Памяти отца Дионисия Садовникова

Памяти отца Дионисия Садовникова

 

Протоиерей Марк Косолапов, настоятель Александро-Невского храма г.Иркутска.

 

Почему все не так? Вроде все как всегда:

То же небо опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода,

Только он не вернулся из боя.

(В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

 

В Евангелии от Матфея (гл.12 ст.35) Христос Спаситель произносит слова, которые достаточно трудно поддаются толкованию: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое», но если учесть многоступенчатость перевода, то в пересказе на современный язык можно сделать следующий культурологический перевод: сокровище - это что-то сокрытое от постороннего наблюдателя, и когда человек извне попадает внутрь этого сокровища, то это еще не означает, что человек может достоверно передать содержание этого сокровища. Именно от нравственного состояния человека зависит, как он  поймет и воспримет увиденное. Сердце злого человека сразу же найдет злое, добрый человек всегда найдет добро, даже на удивление многих.

И сейчас, пытаясь осмыслить трагедию, произошедшую 10 августа в Иркутске, ДТП, в котором погиб о.Дионисий, необходимо определить базовые ориентиры, используя которые можно хотя бы на логическом уровне примириться со случившимся, а для души и сердца  потеря останется невосполнимой.

На мой взгляд, главным критерием, будет ответ на вопрос: «А какие вообще требования мы предъявляем к священнослужителю?». Какими качествами должен обладать священник, чтобы получить положительную характеристику как священник? Быстрее всех бегать, или поднимать самую большую тяжесть, или иметь медоточивые уста, или сладкопевный голос, или еще что-нибудь  превосходящее?

В первую очередь, как бы это парадоксально ни звучало, священник должен быть человеком верующим. Верующим настолько, чтоб никакие внешние бури не только не  могли поколебать его Веры, но и чтобы избытком этой Веры он мог щедро делиться  с другими, даже если в данный момент совершенно непонятно, в чем состоит Воля Божия, даже если кажется, что Бог оставил нас и забыл, ничто не должно поколебать его Веры.

Вот такой, твердой, несокрушимой и многоизбыточной Верой о.Дионисий, служил Богу и людям. Сам горел, как яркий факел, и зажигал подвигом своей Веры многих и многих людей, где  бы он сам ни находился: в школе, в армии, за Богослужением, любая встреча, любое общение все им органично превращалось в служение.

Видимо, такая неразрывность Веры и дел, цельность в главном и терпимость ко второстепенному, один всепоглощающий интерес к Богу и Церкви - все это, как огонек в ночи, привлекало к нему души людей, давало опору в этой непостоянной жизни, вселяло надежду и упование, и желание хоть самую малость, но послужить Богу и Церкви любым доступным способом.

Не наше это человеческое дело судить о временах и сроках. Видимо, не нужно нам знать, что и почему, но все равно душа скорбит о преждевременной утрате, сердце полно печали, а мысли сплетаются в клубок, стоит только подумать, сколько бы еще мог сделать, и как  много он значил в нашей жизни.

Теперь  настало время и нам потрудиться для о.Дионисия, и возносить наши молитвы  к Создателю, чтобы душа протоиерея Дионисия упокоилась «в месте злачне, в месте покойнее, идеже несть болезнь, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

 

Жизнь, посвященная Храму

Михаил Корнев, руководитель Иркутского городского театра народной драмы.

 

Трагически оборвалась жизнь молодого священника - протоиерея Дионисия. Наше знакомство состоялось в 1998 году. Когда молодой отец Дионисий был рукоположен в сан священника, и Владыка Вадим сразу назначил его настоятелем в Храм Успения Божьей Матери в п.Жилкино. А было о.Дионисию в ту пору около двадцати трёх лет.

Надо сказать, что Жилкино – моя малая Родина. Успенская церковь, где с 30-х годов, после разрушения монастыря, коммунистической властью был устроен клуб мелькомбината, была местом знакомым. Мы, молодые люди, тогда, конечно, знали, что здесь был великолепный монастырь, а нынешний клуб – церковь, но мало кто обращал тогда на это внимание. И спустя годы, я, уже уверовав и воцерковившись, испытал горькое чувство от того, что в запустении находится Успенская Церковь, святыня Иркутской губернии, стены которой помнят первосвятителя Иркутского св. Иннокентия.

