Крещение Господне. Освящение иордани.

Крещение Господне. Освящение иордани.

Вот и снова праздник Крещения Господня. Большинство иркутян уже, наверное, не могут представить этот день без посещения Ершовского залива, который уже несколько лет принимает всех желающих окунуться в свои (совсем не теплые) освященные воды. А желающих с каждым годом все больше. Только крестились, говорят, 75 человек, а уж сколько просто окунулись – неизвестно. И ледяные скульптуры с каждым годом все интереснее, красивее. Совершенствуются скульпторы… Если не знать по рассказам да по фотографиям, сколько трудов нужно для создания этой красоты, то и не поверишь. Кажется, что все это возникло здесь само, просто выросло изо льда, из снега и живет своей, совершенно не чуждой природе, жизнью. Любуешься ледяными скульптурами, спешишь на молебен, потом за водой, за свечкой, поздороваться со знакомыми… Спохватываешься: «А не забыто ли главное, не забыто ли то, из-за чего все торжества? Не забыл ли я Господа?» И вспоминается тот самый первый ледяной крест на заливе, когда к неказистой проруби за водичкой-то редко приходили, не то что искупаться, но тропарь Богоявлению летел, казалось, прямо к небу. А может, не нужны эти труды, эти жертвы, на которые идут строители иордани, вся эта праздничная суета? И только серьезно размыслив, отвечаешь себе – конечно, нужны. Ведь это праздник, которого так просит душа. Это, может быть,  первый приход в Храм, путь к Богу. Это громкая проповедь православной культуры. И это прославление Господа нашего Иисуса Христа, Который да пребудет с нами и в праздники, и в будни, и у нас на устах, а главное, в наших мыслях и сердцах.

  прихожанка Александро-Невского храма

  За последние несколько лет в Иркутске у большой части иркутян установилась прочная традиция - в день Крещения Господня принять омовение или просто набрать святой воды в Иордани, устраиваемой на берегу Иркутского водохранилища, неподалеку от храма св. Александра Невского. Об истории возникновения Иордани, об особенностях этой крещенской достопримечательности нашего города мы попросили рассказать настоятеля храма протоиерея Марка Косолапова.

Александро-Невский храм города Иркутска, обязанный своим существованием инициативе и усердию депутата городской Думы г. Иркутска Михаила Георгиевича Корнева, находится практически на самом берегу Иркутского водохранилища. На этом месте сходятся в одну точку: город, водохранилище и Ангара, зеленая зона и лесной массив, окружающий город. Поэтому, неудивительно, что накануне первого после открытия Храма праздника Богоявления (19.01.2001), ко мне как настоятелю обратилась инициативная группа прихожан с вопросом: "Скоро Богоявление, лед встал. А что нам мешает сделать Иордань, с Крестным ходом освятить воду, ну и конечно принять святое омовение в Иордани, в этот Великий праздник?". Соответственно и ответ был изначально предопределён: "…давайте попробуем".

Поначалу всё было просто и обыденно: вечером 18 января 2001 г. инициативная группа и я, священник, вышли на лед, пропилили прорубь, из выпиленного льда воздвигли простой и незатейливый Крест. На следующий день, после Литургии, Крестным ходом мы пришли на «Иордань» и отслужили чин Великого освящения воды. Прихожане стали купаться сразу после водосвятного молебна, а вечером, по наступлению темноты (владыка Вадим благословил купание священства только в тёмное время суток), вместе со священником Дионисием, настоятелем Успенского Храма г. Иркутска, искупались и мы — священники.

Самое удивительное началось потом: без всякой рекламы, безо всякого оповещения посыпался шквал телефонных звонков: «Отец Марк!, говорят на водохранилище есть Иордань, как проехать, как найти?» и т.д. Прогнозировать это было невозможно, но интерес очень быстро перерос в ажиотажный спрос.

На следующий год Михаил Георгиевич, который ещё и руководит Театром Народной Драмы, выступил с очередной инициативой: «о. Марк, у нас в театре есть настоящий архитектор, преподающий в Политехническом университете на архитектурном факультете — Вадим Владимирович Семёнов. Может быть, он сможет помочь в архитектурном оформлении Иордани?». Так на возведении Иордани появился архитектор, а вместе с ним его товарищи — известные в Иркутске артисты Театра Народной Драмы Дейнеко В. В., Савушкин Г. Г., Жигарьков Ю.А. Подручным материалом для строительства был снег, но он требовался в огромных количествах, и собрать его вручную не представлялось возможным. Опять на помощь пришел Михаил Георгиевич, который обратился за помощью к председателю Свердловского округа г. Иркутска Юрию Викторовичу Воронцову.

