«РОДНИЧКИ» НА НОВОМ МЕСТЕ

«РОДНИЧКИ» НА НОВОМ МЕСТЕ

С 2010 года православный лагерь «Роднички» будет проводиться недалеко от села Голуметь Черемховского района.

Ребят ждут прозрачная речка и живописный лес, веселые друзья и справедливые педагоги, настоящие походы и душевные песни у костра. А главное – новое приключение. На этот раз мы все вместе отправляемся в волшебную страну Нарнию!

Оба сезона  - «Дорогою героев» и «Меч Короля» посвящены книге «Хроники Нарнии» известного христианского писателя Клайва Льюиса. Рыцарские турниры, нелёгкие испытания, битвы с силами зла –  это и многое другое ожидает тех, кто решится войти в волшебную страну. Новшество этого сезона состоит в том, что через ролевую игру будет сделана попытка повлиять на отношение детей к жизни и тем нормам, по которым они строят своё обычное общение со сверстниками и взрослыми. Программа лагеря направлена на то, чтобы помочь  ребятам приобрести нравственный стержень в характере и умение преодолевать трудности.

Это сделать сложно, но как показывает практика московского православного центра "Звезда Вифлеема", всё-таки возможно. Для передачи этого опыта и приехали к нам в Иркутск специалисты из Москвы, не раз отмеченные Патриархом за многие труды и успехи в Деле воспитания детей и молодежи.

Детский православный лагерь «Звезда Вифлеема» действует при Патриаршем Центре 8 лет. Лагерь работает по христианской психолого-педагогической программе, сформированной  специалистами Лаборатории педагогических технологий (г.Москва). Для подготовки педсостава «Родничков» в Иркутск в мае этого года приехали ведущие специалисты Лаборатории – Егор Коврижкин и Наталья Ковалёва.

КОВРИЖКИН ЕГОР ВЛАДИМИРОВИЧ.

 Руководитель Лаборатории педагогических технологий.

Выпускник МГТУ им.Баумана. С 1999 по 2006 год руководил Миссионерским отделением и отделением детских и молодёжных программ Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи.

НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА КОВАЛЁВА.

Научный руководитель Лаборатории педагогических технологий.
Кандидат психологических наук, психолог, методолог, специалист в области методологии и психологии творчества, рефлексивных и игровых образовательных технологий, педагогических инноваций, проблем развития способности понимания школьников. Имеет более 70 научных работ.

 

С 14 по 16 мая был организован выездной семинар на турбазе «Светлячки», где состоялась подготовка педагогического состава лагеря «Роднички». Под руководством специалистов Лаборатории получили знания вожатые, а так же организаторы нашего лагеря, среди которых начальник лагеря игумен Максимилиан (Клюев), протоиерей Евгений Прохоров, иерей Константин Мануйлов, дьякон Георгий Бажин, , Инна Маковская и Ольга Михеева .

Цель семинара – передача инновационных методов воспитания детей, подводящих ребенка к свободному и ответственному выбору Православной веры и вступлению в христианскую традицию. Проблем, связанных с воспитанием детей, очень много, особенно в современном мире. Обозначим лишь некоторые из них.

Реальное общение детей со взрослыми и сверстниками все больше замещается виртуальным общением. Это приводит к обеднению эмоциональной сферы, к неумению и нежеланию детей искать общий язык и сотрудничать с другими людьми, гипертрофированному эгоцентризму. Эта проблема порождает множество других проблем в современном обществе, однако ей практически не уделяется внимания. Она выведена за рамки компетенции школы и оставлена на индивидуальное решение родителям.

Современная масс-культура призывает к безответственности, к беззаботной жизни, в основу которой положено потребление материальных благ. То, что родители или учителя осуждают, воспевается на телеэкранах. В результате, ребенку приходится вести двойную жизнь и с нетерпением ждать, когда перед ним откроется дверь во взрослый мир удовольствий.

Существуют проблемы и собственно христианского воспитания. Практика современных воскресных школ показала, что изучение детьми «Закона Божия» и Истории Церкви не приводит к воцерковлению детей. Очень часто картина обратная: чем больше подросток знает о Церкви, тем меньше у него желания строить свою жизнь, опираясь на Православную Традицию. В чем же дело? Очевидно, в том, что принять христианскую веру может лишь человек, умеющий делать осознанный и ответственный выбор. Но как научить совершать жизненный выбор и быть ответственным за свою жизнь?

Современное христианское воспитание строится по учебникам конца XIX начала XX века. С тех пор мир сильно изменился. Дети, рожденные в информационном обществе, не понимают житий святых, не интересуются незримым, не заботятся о добродетели. Это дети из общества, говорящего на другом языке, имеющего другие ценности, живущего по другим законам. Система воспитания для них явно устарела. Что же делать?

В основу решения этих задач положен разработанный специалистами Лаборатории инновационный педагогический подход. Некоторые положения этого подхода:

Цель воспитания: научить ребенка воспринимать жизнь как пространство свободного выбора, и осознанно самоопределяться по отношению к этому выбору.

Воспитание невозможно без субъектного включения в этот процесс самого ребенка. Ребенок растет, когда перед ним, хоть в малой мере, стоит собственная задача развития и изменения. Воспитание возможно только тогда, когда он включен в интересную и важную для себя деятельность.

Педагог может воспитывать только тогда, когда предмет воспитания имеет для него самого глубокий личный смысл и у него выработана по отношению к этому предмету четкая личная позиция.

В лагере воспитание происходит через создание правильно построенного детско-взрослого коллектива. Это коллектив, в котором заданы высокие нормы взаимоотношений и от каждого востребованы его лучшие качества. Этот коллектив позволяет каждому развиваться и проявляться с лучшей стороны.

Чтобы достичь поставленной цели, используется такая форма работы как ролевая игра. Все программы лагеря – это большие ролевые игры, требующие от детей и педагогов погружения в особенный игровой мир. Внутри ролевого пространства моделируются ситуации, требующие от детей принятия совместных решений, проектирования собственной деятельности, выработки правил и принципов сотрудничества, необходимости разбираться в основаниях поступков и нести ответственность за принятое решение. Тщательно спроектированная ролевая игра позволяет детям на деле узнать, что человек сам строит свою собственную жизнь, и многое в мире зависит лично от каждого из нас.

Ролевая игра, по сути, не игра, а маленькая прожитая жизнь, дающая бесценный опыт. Извлечь этот опыт возможно только тогда, когда каждое событие происходит «здесь и сейчас» и переживается участниками как единственное предельно актуальное. Тогда ролевое пространство становится пространством, в котором дети не рассуждают о том, что хорошо, а что плохо, а совершают поступки и приобретают собственный опыт. Здесь можно ошибиться, понять свою ошибку среди единомышленников и исправить ее. Этот фактический жизненный материал служит основой для того, чтобы сформировать собственные осознанные ценности, научиться отстаивать эти ценности и противостоять влиянию, научиться на деле понимать и принимать другого человека.

В течение всей смены происходит бережное приобщение детей к Православной Традиции. Каждый день педагоги вместе с детьми совершают  молитвенное правило. В лагере будут совершаться Богослужения, на которых дети и взрослые смогут принять участие в Таинствах Исповеди и Причастия. При этом всегда соблюдается основной принцип: молитва не обязанность, а радость единства перед Богом.

 

Мария Сергеева, вожатая лагеря «Роднички»

( использованы материалы сайта www.campzv.ru)

21.06.2010