Оттого и поехали мы вместе с Иркутским театром народной драмы и молодежной дружиной св. Осляби и Пересвета, которая создалась при театре, в Жилкино в Успенский Храм, как только услышали о возрождении этой церкви.

Нас встретил худенький, белоголовый парнишка похожий скорее на молодого послушника, чем на батюшку. К тому времени о.Дионисий отслужил в армии, но все равно выглядел очень молодо. Сегодня уже не помню, сколько раз мы приезжали в Успенский Храм. Помню, что ребята наши убрали мусор с крыши Храма, несколько дней перфоратором и ломами разбирали стену из бетона и кирпича, которой были замурованы два придела храма. Отец Дионисий очень благодарил ребят. Он говорил, что не знал, за что взяться, да и поселок Жилкино – непростой район, а тут пришла на помощь целая дружина. Дружба наша продолжилась. В то время Владыка Вадим попросил наш театр оказать помощь открывающимся иркутским храмам – построить иконостасы. С благословения Владыки мы взялись за дело. Проектировщиком и руководителем работ стал молодой архитектор и актер театра Вадим Семенов, и один из первых иконостасов мы построили в Успенском храме. Отец Дионисий во время той работы сдружился с молодежью нашего коллектива и всегда впоследствии вспоминал, как крепко поддержали его театр и дружина в начале пути. Но уже тогда я обратил внимание, что несмотря на молодые годы, о.Дионисий был тверд, по-своему глубок и серьезен в вопросах веры, Православия. В то же время он был добр, широк душой, тянулся к людям. И, как на свет, потянулись в Храм жилкинские жители. Начал формироваться приход.

Хочется отметить замечательную судьбу Любови Васильевны Коваливнич. Знал ее еще с юношеских 70-х годов. Проработала много лет завклубом, а когда Храм вновь стал Храмом – воцерковилась, стала старостой прихода. Ушла из жизни два года назад и о.Дионисий говорил мне, что просто не знает, как быть без такого помощника, как Любовь Васильевна. Отец Дионисий умел сплотить людей вокруг Храма, создать коллектив единомышленников. Как человек он был открыт, стремился порой объять необъятное. Бросался без оглядки, по-мальчишески не рассчитывая силы, увлекаясь новыми проектами. Но порыв все же имел свои добрые плоды. Так, о.Дионисий искренне увлекся школой русского стиля (подготовки воина-защитника по русским боевым системам), которую мы практиковали в театре. И на этой основе родилась воскресная школа Успенского Храма. Эти годы стали счастливыми для жилкинской детворы. Отец Дионисий устраивал для них замечательные лагеря на Байкале, прыгал вместе с ними с парашютом, вел секции рукопашного боя и футбола. В о.Дионисии жило большое чувство заботы о людях, прежде всего, о детях. Многих из них он буквально вывел в люди, спасая от «скользкой дорожки».

Я сам более двадцати лет прожил в Жилкино, в районе без центров культуры, спортивных секций, где молодые зачастую не находили себе место в жизни, губили свою жизнь в водке и прочих недугах. Но о.Дионисий принял народ жилкинский, полюбил его, возмужал среди него. Его любили в Жилкино тоже. Мы виделись за день до его гибели, он сказал: «Георгич! Что же ты на Родину не едешь, мы тебя ждем… Мы же с тобой одной крови…» Он с гордостью говорил, что теперь он – жилкинец.

А мне было радостно, что в многострадальном родном Жилкино появился такой человек.

Приезжая в Успенский Храм я видел, как он хорошеет, обустраивается и в этом была огромная заслуга настоятеля о.Дионисия. Все время думая, собирая, труждаясь на благо храма, он забывал про себя, про семью, про детей. Вся короткая жизнь о.Дионисия, выходит, и была посвящена Успенскому Храму. И судьба его завидная все же – упокоиться возле стен любимой церкви. Возле стен, где служили, а после почивали великие Иркутские святые.

Вспоминаю, как о.Дионисий говорил: «За что мне, мальчишке, выпало такое счастье и благодать служить в Храме Святых Отцов?» Думаю, что служа и трудясь в древних намоленных стенах Храма Успения Божьей Матери, последнего храма величественного Вознесенского монастыря, храма, который сохранил Господь от разрушения, о.Дионисий был исполнен огромной радости, благодати и надежды.

