Архиепископ Вадим совершил праздничное богослужение в храме свт.Василия Великого пос.Михайловка

Архиепископ Вадим совершил праздничное богослужение в храме свт.Василия Великого пос.Михайловка.

14 января Архиепископ Иркутский и Ангарский Вадим отслужил Божественную Литургию в пос. Михайловка Черемховского района в храме Василия Великого. Ему сослужили секретарь Иркутской епархии игумен Максимилиан (Клюев), благочинный Ангарского округа протоиерей Владимир Килин, протоиерей Василий Комарницкий,  настоятель храма иерей Дмитрий Зверев.

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
            Кроме того, в этот день празднуется память Святителя Василия Великого, в честь которого освящен этот храм. Настоятель отец Дмитрий  в проповеди напомнил прихожанам об этом удивительном святом: «Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.

В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова. Они подвизались в строгом воздержании. Ими был составлен сборник «Добротолюбие».

В царствование Констанция (337-362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 г. был рукоположен в сан диакона, затем — в сан пресвитера. При императоре Валенте, стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан.

В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский.

Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для которого живу и тружусь».

Известен случай, когда в храм зашел Ефрем Сирин и увидел на плече Св. Василия сидящего голубя, а из уст исходили языки пламени. Так горяча была его проповедь.

С ним связано появление в храме иконостаса. Однажды один из служителей  засмотрелся на прихожанку и служба не протекала уже как прежде. После чего Владыке сообщили, что у него не было на плече голубя. Он  задумался, долго молился и  ему было откровение. С этого времени он распорядился поставить перегородку, отделяющую служителей от прихожан, чтобы никто не отвлекался во время служения.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя. Но и уходил он из этого мира так же, как Господь в окружении разбойника – в окружении некрещеного врача-иудея Иосифа, который не соглашался покреститься ни под каким предлогом. Доктор сообщил, что Св. Василий вряд ли доживет до утра. Но умирающий  спросил: «А если доживу?» На что врач, не задумываясь ответил: «Тогда я покрещусь». Так и случилось. Вся семьей они покрестились.

Св. Василий преставился ко Господу, будучи в сравнительно молодом возрасте, 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий  так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

 

Архиепископ Вадим поздравил всех прихожан с Рождеством Христовым, а также с храмовым праздником. В своей проповеди он сказал, что «мы должны научиться видеть подобие Божие в других людях. Только тогда наша жизнь измениться к лучшему.

Мы должны просить угодника Божия Василия Великого, чтобы он помог нам достичь царствия Божия, чтобы он был споспешником в наших добрых делах. Он также заступник от злых сил, которые обуревают человеческое естество. Будем молиться ему как заступнику за весь род наш!

Святителю Отче, Василие Великий, моли Бога о нас! Аминь.

Я вновь поздравляю вас и призываю на вас Божие благословение!»

 

Ольга Максимова, пресс-служба епархии.

15.01.2010