Официальное обращение членов Миссионерского отдела Иркутской епархии РПЦ МП к депутату Государственной Думы Гудкову Геннадию Владимировичу по поводу озвученной им парламентской инициативы «Возобновить в полном объеме рекламу пива в российских СМИ, что необходимо для спасения телевидения, радио и печатных изданий в условиях мирового финансового кризиса».
Уважаемый Геннадий Владимирович!
Потребление алкоголя в России на душу населения в два раза превышает предельно допустимый уровень (!!!), который Всемирная организация здравоохранения признала критически опасным для здоровья нации. Именно поэтому, мы, сотрудники миссионерского отдела Иркутской епархии РПЦ МП, выражаем обеспокоенность Вашей парламентской инициативой, направленной на лоббирование интересов производителей алкогольной продукции под видом спасения российских телеканалов в условиях экономического кризиса.
В России каждое третье бытовое преступление - следствие употребления алкоголя и суррогатов, порядка 80-ти процентов самоубийств и 60-ти процентов убийств совершается именно в состоянии алкогольного опьянения, ежегодно от алкогольных отравлений умирают 40 тысяч человек - это официальная статистика. Смело умножайте на 10-30, а то и на все сто, говорят эксперты. Из ста тысяч россиян с диагнозом "алкоголизм", по статистике, живут 1,6 тысячи человек (в реальности - значительно больше).
У нас в России пивной алкоголизм достиг общенациональных масштабов. За последние десять лет пивных алкоголиков только в Сибири стало в десять раз больше. На рост пивного бума, по мнению наркологов, повлиял миф о безопасности пива и его относительной пользе, распространённый посредством массированной рекламы на телевидении в предыдущие запрету годы. В зависимость все чаще попадают подростки, молодежь и даже "белые воротнички".
Нам, православным христианам, тем более страшно на это смотреть, когда мы знаем слова апостола Павла: «...пьяницы,.. - Царства Божия не наследуют» [1 Кор.6:10]. Им здесь, на земле, нет нормальной жизни из-за этой их страсти, так же и на небе им вечности не видать. Вам самому-то не страшно от подобной перспективы? Неужели Вам дороже проценты прибылей пивных производителей, чем жизни собственных соплеменников и сограждан? Или они для Вас не таковы?
Вы посмотрите на эту жуткую статистику: «По мнению работников МВД и российских наркологов, в последнее время во многих регионах РФ произошел взрыв пивного алкоголизма: если 10-15 лет назад больных с такой зависимостью было один-два на сто алкоголиков, то сейчас - более десяти. Мы расхлёбываем последствия рекламной вседозволенности 90-х гг. Заложниками малых градусов можно назвать от 15-ти до 25-ти процентов жителей областных центров». Причем это далеко не всегда представители "социального дна": в ряду пивозависимых немало образованных и пока ещё благополучных людей.
Уже доказано научно, что пивной алкоголизм более коварен, чем водочный, именно так сейчас говорят наркологи, он развивается незаметно, но затем сразу переходит в тяжелую форму и очень трудно лечится. Повальное увлечение продукцией пивоваров привело к тому, что проблемы с алкоголем возникают уже в 14-15-летнем возрасте.
Неужели Вы забыли антипивные дискуссии в начале века, когда удалось ограничить пивную рекламу в СМИ. Смеем вам их напомнить: «Валентина Матвиенко, вице-премьер правительства РФ: Остро стоит вопрос алкоголизации подросткового населения. Практически в любом магазине подростку могут продать водку, все забыли о возрастном барьере. Реклама пива задавила телеэфир, при этом рекламируется уже не столько "Клинское" пиво, сколько образ жизни с алкоголем. 10 лет уже тянется дискуссия: пиво - спиртной напиток или нет. Пока она тянется, тысячи подростков попадают в алкогольную зависимость. Непробиваема и в Госдуме статья 20 Закона "О рекламе". Ясно, что за этим стоят большие деньги. Но размеры алкоголизации уже угрожают нации.
Юрий Шевченко, министр здравоохранения РФ: «...реклама пива - мерзкая. Это реклама гнусного образа жизни, и Бог знает, к каким результатам она приведет. Наши законодатели должны быть очень твердыми в отношении пива, этот год должен поставить все точки над «i». Здравоохранение России в 2001 году стоило 260 миллиардов рублей, а получило 225 миллиардов. Зато у пивоваренных фирм бюджеты рекламных кампаний многократно превышают весь бюджет отечественного здравоохранения».
Мы не виним в проблемах российского пьянства только одну рекламу пива, тому много причин, но влияние рекламы на употребление пива детьми и подростками чрезвычайно (!!!). Именно по этому мы всегда настаивали на её ограничении в СМИ и на полном запрещении рекламы пива и др. на общероссийских каналах телевидения и радиовещания.
В связи с этим, мы просим Вас и Ваших сподвижников, отказаться от Вашей антинародной инициативы, последствия которой станут особенно опасными во время мощнейшего экономического кризиса, способного увлечь миллионы пострадавших людей в уныние, а через то, посредством рекламы, в беспробудное пьянство и мучительную смерть. Лучше пусть сократится телеэфир (от этого только всем хорошо станет), чем сократится и без того небольшое население Российской Федерации — нашей Родины.
С уважением и молитвами о Вас и всех членах Государственной Думы Российской Федерации сотрудники Миссионерского отдела Иркутской епархии: зав. отд. Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, иерей Владимир Новидонский, иерей Александр Маликов, иерей Виктор Жилкин, иерей Василий Махов, диакон Георгий Герасименко, Кира Шануева.
23 декабря 2008 г.