Проповедь на Прощеное воскресенье архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима

Всечестные отцы, братья и сестры.

По древней заведенной традиции мы собрались с вами, чтобы произвести чин прощения.

Этот чин имел хождение, прежде всего, у монашествующих. Перешел он затем и на всю Церковь. Потому что имеет в себе, попечение Святой Церкви о душах наших. Как мать чадолюбивая заботится о своих чадах, так и Церковь заботится о всех верных чадах ее. Таким образом, собираются люди, чтобы в этом святом храме вознести молитвы и испросить прощение у друг друга.

Необходимо понять, что это не просто акт прощения как такового, который необходим нам только лишь для воздержания. Но, прежде всего, стремление приблизиться нам ко Христу. Как можно горячее осознать суть его служения. Понять всю судьбоносную его жертву, которую он вознесет за род человеческий. И эта жертва, однажды принесенная, остается на все времена  и поныне. И таким образом, дорогие братья и сестры, мы стремимся к тому, чтобы стать близко ко Христу, чтобы обожиться, как говорил нам апостол Павел. Чтоб быть теми жителями Царства Божия, в котором пребывает сам Господь и святые Его.  

Господь не оставляет нас своим попечением. Не оставляет различными путями. Одним, может быть, попускает свершиться наказанию. Болезнями, скорбями, каким-либо искушениями. И, зачастую, это не просто наказание, это, прежде всего, опыт рассуждения, чтобы мы отошли от гибельного пути духовного. И для этого необходимы нам эти испытания.

Святая Церковь предлагает нам эти дни Великой Четыредесятницы. Эти дни исполнены особого смысла.  Глубоко догматического и особо нравственного содержания песнопений и чтений. И если мы внимательно вслушаемся, то действительно осознаем и поймем там многое. Не сможет наша с вами душа не проникнуться тем удивительным, что Господь уготовал. Какие плоды уготованы человеку, который последует в обители Отца Небесного.  Не можем мы остаться не утешенными и когда увидим, кому дается это как таковое. Не можем остаться равнодушными, когда увидим, что сами-то, увы, далеко отстоим от этого идеала, от этого пути. И чаще всего этот путь указывают нам эти священные чтения и писания. Путь наш – и плач и скрежет зубов.

Вот потому, дорогие братья и сестры, вступая во время Поста, мы, прежде всего, должны стремиться к тому, что он нам необходим для нашего очищения. Прежде всего, должны мы отрешиться от многих грехов, которые мы совершали во всей своей жизни.

Поэтому Святая Церковь приглашает накануне светлого Праздника Воскресенья, для того, чтобы нас очистить. И это очищение должно быть настоящим, истинным. Им должно быть проникнуто все наше существо. Мы должны оставить все попечения телесные и оставить лишь попечения духовные. Очистить нас до такой степени, что мы сможем слышать голос Отца Небесного: «Придите, благословенные и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира».

И для того, чтобы этот час наступил, нам необходимо примириться. Необходимо примириться друг с другом, поскольку очень часто мы являемся не примиренными между собою. Это мешает чистоте наших взаимоотношений, мешает отношениям друг с другом. Из-за этого нам бывает невозможно жить, и жизнь свою мы часто называем юдолью плача. Таковая она бывает потому, что мы согрешаем, потому что мы друг к другу нелюбвеобильны. Мы, прежде всего, эгоистичны в своих проявлениях. И мы должны это признать. Признать больно, со всей откровенностью понять, оставшись один на один со своей совестью, что жизнь наша проходит эгоистично. А наше общение с Церковью. В чем оно выражается?

Священнослужители порой формально подходят к своим богослужениям. Когда входят в храм, а усердия никакого не проявляют.  Можем ли мы увидеть священнослужителя в храме, когда бывает не его череда? Это действительно важный вопрос. Они находятся, по сути, на работе, в их работу входит обязанность еще и молиться. Для нас священнослужителей это еще и долг. И этим долгом мы часто пренебрегаем. А это по сути дела является исполнением слов пророка: «проклят всякий, кто делает дело Божие с пренебрежением».

Мы не должны забывать, что Церковь состоит не только из священнослужителей. Это и миряне, это все мы. Все мы плывем на одной лодке. Этом корабле Церкви, который Господь ведет ко спасению. А мы, находящиеся в этом корабле, всячески его расшатываем. Этот корабль идет к гавани спасения. А мы, находящиеся на этом корабле, часто его расшатыванием, чтобы он пошел ко дну. Поэтому Святая Церковь предлагает нам этот период. Предлагает нам столько примеров из Священного Писания, примеров из жизни святых отцов. И, прежде всего, наше обращение к Церкви дает нам знания, как строить свою жизнь, как избежать греха, как повести этот корабль Церкви без запинки к дивному пристанищу. Как в жизни быть носителями образа и подобия Божия.

Мы часто сетуем, что в семьях наших неладно. У нас разврат, разборы, претензии. Чувства горячей любви и привязанности у нас зачастую отсутствуют. А задумаемся ли сами, что часто являемся этому причиной лишь потому, что, не зная их отношений, мы убрали, отринули Христа.

Из-за этого мы отринули его учение, каким образом строится малая церковь, именуемая семьею. Ищем мы счастия, ищем благополучия. Возможно ли оно? Конечно, нет. Таким образом, должны мы признать, что нам необходимо добиться прощения своих согрешений. Необходимо, прежде всего, примириться с нашими знакомыми, людьми, окружающими нас, близкими. Нужно искренне без всякого эгоизма вспомнить слова молитвы, которую мы повторяем неоднократно за день: «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

Всечестные отцы, братья и сестры, прошу прощения за все грехи, которые я совершил делом словом, помышлением, всех тех, кого я оскорбил и за это сейчас прошу простить меня. 
06.03.2011