Архиерейское служение в Слюдянке
10 июня в день Всех Святых митрополит Иркутский и Ангарский Вадим отслужил Божественную литургию в храме во имя святителя Николая в городе Слюдянка. Ему сослужили клирики Никольского храма и настоятель храма Архангела Михаила в Иркутске протоиерей Калинник Подлосинский.
Проповедь после Литургии произнес настоятель храма в Слюдянке священник Алексий Подлосинский
После службы владыка ознакомился со всеми вопросами, касающимися восстановления храма и осмотрел вновь отстроенное 3-х этажное здание воскресной школы. На обратном пути в Иркутск архиерей посетил строящийся храм в поселке Култук, где одобрил результаты проведенных работ и высказал свои пожелания.
Ольга Максимова
Пресс-служба Иркутской епархии
Проповедь настоятеля Свято-Никольского храма иерея Алексия Подлосинского в день Всех Святых
«Сегодня наша Церковь празднует день всех Святых от века Богу благоугодивших. Господь наш Иисус Христос принял плоть человеческую, стал подобен нам во всем, кроме греха. Он в самом себе исцелил человеческую природу. Освятил Божеством своим человека в самом себе. Он совершил дело нашего спасения, пострадал за наши грехи на Кресте. Он воскрес из мертвых, вознесся на небеса. А по прошествии 50 дней в праздник Святой Пятидесятницы ниспослал с небес Духа Святаго на свои ученики и Апостолы. Дух Святый пребывает в нашей Церкви до сих пор, а самое главное, пребудет до скончания века в нашей Святой Православной Церкви.
Господь совершил все необходимое, он дал нам пример, ориентиры жизненные. Он поставил нас перед выбором, и каждый из нас может теперь выбирать по какой дороге ему идти, а дороги всего две. Одна идет к Богу, другая от Бога. К этому сводится и весь смысл нашей жизни.
Если мы хотим быть с Богом, если мы знаем, что он есть, а об этом знает каждый человек и, даже атеисты, то надо решить один важный вопрос – нужен ему Господь или нет? Если человек принимает, что Бог есть, - хочет ли он быть с Богом или он просто в него верит? Человек должен обратить внимание на его закон. А Закон Божий не только написан на бумаге, он написан в сердце человеческом. И когда человек пытается исполнить Закон Божий в своей жизни, тогда он приходит к одному очень важному заключению - он не может его исполнить, хотел бы заповеди исполнять, но не получается. Через это познание своей немощи он начинает понимать, что его нужно спасать. Его нужно спасать, лечить и он глубоко болен. Тогда он приходит в состояние внутреннего смирения, начинает каяться в грехах своих. Он все же движется к Богу и ко спасению. Это один путь.
А есть другой путь и другие отношения с Богом. Эти отношения с Богом можно выразить такими словами. Человек говорит «Господи я верую, что ты есть. Я знаю, что ты есть, но не мешай мне жить, как я хочу. Мне не интересны твои законы, твое Евангелие, но ты помогай мне, потому что я верю в тебя. Посылай мне удачу в моей жизни. Вот два пути, два вида отношения к Богу.
Все святые от века, Богу угодившие выбрали единственно правильный путь. Это путь в рай. Вообще, что такое ад и рай и можем ли мы говорить об этом, ведь это не человеческие понятия. Мы имеем право о них говорить, потому что это реальность нашего времени. Можно привести такой пример. Люди, которые стояли на грани самоубийства, они ненавидели себя и Бога, а также все вокруг и готовы были совершить страшный поступок, но не сделали этого. Вспоминая об этом, они констатировали, что это и есть тот самый ад, соприкосновение к нему.
Что же такое рай? Может это человеческое счастье? Конечно же, нет. Это опыт встречи с Богом. Господь нас всех создал для счастья. Люди ищут его в богатстве, в достатке, но там его не находят. Не в деньгах счастье. А в чем же? Может в пороках, наслаждениях? Тоже нет. Это понимают даже не церковные люди.
И вот святые все – они нам показывают, что есть истинное счастье. Они были разного происхождения, люди великие и славные, это были монахи и императоры, князья и бедные – самые разные. Все они как один показали нам, как жить по слову Божию. Если мы посмотрим на жизнь большинства из этих людей, то увидим, что они были настолько нищие, ничего не имеющие. Мы можем вспомнить Серафима Саровского, который жил в лесу, кушал травку. Вспоминаем житие святой блаженной Ксении Петербургской, которая одевалась в лохмотья, в нее кидались комьями грязи, оскорбляли и унижали всячески. Вот эти люди, ничего не имеющие и, по сути, нищие, но Бог присутствовал в их душе. Они находились в состоянии счастья. То есть святые нам показывают, что счастье в Боге. Кроме опыта святых, мы имеем свой личный опыт, пусть небольшой, но все же опыт очень важный для каждого из нас. Опыт бесценный для нас – хоть раз в жизни, но мы ощутили прикосновение Благодати Божией к нашему сердцу. Почему мы ходим в храм, почему исповедуемся, почему мы стремимся в Царствие Божие, потому что мы встретились с Богом хоть раз в своей жизни. И мы знаем, где это счастье.
И вот святые угодники Божие четко встали на путь к Богу. Они явили чудеса веры, они показали нам пример надежды. Они проявили любовь и милосердие к ближним. Они доказали верность свою Христу, верность своему выбору до крови, до смерти.
И вот мы, взирая на их иконы, молимся и просим ходатайства пред Господом за нас. Мы можем задаться вопросом – а святость это нечто недоступное для нас? Может это для избранных всего лишь? Как раз нет. Господь всех нас призывает к святости. Более того, мы святость эту получили в таинстве крещения, в нас снизошла благодать Святого Духа. Мы все святы, беда, что мы ее сохранить не можем. Свят Господь наш. Ангелы Божии славословят Богу непрестанно. «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф». А наша святость в том, что в нас Божие. Молимся мы – в это время, если искренне молимся – в этот момент мы святы. Простили кого-то от всей души и на зло отвечаем любовью – в этот момент мы святы. Если кому-то помогаем бескорыстно, делаем что-то хорошее, то в этот момент мы святы. Потому что Господь так поступал. Когда мы похожи становимся на Христа, действуем по его слову, в этот момент мы святы. И наоборот, когда мы совершаем грехи, гордимся, кого-то осуждаем, прелюбодействуем, когда мысли нечистые одолевают и в прочих нечистых случаях – мы отгоняем от себя эту святость. Но святость остается в нас как потенциальная возможность, но мы замазываем ее грязью.
Все же братья и сестры, святые от века Богу угодившие, они составляют Церковь торжествующую небесную. А есть еще Церковь воинствующая, земная – это мы с вами. Но Церковь воинствующая и торжествующая – это все одна Церковь. И мы имеем старших братьев и сестер. Мы их прославляем, сегодня мы им молимся и будем просить, чтобы они помогли нам своим примером. И чтобы мы в саде своей души возделывали деревья добродетели и поливали их слезами покаяния и отсекали сухие бесплодные ветки грехов и пороков и принесли добрые плоды. Будем молиться им, чтобы они ходатайствовали Богу за нас.