересные, любознательные, непосредственные, шебутные. Тоже меня спрашивали, почему я пришел в гимназию работать.
Разница между школой и гимназией в том, что здесь классы все-таки поменьше, чем в школах. Девчонки меньше отвлекаются на уроках. В обычной школе есть и мальчишки, и девчонки, и мальчишки то и дело возьмут и дернут девчонок за косички. Здесь в этом плане проще. Девочки не отвлекаются на мальчиков.
Конечно, сейчас им интересно, что пришел новый директор. Педагог – мужчина. Сейчас еще первый момент знакомства, задается много вопросов, из которых достаточная часть, может быть, и с предметом истории не очень-то связана. Думаю, что со временем девчонки ко мне привыкнут и перестанут меня воспринимать как что-то необычное для гимназии. И я привыкну к этой системе.
- Кстати, о системах. Есть ли разница между системой православного образования и обычного светского образования? Оправдывает ли себя создание именно православных школ? В чем их несомненная насущная необходимость?
- Отличие есть, безусловно. И дело даже не в каких-то внешних признаках, которые сразу заметны. Например, в православной гимназии каждый урок начинается с молитвы и молитвой заканчивается. Молитвой же сопровождается любое гимназическое мероприятие. Батюшки приходят в гимназию, с ними можно поговорить, они преподают Закон Божий.
Каждое утро начинается с общей молитвы, куда собираются все: и директор, и педагоги, и дети, и церковный хор поет.
Все мы, педагоги, стараемся воспитывать в детях и общечеловеческие ценности и принципы, и православные. Православие всегда было основой русского государства и русской народности. Вопросы морали, нравственности, вопросы человеческой идентичности, на мой взгляд, сейчас стоят особенно остро. В этом плане наша гимназия особенно интересна и востребована и, можно сказать, выполняет определенную общечеловеческую миссию.
То, что лично я сразу заметил и ощутил в гимназии, - это некое единство: единство родителей, детей и педагогов. Здесь собран по-настоящему православный коллектив. На родительском собрании родители задавали много вопросов о том, будет ли продолжена с моим приходом православная направленность гимназии или нет.
Конечно же, все это объединяет нас в общий культурный православный мир. Поэтому, конечно же, гимназия нужна однозначно.
В этом году в гимназию пришло много новых преподавателей. Я с ними тоже беседую, спрашиваю: «Чувствуете ли Вы какую-то разницу между тем, как Вы работали в обычной школе, и тем, как Вы работаете теперь здесь?». Все они отвечают положительно. Говорят, что уже при входе в гимназию чувствуешь, что это какой-то другой мир – мир, в котором хочется быть. Мир, который отличается от окружающей действительности, где на первом месте материальные ценности, где очень много времени отводится поиску принятых мирских удовольствий и ценностей. В гимназии к таким вещам отношение гораздо более спокойное.
- Вы человек верующий?
- Да.
- Может быть, преподаватели общеобразовательных школ, где нет этой атмосферы помогающего в молитве Духа Божия, не совсем поймут, в чем же разница, если не испытывали этого действия опытно, так как во всех школах стараются воспитывать в учениках морально-нравственные качества. А есть ли отличия двух систем образования не только в морально-нравственном и духовном воспитании учеников, но и в содержании образования? Изменились ли Ваши уроки с приходом сюда?
- Конечно, такая разница ест. Безусловно, есть стандарт, есть стандартная программа. Но в конечном итоге все зависит от учителя. Например, первый урок истории в 5 классе посвящен теме происхождения человечества. Стандартная программа требует представления теории эволюции в развитии, рассказа о человекообразных обезьянах и о том, как она постепенно превратилась в человека.
Мне было очень интересно, как эту тему воспринимают гимназистки, что они думают о теории эволюции и о происхождении человека. И было очень приятно, что, несмотря на то, что это только 5-классницы, они сразу же вступили в диалог, вспомнили Священное Писание, вспомнили первых людей Адама и Еву, сделали выводы о разнице взглядов людей по этому вопросу. Кстати, сейчас большинство ученых придерживаются православной точки зрения на происхождение человека, потому что теория эволюции дает серьезный сбой и не объясняет причины возникновения человека. Религиозная точка зрения по этой теме выглядит на данный момент гораздо более логичной.
- А что бы Вы, как учитель со стажем, определили как главную составляющую учительства?
- Для меня это любовь к детям Учителем все-таки должен работать тот, кто любит детей. Тот, кто действительно видит свое призвание в том, чтобы помогать детям. Учитель истории ведь учит не только истории – он учит жизни, ведь на уроках истории мы разбираем очень много примеров из истории прошлого и из истории настоящего.
Конечно, это и профессионализм. Каждый новый урок – это такая маленькая жизнь, потому что ты планируешь один вариант, а какой-то неожиданный вопрос – и уже урок начинает разворачиваться совершенно по-другому, потому что урок – это не формальная схема, это общее проживание событий темы, общий поиск ответов на важные для нас сейчас вопросы.
И хочется, чтобы дети воспринимали историю не как что-то закостеневшее, замшелое. Хочется показать, что история – это самый современный предмет, потому что без прошлого нет настоящего и будущего.