Юрий Викторович оперативно и качественно организовал сбор снега на территории Свердловского округа. При этом необходимо отметить, что зимы в это время были чрезвычайно малоснежные, и поговорка «зимой снега не выпросишь», была актуальна в связи с полным отсутствием снега, и без этой помощи красивое архитектурное оформление было в принципе невозможно. В течение 3-х лет (2002; 2003; 2004 гг.) на Иордани возводились часовни из снега.

Но, несмотря на все наши усилия, спрос на Иордань и количество посещающих её опережали строительные и организационные возможности прихода. И тогда на первый план вышло творческое начало: в 2004 Вадим Владимирович Семёнов, как старший преподаватель архитектурного факультета, обратился к своим студентам с предложением принять участие в создании архитектурного образа Иордани. Молодые люди согласились совершенно добровольно, по зову сердца, а некоторые из них приняли таинство Крещения в Иордани, т.е. в ледяной проруби и при сибирских морозах, в день праздника Богоявления.

В 2005 г. инициатива студенчества была поддержана администрацией архитектурного факультета - профессором А.И. Кулаковым и деканом факультета В.В. Козловым. Однако и проблемы не забывали к нам дорогу – этот же 2005 год стал переломным, снега не было в принципе, и не было нигде. Волей-неволей пришлось искать другой рабочий материал, благо морозы были, а с ними был и лед, который стал не только «палочкой- выручалочкой», но и настоящей сенсацией: «хрустальные» и переливающиеся светом ледяные фигуры навсегда «похоронили» снег как рабочий материал для создания Иордани.

В 2005 году впервые Иордань освятил архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим с собором духовенства. В этом же году администрация Свердловского округа г. Иркутска под руководством Юрия Викторивича Воронцова, в связи с тем, что праздник перерос масштабы отдельно взятого прихода, официально взяла под свой контроль строительство Иордани и проведение Крестного хода.

2006 г. ознаменовался ещё большей и всесторонней помощью со стороны государственных органов: городская милиция; ГИБДД и милиция Свердловского района; МЧС и Служба Спасения Иркутской области; Государственная Инспекция Малых Сооружений - все эти структуры, каждый на своём месте, обеспечивали порядок и безопасность во время праздника.

Самая первая Иордань (2001 г.) имела всего одну прорубь — и для купания, и для водоразбора. Такая схема вызывала много нареканий и в последующие два года стали делать две проруби: для водоразбора — ближе к берегу, посередине — снежная часовня, дальше в море — прорубь для купания. Прорубь для купания оказывалась на большой глубине, и был необходим пристальный надзор за купающимися во избежание несчастных случаев. Само купание было невозможно без помощи посторонних лиц. Под тяжестью часовни лед сильно проседал, что делало всё мероприятие очень опасным.

С 2004 г. Иордань стали ставить на границе воды и береговой линии, на льду, но чтобы подо льдом был твёрдый грунт. Затем от ледяных часовен по направлению в море режем три проруби: одна центральная – водоразборная, в ней лед не прорезается до воды, а во льду делается желоб. В самой дальней его части, где вода глубже и чище ледобуром просверливается небольшое отверстие, и вода заполняет весь желоб.

Достоинства этой схемы:

Ледяной панцирь остается неразорванным, что увеличивает его прочность.
Банки, бутылки, воронки, ковшики в случае падения не уходят под лед, и их можно достать.
Желоб делается достаточно узким (40-50см.), что исключает случайное падение наклонившегося человека.

Параллельно водоразборной делаются две купальные проруби: начинаются они с берега и продолжаются до глубины 1,5 м, чтобы в принципе исключить возможность возникновения опасных ситуаций.

Начиная с 2003 г., т.е. через два года, кроме купания в «Иордани», появляются люди желающие принять Таинство Крещения в день Богоявления и непосредственно в самой «Иордани»:

2003г. - 3 человека.
2004 г. - 12 человек.
2005 г. - 40 человек.
2006 г. - 70 человек.

2007 г. - 120 человек.

2008 г. - 75 человек.
 и все это, не смотря на сибирские морозы и вместе с маленькими детьми.

В наш век стремления к комфорту во всех сторонах жизни, купание в середине января, в нашем сибирском климате – это своеобразный подвиг Веры. Только этим можно объяснить растущее с каждым годом количество людей стремящихся к ледяной проруби «Иордани», а в этом году появилась возможность прямо на «Иордани» возжечь свечу и поставить на ледяной подсвечник, а также позвонить в настоящие колокола на ледяной часовне.

      

19.01.2008