Россия возродится только тогда, когда ее молодежь,  в том числе и молодое священство, будет способна жертвовать собой ради Церкви Божьей, ради Отчизны, ради людей и на войне, и в рутинном каждодневном труде, если сохранит доброту и искренние порывы души. Таков был молодой священник о.Дионисий.

Все же болит душа потому, что никогда уже на этой земле я не услышу его восторженное, немного мальчишеское «Георгич!»

Царствие тебе Небесное, отче Дионисий.

 

Светлая ему память!

Валентина Сидоренко, прихожанка храма Успения Божией Матери.

                       

Когда я сообщила своей соседке по Култуку о трагической смерти отца Дионисия, восьмидесятилетняя сельчанка горестно воскликнула: «Видать, хорошие люди там больше нужны. Наши, вон, валяются пьяные и ничего с ними не деется». Моя соседка, мудрая, самостоятельная, хорошо помнит батюшку. Его трудно не запомнить. Громадный, стремительный, с мальчишеской улыбкою, он везде, где ни бывал, вносил свет и веру. В доме моей соседки стоят иконы, им подаренные. Он отпевал её супруга, помогал ей по хозяйству. Помню нашу первую с ним поездку в Култук, посёлок у Байкала в ста километрах от его прихода. Все эти непростые версты, где бы ни останавливалась машина, крепкая батюшкина рука раздавала цветные образки нашего Святителя и Божией Матери. Вера его была пламенной, неусомнительной, и он желал наделить ею весь мир, чтобы всякий мирянин освятился и очистился в светлой радости её пламени. В широком развороте его русской породы, в размашистости характера, в крепком, находчивом его слове – во всём светилась открытая его душа. «В лукавую душу не снидет премудрость». Он мог ошибаться, но никогда не лукавил,  а потому обладал редкой для его возраста мудростью. Храм, который принял о. Дионисий во служении, как многие на Руси, был клубом. Со всей безоглядной решительностью, свойственной чистой молодости он принялся перестраивать клуб в храм. Руины образовались очень скоро. Для службы оставался только маленький угол с крошечным алтарем. Но литургия служилась неукоснительно, храм медленно возрождался. Приход поначалу складывался трудно. Тому виною полукриминальная среда, сложившаяся в перестроечные годы в Жилкино, куда был назначен священник Садовников. Это беда не только Иркутского района. Криминализация общества проводится последовательно в масштабах всей страны. И противостоять ей поистине способна только Церковь. Именно поэтому молодой батюшка серьезно приступил к созданию подростковой школы кадетского типа. И если основу свой души он отдавал святому Православию, то всё остальное -  школе и семье. Трудные подростки роились вокруг него. Он не жалел ни сил, ни времени, ни средств, чтобы поставить юную душу на путь истинный. А в наши разрушительные времена это титанический труд, требующий полного самопожертвования. Постепенно восстанавливается древний храм, создана воспитательная школа русского традиционного образца. Вокруг храма родилась живая община, созидающая, верная своему пастырю и его делу, как делу Веры и Отечества. Всему одна закваска – чистая любовь. Без лукавства и корысти. Как умел он любить, как готов был придти на помощь каждому, кто бы ни обращался к нему со своей бедою! Особенно он любил и почитал нашего Владыку, архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима, который собственно и, воспитывая его в вере, поставил, что называется «на крыло». Он всегда помнил его попечительность и духовное наставничество. Любил свою матушку, дочек, любил родителей, часто вспоминая свои мальчишеские вины перед ними. Любил свой народ! Завидная судьба! Мало кто из нас сумел так крепко и живоносно «изготовить» свою душу за короткую светлую жизнь. Многие и за долгий век не смогли столько постигнуть. А премудрость проста: люби и веруй! Конечно, короток оказался его путь! Но созидателен и высок! Господь уготовал ему дело возрождения одного из самых древних и значительных Своих храмов. О. Дионисий возрождал традиционную, национальную педагогику, стал примерным сыном и отцом! Не нам грешным судить пути Господни! Но, смерть батюшки в очередной раз явила нам поучительную истину о необходимости всегдашней готовности к смерти. После него остался храм, школа, матушка с детьми – это уже удел нашего с вами попечения и заботы. Как истинный подвижник он оставил семью без средств и крова. Надеюсь, православные не оставят её в беде! Царство Небесное отцу Дионисию, и теперь нашему молитвеннику и заступнику. Светлая ему память.

 

 

 

14.08.2009