- В нашем обществе периодически возникает полемика по поводу того, что «должна» и чего «не должна» школа своим ученикам и их родителям. Вы уникальный человек в том плане, что Вам удалось в жизни побывать в школе и учеником, и родителем, и учителем, и даже директором. То есть Вы можете посмотреть на задачи школы со всех сторон – максимально объективно.
Не секрет, что в начальной школе все обычно довольны своей школой и гимназией, к 5 классу часто начинают появляться сомнения и колебания, «а может, где-то лучше и удобнее», к 9 и 11 классам, в преддверии «страшных» ОГЭ и ЕГЭ, родители бросаются на поиски «самой сильной» школы, которая может дать наилучшее образование и беспроблемное поступление их чада в престижный вуз.
Чем же измеряется качественность образования и как определить, насколько «сильна» школа, в которой учится ребенок?
- Ответить на этот вопрос очень сложно. Наверное, истина должна находиться где-то посередине. Подобные тенденции оттока детей после окончания начальной школы, действительно, имеют место – и это касается не только нашей гимназии. Например, в этом году к нам в 11 класс поступила девочка, которая училась в Православной гимназии в Москве. Мы беседовали с коллегами из Ангарской Православной гимназии об этой общей тенденции.
Конечно, ближе к выпускным классам родители понимают, что ребенку нужно поступить в престижный вуз, чтобы иметь в жизни хорошую работу, и начинают искать школу, где предметы преподаются на профильном или углубленном уровне.
Прежде всего, это выбор родителей. Мы в гимназии не можем заставить родителей или кого бы то ни было поступить так, а не иначе.
Во-вторых, мы в гимназии стараемся держать планку качества образования и даже ее повышаем. У нас очень достойные результаты экзаменов на уровне города, особенно по гуманитарным предметам: я просмотрел результаты экзаменов гимназисток .Наши выпускницы поступают на бюджет не только в Иркутске, но и в других городах Сибири, а также в Москве и Санкт-Петербурге, а это говорит само за себя.
Я уверен, что в хорошей и «сильной» школе, в нашей гимназии можно совместить вопросы морали и нравственности, вопросы духовности и давать качественное образование, которое хорошие результаты н Едином Государственном Экзамене.
- А если сравнить результаты сдачи ЕГЭ гимназисток и выпускников Лицея № 1, где Вы работали до перевода в гимназию, они значительно различаются?
- Что касается результатов ЕГЭ по русскому языку, то, честно говоря, особой разницы я не заметил что в 9, что в 11 классах. Они примерно одинаковы. Результаты по математике в гимназии несколько ниже лицейских, что обусловлено и тем, что сама математика – предмет достаточно специфический, и тем, что в Лицее математика изучается углубленно, и на нее выделено больше часов, чем в обычной школе и в нашей гимназии.
Но все равно я считаю, что гимназия должна держать планку качественного образования. Кроме того, мы обязательно будем работать с родителями и объяснять, что в реальной жизни, может быть те духовно-нравственные начала, которые мы даем, играют не меньшую, а даже бОльую роль, чем углубленное изучение некоторых предметов в рамках школы. Они помогут человеку быть и успешным, и счастливым.
Представьте себе: выпускник прекрасно сдал экзамены. Стобалльник. Поступил в самый престижный вуз, например, в МГУ. Но если при этом у него не сформированы морально-нравственные качества человека, качества патриота, не развито милосердие и сострадание, если он не научился любить никого, кроме себя, - можем ли мы признать такое образование качественным. Это ведь тоже вопрос.
Поэтому мы будем работать во всех направлениях, чтобы образование в гимназии было гармоничным, достойным и востребованным.
Хороших школ много. Много школ, которые прекрасно готовят к ЕГЭ. Но и у нашей гимназии есть безусловные плюсы. Может быть, мы единственная и уникальная в своем роде школа.
- А как Вы относитесь к ЕГЭ? Так ли он страшен, как его ругают, и стОит ли его бояться?
- Думаю, что к ЕГЭ нужно относиться мудро. Есть государство – оно определяет образовательную политику. Если государство приняло решение, что итоговая аттестация проходит в формате ЕГЭ, можно спорить или не спорить, но это есть – и к этому нужно детей готовить.
Кроме того, можно увидеть в ЕГЭ и плюс: выпускник сдает экзамены по выбранным предметам один раз и по их итогам может подать документы в любой вуз и даже в несколько. Это очень экономит время, нервы и ресурсы разного рода.
Хотя, я считаю, что экзамены по гуманитарным предметам: таким, как история и литература – лучше было бы сдавать в старом формате, чтобы у ученика была возможность показать свою эрудицию, начитанность и логику рассуждения.
- За время работы учителем Вы вырастили уже не одно поколение. Часто приходится слушать о том, как изменились дети: поколение Z отличается от других, не похоже на тех и этих, хуже-лучше… Вы считаете, поколения действительно различаются? Сильно ли изменились наши дети?
- Поколения, действительно, заметно отличаются друг от друга. Но, мне кажется, нельзя говорить, что какое-то поколение хуже или лучше предыдущего. Оно просто немного другое в силу разных причин. Конечно, справедливо говорят о клиповом сознании молодежи, об их зависимости от гаджетов.
