Февраль этого года ознаменовался важнейшим для Иркутской епархии событием. Группа православных миссионеров, во главе с секретарём епархии иеромонахом Максимилианом Клюевым, заведующим Миссионерским отделом протоиереем Вячеславом Пушкарёвым, в сопровождении диакона Игоря Бакшеева и ещё восьми человек прихожан разных храмов города Иркутска и Города Нижнеудинска, совершили миссионерскую поездку в отдалённую и крайне труднодоступную, горную страну Тофаларию, где локально проживает один из самых малочисленных народов нашей страны - тофы.
Тофаларская страна
Тофалария расположена в центральной части Восточного Саяна, на западе Иркутской области. Это место проживания одной из самых малочисленных этнических групп - тофов (или тофаларов).
Тофы - один из древнейших тюркских народов Восточного Саяна. Первые упоминания о племени дубо (туба,туво) встречаются в китайских летописях V-го века.
До сих пор Тофалария — достаточно обособленный район. Дорог до поселков Тофаларии не проложено из-за крайне высотно-гористого рельефа страны. Крайне опасным представляется даже путешествие на лошадях. До середины XX века Тофалария считалась приграничным районом (с юга была граница с Тувой). Сейчас приграничного статуса у района нет, но все равно он достаточно обособлен. Тофалария совершенно не приспособлена к приему потока туристов.
Административно Тофалария так и не оформилась в национальный округ (не говоря уже об автономии). До 1951 года она существовала в качестве Тофаларского района Иркутской области. Потом включалась в состав разных районов. С 1965 года - в составе Нижнеудинского района. Она не имеет закрепленных границ. Ее территория за последний век сильно сократилась.
Практически единственный источник дохода населения Тофаларии — охота. Большое значение для тофов имеет оленеводство, однако поголовье оленей последнее время очень немногочисленно хотя до перестройки, наиболее крупные посёлки имели стада по две тысячи голов.
Не смотря на то, что местные энтузиасты из среды русских поселенцев, активно стараются сохранить немногое культурное наследие этой страны, культура тофов уходит. Язык выходит из обращения, даже не взирая на трепетное к нему отношение и попытки преподавать его в местных школах (Дело в том, что язык очень беден и не способен удовлетворить растущий понятийный аппарат современных тофов). Институт шаманизма, ранее присущий местной религиозной традиции, самоликвидировался в XIX веке, когда православным проповедникам удалось привести карагасоф-тофов в христианское вероисповедание. Последние рудименты тофаларского язычества были истреблены коллективизацией и уже, по-видимому, безвозвратно утеряны в виду крайне негативного отношения тофов к таковому. Справедливости ради, надо сказать, что попытка реставрации язычества в Тофаларии всё-таки предпринималась. В начале этого столетия в Тофаларию прилетал шаман из Ольхонского района Иркутской области. Очевидно, что это был известный популяризатор шаманизма В.В., но его очень быстро попросили вернуться на родину предков. В настоящее время ни одного шамана в Тофаларии нет.
В прошлом тофов называли "карагасами" (чёрные гуси), а с 1930 года закрепилось название "тофалары" или "тофы" — так они сами себя называли.
Основные географические данные
- Количество тофаларов по переписи 2002 года — 654 человека, из них возможно чистокровных — 320 человек.
- Площадь Тофарарии — 21,6 тысяч квадратных километров.
- Наиболее крупный населенный пункт — поселок Алыгджер . Кроме того, есть еще два поселка Нерха и Верехняя Гутара. Все эти поселки были построены в конце 20-х - в 40-х годах XX века при насильственном переводе тофов к оседлому образу жизни.
- Количество оленей — около 200.
- Наиболее крупные реки Тофаларии —Уда, Большая Бирюса, Малая Бирюса, Кызыл, Агул, Ия, Гутара .
- Высшая точка —Пик Поднебесный (2938 м.) в центре Удинского хребта. Рядом расположена еще одна известная вершина —пик Триангуляторов(2881 м.). В юго-западной части Тофаларии —пик Грандиозный(2891 м.).
- Основные хребты района — Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский.
Идея
Идея посетить Тофаларию, появилась в ходе последней миссионерской поездки с мощами святителя Иннокентия Иркутского по ВСЖД и БАМу осенью 2006 года. Когда сотрудники Миссионерского отдела Иркутской епархии находились в г.Нижнеудинске, они имели несколько продолжительных встреч с мэром Нижнеудинского района Худоноговым Сергеем Михайловичем. Именно в его присутствии и родилась эта идея. Сам мэр и сотрудники районной администрации вполне поддержали это начинание и обещали всяческое содействие.
