Иннокентьевские чтения стали уже традицией. Менялась только форма. Сегодня мы собрались, Чтобы начать конференцию «Православие. Образование. Культура». И не случайно в нашем крае это связано с именем Иннокентия, первого епископа Иркутского, потому что он структурировал образование, а именно, он создал русско-монгольскую школу при Вознесенском монастыре. Не случайно мы проводим эту конференцию в преддверии праздника святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского.
Святительство Иннокентия всегда проходило с большими трудностями, с большими трудностями проходили его проекты связанные с образованием. Достаточно сказать в какой скудности прибывали эти школы, если он сам тачал обувь для учащихся этих школ. Денег из казны в начале не поступало. Достаточно сказать, что Иннокентий, за время своего прибывания здесь, ни разу не получал жалования, а когда жалование поступило, его уже не было в живых.
Сейчас, когда говорят о просвещении в этом крае, об участии в нем декабристов, то мысленно забывают, не просто забывают, а напрочь истирают участие других людей, забывают значение духовенства. А именно оно создавало школы, именно эти подвижники просвещения шли в дальние села и там учили людей грамоте.
Декабристы жили другой жизнью, они прибывали в сибаритстве. А если и прибывали в состоянии стесненном, то это было связано с определенными обстоятельствами, которые были связаны с их осуждением, и жили своим кругом, и в этот круг мало кого допускали. И думать, что они несли просвещение окружающим людям – это глубокое заблуждение, стоит только покопаться в настоящей истории нашего края, стоит только вникнуть, как проходила жизнь декабристов. Хотя были и редкие, но добрые исключения. Этого нельзя не сказать.
Тема «Православие. Образование. Культура» волновала людей прошлого столетия, накануне революции. И впоследствии революции произошедшее перевернуло по сути дела устройство России, внесло множество изменений в существовавшую ранее систему. Прежде всего была отделена школа от Церкви. И стремились изменить вообще культуру как таковую. И хотели доказать, что существование Бога не сообразуется с научным опытом. Атеистические диспуты с участием Луначарского, которые проходили по многим местам были прекращены, потому что население в большинстве своем оставалось религиозным.
Затем наступил очень и очень печальный период для духовного образования. Были закрыты духовные школы, которые существовали почти в каждом городе. И этот период сказывается и поныне. И поныне мы ощущаем, как сопротивляются силы богоборческие тому, чтобы образование шло в школы, шло в массы. И за тем, когда говорят, что это частные вещи и люди могут образовываться и дома, стоит просто нежелание пересмотреть многие положения. В частности до сих пор не определена теория Дарвина, не изданы учебники, хотя бы как альтернатива, и часто в православных учебных заведениях, гимназиях приходится преподавать по иным представлениям. <…>
И вот в сегодняшнее время происходит навязывание общественному мнению определенных постулатов. Каким образом? Мы знаем о письме академиков, которые обратились к президенту с просьбой прекратить преподавание основ православной культуры в школах и других учебных заведениях, вы знаете о тех предпринятых в Думе шагах, которые ограничивают это преподавание.
Но я хотел бы сказать и о другом: в рамках проведения празднования 90-летия восстановления Патриаршества все иерархи Русской Православной Церкви были приняты президентом Владимиром Владимировичем Путиным, и он говорил о проблемах, которые существуют в нашем обществе. Святейший патриарх говорил о том, что существует такая проблема преподавания и спрашивал как ее разрешить, говорил о создании общественной комиссии по нравственности. И в ответе президент сказал – не все еще определено, многое будет осмысленно и переделано в разных структурах. По сути дела никто серьезно письмо академиков не воспринял, потому что большинство людей за то, чтобы преподавались основы православной культуры в русских школах. Но есть другие противостояния, например препятствия в регионах, которые считаются мусульманскими.
Нам необходимо найти решение, не оставлять такого рода педагогической деятельности, чтобы основы православной культуры преподавались, несмотря на отсутствие регионального компонента. Для этого необходима наша с вами активная позиция.
Кроме того, я хотел сказать о том, что у нас вызывает беспокойство, - это существование воскресных школ. Если по большому счету взять, братья и сестры, то многих местах школы существуют лишь номинально, и это печально. И не потому, что они не нужны, и не потому, что они не востребованы, а просто здесь другая причина. Что это? – наше нерадение или другая причина, мне трудно сказать. Но, тем не менее, сама идея воскресной школы не может быть отвергнута, тем более в таких условиях. Напротив, она должна искать путь существования.
Я бы хотел пожелать всем здесь присутствующим мудрости и помощи Божией, чтобы Господь помогал вам в вашей работе и хотел бы, пожелать, чтобы Господь ниспосылал свою благодатную помощь на те труды, которые вы несете каждый день. И Господь да благословит вас всех.