На куполе храма Владимирской иконы Божьей Матери в Иркутске, вновь установлен крест, который освятил архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим. Для православных христиан это событие знаковое. Ровно 80 лет простояло здание без креста. Похоже, теперь очередной круг истории сомкнулся. Потому что с этого момента началось восстановление внешнего облика знаменитого иркутского храма.
Владимирская церковь перед своим закрытием в 1938 году была кафедральным собором Иркутска. В масштабах епархии храм был одним из самых значимых. История его, удивительна и трагична, как история всей нашей страны. Собственно, какой ещё она может быть? Ведь история церкви – это история души русского народа.
По народному преданию первая деревянная Владимирская церковь с двумя приделами была построена в 1718 году на средства блаженного Данилушки, которые он собирал подаянием. Освятили её сначала в 1723 году, а после ремонта в 1729 году – вторично, по благословению первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого. В 1775 году на средства иркутского купца Протасова вместо деревянной была заложена монументальная каменная церковь, которая имела уже четыре придела. В конце 19 века были несколько изменены главы храма, а с западной стороны вместо крылечка пристроена новая, эклектичная по формам паперть. В 1925 году постановлением Иркутского губисполкома церковь была объявлена памятником архитектуры и взята под охрану государства.
Впрочем, у советского государства были особые представления об охране таких памятников. 14 мая 1938 года храм был закрыт, и перестал быть собственно, действующим храмом. В здании устроили клуб мединститута, затем швейные мастерские. После этого оно побывало в пользовании у Восточно-Сибирского аэрогеодезического предприятия. Для удобства эксплуатации, а может для того, чтобы вытравить из людей саму память, советское правительство перестроило здание до неузнаваемости. Была снесена колокольня, пятикуполье и малый купол. Вместо них соорудили некую надстройку, превратившую храм в четырёхэтажный объём под шиферной кровлей. В таком виде мы знаем его сейчас. В 1989 году здание было возвращено Иркутской епархии. В нём разместилась православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Сегодня здание состоит в списке памятников местного значения. «Однако, этот «статус» вовсе не соответствует масштабам и значимости здания, - сетует главный проектировщик ремотно-восстановительных работ Игорь Пинайкин. – Люди, которые вносили его в этот список, видели невзрачную картинку, ведь истинный облик храма изменён до неузнаваемости». Воссоздать былое величие храма уже невозможно по техническим причинам. Однако вернуть зданию его прежний облик хотя бы частично – можно. «Собственно, уже год идут реставрационные работы, - рассказывает директор женской православной гимназии о. Александр Беломестных. – Бог даст, до конца этого года над основной частью храма будет установлено пятиглавие. В будущем планируем восстановить колокольню и притвор».
С тех пор как блаженный Данилушка собирал копейки на строительство деревянной Владимирской церкви, многое изменилось. Неизменным осталось одно – храмы на Руси и теперь, как много веков назад, строят всем миром. Ремонтируют, кстати, тоже. Все реставрационные работы в здании ведутся исключительно на пожертвования. А средств нужно немало. Например, на возведение малого купола, золочение и установку креста затрачено 500 тысяч рублей. Полутораметровый крест изготовлен из чёрного железа и покрыт сусальным золотом. Вес его составляет 40 кг.
Пятиглавие, по предварительным расчётам, обойдётся не менее чем в шесть миллионов рублей. «Люди не отказывают в помощи, - говорит о. Александр Беломестных. – На благое дело многие откликаются. Профинансировать восстановительные работы, например, согласились иркутские предприниматели Александр Битаров и Людмила Дичкова. Конечно, за всех помощников мы будем молиться». Пятикуполье, как и малый купол планируется восстановить в деревянном исполнении. Генеральным подрядчиком работы выступает строительно-реставрационная компания Идеал Строй.
Сложнее дело обстоит с восстановлением колокольни. Именно эта часть здания больше других пострадала от позднейших надстроек. На её реконструкцию и средств требуется больше – около 10 миллионов. Ещё 5 миллионов нужно на восстановление разрушенного притвора. «А как вы хотели, объём затрат соизмеряется с объёмом утрат, - философски заметил Игорь Пинайкин. – Но ничего, Бог даст, справимся».
Елена Трифонова