Последние десять лет священники иркутской епархии посещали Тофаларию два раза с однодневным пребыванием. В те приезды, им удалось окрестить несколько человек и при этом оставить о себе добрую память. Сведения, привезённые в те поездки, бывшим настоятелем Нижнеуденского храма священником Петром Медведем, о духовном состоянии тофов и живущих рядом с ними русских людей, показали, что, не смотря на то, что историческая память тофаларов крепко удерживает воспоминание о причастности этого народа к христианской вере, многое ими уже утеряно и особенно сильно, за это тяжелое время, пострадали христианская этика и обрядность, которые в годы советской власти, оставались без поддержки и постепенно деградировали. Кроме того, в п.Алыгджер поселились две семьи неопятидесятников, они, пользуясь неосведомлённостью жителей посёлка, активно пытаются повлиять на религиозную жизнь тофаларов.
Задачей предстоящей поездки определили ознакомление с бытом, экономикой и религиозной культурой тофов, а главное попытаться проповедовать слово Божие, ради возможности возрождения Православной веры в сердце этого небольшого народа. Немаловажным представлялось защитить местных жителей от дальнейшего проникновения тлетворного сектантского духа. Предположительно, время поездки наметили на февраль 2007 года, когда охотники уже выйдут из леса.
Поездка
Пока ждали воли Божией и молились, пришёл своим чередом благословенный январь 2007 года. В середине месяца позвонил из Нижнеудинска местный благочинный священник Александр Ульянов. Информация всех ободрила и подстегнула к ускоренной подготовке. Отец Александр сообщил, что мэр района договорился с авиаотрядом на 13 февраля. Стали готовиться. А что было готовить? Команда давно сплотилась, крестики книги и иконы для экспедиции пожертвовали монахини Знаменского монастыря. Позвонили друзьям в руководство ВСЖД, объяснили наш замысел и цель поездки в Тофаларию. Иркутские железнодорожники, наши постоянные сотрудники и меценаты во всех миссионерских предприятиях. Они нас поняли с полуслова, и обеспечили нам проезд до Нижнеудинска и обратно. В Нижнеудинск приехали рано утром 13 февраля. С ночи шёл плотный снег, и видимость оставляла желать лучшего результата. Встретившие нас мэр и священник Александр Ульянов сообщили, что если до четырёх дня погода не изменится, то придётся ждать следующего дня или вообще хорошей погоды. Унывать не стали. После обеда прибыли в церковь святителя Николая и совместно совершили молебен Господу, испросив у него улучшения погоды. В течение часа небо разъяснилось, и нам дали команду прибыть в местный аэропорт. Мэр, смеясь, сказал, что теперь точно знает, как бороться с непогодой, а то бывает так, что некоторые высокие чиновники по нескольку дней сидят и ждут погоды, и потом улетают не солоно хлебавши.
В небо поднялись в 16.20 местного времени. Погода отличная. Наши предварительные опасения по поводу полёта на вертолёте быстро развеялись. Подобно трактору, эта огромная машина уверено пробороздила зимнее небо над Саянами, открывая нам все неописуемые красоты и тривиальные секреты этого края. Горы прекрасны, но, увы, на многие километры вокруг города совершенно нет леса. Редкие деревца да кустарники - печальное напоминание о бездумной советской индустриализации и перестроечной вседозволенности.
В 17.10 вечера, группа благополучно приземлилась в малюсеньком аэропорту самого большого тофаларского посёлка Алыгджер. Дожидаться следующего дня не стали, но, разместив наши вещи в участковой больнице, сразу хлынули в посёлок. Посёлок не большёй, что-то около шестисот жителей, есть неплохая средняя школа и интернат для ребятишек из соседнего посёлка Нерха, детский сад, библиотека, этнографический музей и дизельная, которая обеспечивает всё это местное богатство и жилые дома моргающим электричеством. Куда можно было зайти зашли, и с кем можно было познакомиться, познакомились. Разговаривали с людьми на улицах и в домах, дарили иконочки и книги. Вообще, надо сказать, что благодаря сёстрам Знаменского монастыря, теперь, почти в каждом доме Алыгджера и Нерхи есть иконы и христианские книги. Уже в первый день удалось выявить несколько любящих Бога, крещёных христиан из среды тофаларов и русских. Метисы в Алыгджере все называют себя только тофами. К заходу солнца дышать стало проще и появилось некоторое представление о дальнейших миссионерских возможностях. Договорились, что 14 февраля совершим два раза обряд крещения (в 12.00 и 16.00 местного времени), а 15 февраля отслужим божественную Литургию и отправим часть группы в посёлок Нерха, также с целью окрестить всех желающих. Уснули на больничных койках в уже не первобытной тишине.