Но, с другой стороны, это поколение все равно воспитано своими родителями, которые подают им пример не словами, но собственным поведением, в том числе и погруженностью в свои телефоны. Дети все видят и впитывают от нас: и доброе, и не очень.
- Очень отрадно слышать это именно от учителя истории и надеяться, что и нынешнее поколение хранит наш глубинный русский менталитет, несмотря на непривычные формы своей жизни и поведения.
- Да, мне кажется, что в главном представители любого поколения, в том числе и нынешнего, остались и интересующимися, и стремящимися к своим идеалам, и активными. С нынешним поколением тоже очень интересно. Они мобильные, творческие, на многое способны.
- А какими Вы хотели бы видеть Ваших учеников, чтобы чувствовать, что трудились не зря?
- Прежде всего, мне хочется видеть их хорошими людьми. Они могут чего-то не знать или недостаточно уметь, но главное – чтобы они были добрыми к людям, умели трудиться на благо своей страны, умели защитить слабого, помочь нуждающемуся.
И сейчас выпускники приезжают, приходят, и я каждый раз радуюсь их успехам, когда они состоялись в своей человечности, потому что все остальное приходит с опытом и жизненной мудростью.
- А Вы помните себя в школе? Каким Вы были учеником? Чем увлекались?
- (Смеется) Увлекался фотографией. Тогда еще были старые пленочные фотоаппараты, и процесс фотографирование очень сильно отличался от нынешнего, когда нажатием одной кнопки на смартфоне уже получается прекрасная фотография. А тогда – фото, выдержка, проявка с фонарем в полной темноте, печать снимков… Процесс очень долгий и трудоемкий. Сейчас рассказываю девчонкам – они удивляются, им все это непривычно, они такого не видели.
- Вы учитель со стажем. А сколько лет Вы исполняете обязанности директора?
- В общей сложности – 16.
- Это большой срок. Вы уже опытный руководитель. Есть ли у Вас какие-то принципы руководства? Выбираете ли Вы учителей, с которыми Вы будете работать, или можете сработаться с каждым?
- Я считаю, что человеку всегда нужно давать шанс. Лучше переизбыток доверия, чем переизбыток критики и строгости. Хотя иногда это приводит и к проблемным ситуациям, но чаще человек от оказанного доверия раскрывается, и это очень радостно.
Конечно, я, как руководитель, посещаю уроки своих учителей, чтобы представлять уровень их профессионального мастерства, стиль ведения урока и манеру общения с учениками.
Я стараюсь вносить в отношения долю юмора. Даже на уроках с детьми, когда они устали, хорошая шутка учителя помогает им сбросить напряжение и снова прийти в рабочее состояние и с новыми силами двигаться дальше.
Очень важно поддерживать и настрой учителей, чтобы они чувствовали себя позитивно, чтобы им хотелось творить.
- Значит, раз для Вас важно эмоциональное состояние учителей, Вы уделяете большое значение и внеклассным мероприятиям для учителей?
- Конечно, это очень важно: и для коллектива в целом, и для каждого педагога в частности.
- А что Вы почувствовали, когда Вас назначили директором женской Православной гимназии? Было страшно?
- Страшно – наверное, нет (смеется), потому что это решение не было неожиданным. Я взвешивал все за и против и принимал решение в течение года.
С одной стороны, покидать такое благополучное учебное заведение, как Лицей № 1, где вся система уже отлажена и все работает, было странно. Но, в то же время, я чувствовал желание принести пользу, принять участие в работе с назревшими в ней изменениями. Я ощущал это, можно сказать, как промысел Божий в моей жизни в данный момент. И принял это предложение.
Помню, что самым неожиданным и волнительным был момент, когда во время Торжественной линейки 1 сентября одна из учениц пригласила меня на вальс. Это было незапланированным, спонтанным. Отказаться было нельзя – нужно было танцевать. Это мне особенно сильно запомнилось.
- Можно даже, наверное, сказать, Вячеслав Иванович, что это было символично: Вы ответили на такой естественный порыв ученицы. Значит, Вы готовы к новому, готовы поддержать другого и общее дело, и в этот момент думаете не о себе. Кстати, этот танец смотрелся очень красиво и трогательно.
- Вячеслав Иванович, мы сердечно благодарим Вас за то, что согласились побеседовать с нами. Надеемся на дальнейшие встречи и сотрудничество, потому что у нас еще очень много вопросов и нам очень интересно, как будет дальше развиваться гимназия под Вашим руководством.
Мы от всей души поздравляем Вас с профессиональным праздником – Днем учителя, желаем Вам Божией помощи и непреходящей радости, чтобы Вы своим позитивным настроем вдохновляли учителей, гимназисток и их родителей на интересную учебную жизнь и творчество.
А что Вы как директор хотите пожелать в этот праздник своим учителям?
- Я желаю учителям здоровья, профессионализма, творческого поиска и творческих находок и успехов в их труде; благодарных, послушных и умных учениц.
Беседовала Инна Маковская
Пресс-служба Иркутской епархии