Тофы и Русские
Тофы, не просто низкорослый, смуглый, тюркский народ в Саянах. Тофы, это в первую очередь, очень добрый, приветливый и гостеприимный народ. Они отлично говорят по-русски и что не маловажно, мыслят и живут тоже по-нашему. По-нашему, это значит во всём. Начиная от веры во Иисуса Христа и заканчивая неумеренным винопитием. Но вот чего не видно в тофаларской народной среде, так это наглости во взаимоотношениях и чрезмерной злости. Сильно выпившие молодые ребята и пожилые мужчины, демонстрируют в разговорах с прохожими и незнакомыми людьми, удивительную вежливость и непривычный для нас такт (Странно, но факт, замечено не однократно, в Алыгджере, собаки, по ночам на прохожих не лают, они, уподобляясь хозяевам, не видят в прохожих врагов и не предполагают в человеке опасности). Пьют Тофы очень много, но они также много и работают. Наматывая по гористой местности, в погоне за зверем и оленями сотни и сотни километров, они все выглядят как спринтеры. Эти люди: худощавы, поджары, выносливы не в пример нам «цивилизованным» европейцам. Один из таких «пьяниц», как-то обмолвился, что каждый мужчина тофалар, к пятидесяти годам, пропил несколько Мерседесов. Можно себе представить, как долго могли бы жить, и насколько могли бы быть обеспеченными Тофы, если бы не пили горькую. На вопрос: «Зачем Вы так сильно пьёте и почему не устраиваете свой быт?», всегда отвечают одинаково: «А что ещё делать то? Да ну эту жизнь, всё равно живём просто так, без всякого смысла». Что-то из вековой мудрости в этих тривиальных ответах. Тут и основная проблема человеческого бытия и подсказка для нас несущих Слово Божие «ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада…»[Мф.26:31]. Утеряна связь с истинным Богом, утерян и наиглавнейший смысл жизни, который оживляет и благословляет всякое доброе дело. Вот где нива для миссионерских приложения трудов и замыслов.
Рядом с тофами проживают русские, не как захватчики, а как братья, как неотъемлемая часть всеобщей тофаларской жизни. Русские не только посредники между далёким государством, но и сознательные хранители тофаларского языка и культуры, создатели письменности и литературного наречия. Русские это гарантия сохранения тофов как этноса, ибо они источник свежей крови не позволяющий вырождаться и деградировать этому маленькому народу (много смешанных семей). Русские в Тофаларии почти не пьют, имеют высокий образовательный ценз и потому жизнь их более стабильна, но они точно такие же добряки, как и их братья тофы и такие же труженики. Именно в русских семьях наиболее сохранилось христианство, а ведь многие фамилии появились в тофаларии ещё в XVIII-XIX вв.
Глядя на этих отдалённых от цивилизации прекрасных людей (которые тоже уже пользуются космической связью и смотрят весь мир по TV из космоса) вдруг отчётливо различаешь в отдалённом прошлом, красоту и величие своих собственных предков и понимаешь, что мы потеряли, разменявшись на стеклянный бисер технократической цивилизации.
А какие удивительные у них дети! Четыре дня пребывания миссионеров были во многом посвящены именно детям. Детей к счастью много и они неотступно следовали за проповедниками, постоянно о чём-то спрашивая и предлагая помощь. Все дети на улице здороваются с незнакомыми людьми! Совершенно не боятся взрослых. Очень сообразительны и на удивление красивы лицом. В поселковой библиотеке всегда много мальчиков и девочек. На вопрос: «Как много дети читают?» заведующая библиотекой ответила, что очень много. Вот ещё место, где есть возможность усердно потрудиться и помочь тофам познать Истину. Договорились найти резервы и переслать в библиотеку Алыгджера побольше хороших православных книг. Пусть дети читают. Глядишь, и взрослых, чему-нибудь светлому и вечному научат. Где вы меценаты и благотворители? Спешите делать добро!
Миссия выполнима
К началу второго дня стало очевидным, что Слово Божие пришло вовремя и принимается местными жителями очень охотно. Продолжая проповедовать и учить местные народы всему, что заповедал нам Спаситель Христос, священники четырежды совершили обряд крещения (в разные дни и разное время). Как и намечалось ранее, удалось окрестить людей и в посёлке Нерха. Общее количество новокрещённых братьев и сестёр составило 136 человек, из них более 100 именно тофов.
14 февраля, вечером, в канун праздника «Сретения Господня», сотрудники тофаларской миссии пропели, в своей палате (келейно) всенощное бдение, а на утро 15 февраля соборно (в палате же, на переносном престоле) служили литургию. Служба в этот день прошла очень хорошо. К причастию подошло более 100 человек (исключая крестившихся в п. Нерха). Истинно: Бог наш в этот день встретился с ожидавшими его людьми.
Вертолёт обратно в Нижнеудинск пообещали на 16 число, поэтому миссионерское служение было продолжено через посещение местных достопримечательностей и присутствующих при них людей: школа, этнографический музей, интернат, почта, стройплощадка неопятидесятнического «дома молитвы». Самым бесполезным и удручающим показалось посещение сектантов. Сектантов в Адлыгджере всего две неполных семьи. И то отчасти приезжих. Сектанты в Тофаларии поселились, как уж пять лет, но толку пока к счастью никакого (не принимают их тофы, быстро раскусили), зато, когда они (сектанты) увидели православный десант, то стали бешено носиться на имеющемся у них (единственном в посёлке) импортном джипе по всем улицам и отговаривать алыгджерцев от сотрудничества с «попами», говоря: «Попы вас ничему полезному не научат, а наоборот вовлекут в идолопочитание». Никто их, конечно, не послушал, но факт остаётся фактом. Убоялись сектанты попов. И правильно сделали, а то совсем распоясались, ведь они уже и своих людей из Красноярского края намерены перевезти, и на деньги с большой земли потихоньку домишко для своих бесчинных сборищ строят. А ведь у нас у православных там ничего нет, и собраться даже для совместной молитвы негде. Размышляя на эту тему, мы приглядели, в центре посёлка, оставленный государством дом. Без окон, без дверей, но ещё вполне ремонтабельный и пригодный к перепрофилированию во храм. Решили поработать над этим вопросом дома в Иркутске. Где вы меценаты и благотворители? Спешите делать людям добро и защищать православную веру от супостатов.
В оставшиеся полтора дня удалось приобрести ещё большее количество новых друзей, возможно будущих верных христиан из среды местной интеллигенции: учителей, врачей, воспитателей. Это немало. Опыт прошлых миссионерских путешествий показывает, что эта категория людей чрезвычайно социально активна и наиболее способна сохранять и приумножать плоды миссионерства. Собирались вместе, ужинали, пели народные и православные песни, обсуждали планы на будущее. Договорились, что будем посещать Тофаларию один раз в два месяца, используя попутно летящие борты. Исполнить бы обещание.
В благодарность за приезд и понесённые труды, местные жители с превеликим удовольствием взялись показывать (на мотоциклах, по льду, при пронизывающем встречном ветре, на скорости сравнимой с соревнованиями по спидвею, - вот уж где действительно от души помолишься) гостям все возможные достопримечательности своего ландшафта. Это и пещеры, и водопады, и непроходимые удинские пороги, горы и удивительной красоты северные олени. Мало кто из миссионеров видел эту бегающую по крутым горам чудную тварь Божию. Смелые, умные, ласковые, красивые тофаларские олени, просто очаровали всех. Пока все с ними не наобнимались, не нафотографировались, не успокоились. Отпускать их обратно в горы, где их может быть, подстерегут волки или медведь, очень не хотелось. Ну да жизнь есть жизнь, в Алыгджере пастбищ нет, попрощались и с ними.
16 февраля, с утра дул сильный ветер. Небо и без того уже два дня пасмурное, стало ещё серее из-за огромного облака пыли подкинутого ветром от тофаларской земли к зимним небесам. Несколько часов группа посвятила проповеди в детском саду, среди маленьких алыгджерцев, а по окончании освятили садовские здания несколько частных домов. После обеда ветер стих. Пыль осела. Выглянуло солнце. Божья милость! Прилетел вертолёт. Мы, не прощаясь, покинули полюбившийся нам посёлок Алыгджер, его добрых насельников и весь богатый и прекрасный в своей суровой красоте тофаларский край. Ещё вернёмся и приведём за собой других. Всё слава Богу! Слава Богу за всё! Да благоденствуют и все помогающие Богу люди!
Миссионерский отдел Иркутской епархии
Читайте также:
"Русский взгляд" - миссионерство
Юрий Максимов. Несколько размышлений о миссии