Х О С П И С

День проходил в рабочем порядке. Для отцов Иркутской епархии, но не для меня. В первый раз я посетила это место, о котором имела представление только теоретически - здесь люди, как правило, обретают последний приют и медицинский уход перед смертью. Основной диагноз – рак. Что привело меня в хоспис - праздное любопытство? нет, честнее будет признаться, как есть – для собственного вразумления. « Блюдите, яко опасно ходите»,- предупреждает нас св. Писание. И, когда начинаешь забываться в водовороте жизненных событий, полезно посмотреть правде в глаза, какой бы страшной она не была. Мы вошли в палату. Появившееся ощущение обреченности и безнадежности сдавило сердце. Неподвижные тела, застывшие глаза, капельницы, утки… Одиночество каждого из них, ожидание смерти, обезболивающие уколы, после которых проваливаешься в забытьи – делали свое дело. Некоторые из них вызывали недоумение – в чем только держится жизнь. А за окном шумел город. Грело жаркое солнце, тучи, набегая друг на друга, щедро поливали улицы теплым дождем. Жизнь шла своим чередом. Православные, в ожидании своего последнего часа, стараются приготовиться для перехода в мир иной, зная, что это не конец, а начало истинной жизни, но, к сожалению, из всех обитателей хосписа, только одна душа Божья при виде людей в подрясниках, перекрестилась и поклонилась, освещая все своей улыбкой.

Как часто человек в конце своего жизненного пути вдруг начинает осознавать, что прожитые годы, в течение которых им часто нарушались законы Божьи, а следом и законы человеческие, потрачены в угоду себе, своим желаниям. А значит…, ничего, кроме пустоты внутри и одиночества вокруг, не принесли. Если б рядом родственные души в утешение, но зачастую растеряны по дорогам жизни и они… Что дальше? Смерть? А что за ней? Вдруг расплата более страшная, чем приносящая боль и ужас, установленная и вынесенная, как приговор, болезнь…? И вот – последний приют. Как страшна безысходность, переходящая в отчаяние! Страх перед болью, перед смертью, перед неизведанным словом – ВЕЧНОСТЬ.

А есть и такие, в жизнь которых ворвалась беда и, не успев еще разобраться, в чем смысл их существования на этой земле, они лежат прикованные к постели.

«Оставь надежду, всяк сюда входящий», произнес как-то один мой знакомый в разговоре о хосписе. А сейчас, я бы добавила в ответ слова святителя Григория Богослова: «Человек всегда забывал Бога, но Бог никогда не забывал человека»

Список, желающих креститься, исповедоваться и, просто поговорить с батюшкой, был не маленький.

- Вы верите в Бога…

- Да.

- Вы хотите креститься…

- Да.

И батюшка приступил к крещению. Один, второй, третий…, присутствуя при таком великом таинстве, невольно чувствуешь трепет. Заново рождается душа, которая до сего времени не ведала, что творила, а, значит, есть надежда на выздоровление, на исцеление от страшной болезни, а главное - исцеление души.

«Великий дождь милосердия Божия омывает от всяких скверн, и к солнцу щедрот Его не достигнет никакая тьма» (преп. Ефрем Сирин)

Мужчина, 40-45 лет (по понятным причинам не называем его имени) крестился. Затем - исповедь, перед которой было открытое признание в совершении убийства. Смертельная болезнь отступила, он был выписан.

Женщина, 60 лет, уроженка Западной Украины, полгода лежала, не поднимаясь. После таинства крещения начался процесс выздоровления

Время шло. Отцы переходили из палаты в палату. Исповедь, причастие, крещение. Вопросы, ответы. В глазах людей появлялась надежда.

«Любовь Божья ободряет болящего, говоря «Не медли приступить ко Мне». Человеколюбие Его взывает грешнику: «Прими, человек, оставление грехов» (преп. Ефрем Сирин)

То здесь, то там незаметно несли свое послушание православные сестры милосердия. Стараясь не причинить боли, они обрабатывали лежачих больных, выносили утки, меняли белье, одежду, при этом ласково приговаривая: «Ну, потерпи, родненький. Еще чуть – чуть. »

Молодого человека 30 лет посадили в подушки. Как в последствии выяснилось, он был боксером и, жестоко избитый по голове, попал в больницу в тяжелом состоянии с частичной парализацией. Боясь близкого конца, его торопились окрестить. Сначала на вопросы батюшки он отвечал бессвязно. Батюшка медлил – в состоянии ли человек понимать, «что» с ним происходит. Но, когда прозвучал осознанный ответ, крещение началось. По окончании таинства, отцы проследовали в следующую палату. Я, стоя на пороге, увидела следующее: этот хрупкий и, измотанный болезнью, молодой человек, бережно взяв, почти недействующими руками одетый только что крестик, начал трепетно его целовать. Затем, обернувшись в мою сторону, тихо кивнул, глядя мне прямо в глаза, как будто увидел знакомого человека.

«Бог приближается к нам, когда мы к Нему приближаемся. « Аще кто отверзает двери, говорит Он, вниду к нему» (Апок.,3, 20) (Филарет, архиеп. Черниговский)

Хочу добавить, что спустя неделю, наш новообращенный был сам в состоянии передвигаться по палате и выходить за ее пределы.

В жизни часто происходят удивительные случаи, когда на помощь приходят люди, различные обстоятельства только для того, чтоб человек имел возможность окреститься, исповедоваться, причаститься, уповая на Бога.

«Отверсты двери милосердия Божия: ни болезнь, ни усыпление, ни уныние не препятствуют грешнику покаянием врачевать греховные немощи» ( преп. Ефрем Сирин)

Бабушка, 95-ти лет. В лежачем положении, на протяжении десяти лет была прикована к постели. Ее дочь, актриса, вынужденная улететь на гастроли, поместила свою мать в хоспис для профессионального ухода на пару недель. При посещении больницы священником, женщина в первый раз за много лет смогла принести покаяние и принять причастие.

Женщина 50-ти лет. Родственники привезли ее умирающей, без движения, с закрытыми глазами. По стечению обстоятельств, здесь же находился священник , она покаялась и причастилась. На следующее утро, умирающая больная встречала медсестер, уже сидя на кровати.

После этой поездки я обратилась к нашим сестрам милосердия, которых встретила в хосписе, с вопросом: « Были ли у вас необычные случаи, происшедшие в больнице после совершения таинств, о которых вы могли бы рассказать?» Случаи были, чудеса, утверждающие веру, конечно происходили, как всегда, когда обращаются за помощью к Богу… Но, меня поразил, и в это же время не удивил только один ответ: « Здесь, в хосписе я вдруг поняла, что до истинного христианства мне еще очень далеко, хотя до недавнего времени считала себя православной. Благодаря этому переосмыслению своей жизни, у меня изменилось отношение и к брошенным детям в детских больницах…»

Для этой женщины хоспис стал открытием, очень богатым открытием внутреннего состояния души. ПОКАЯНИЕМ. И после размышлений на эту тему возникает вопрос: «Кто же больше приобрел при встрече друг с другом, больные, получая помощь, или сестры милосердия, ухаживая за умирающими, тяжело страдающими людьми?»

«Любовь к человечеству – словесный блуд, любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, - дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью. Так что не смущайтесь, трудитесь. ( архим. Иоанн Крестьянкин)

Возвращалась я домой, получив хороший урок. Наглядный урок человеческого страдания и терпения, упования на милосердие Божие и зарождения веры, христианского сострадания и любви… . Писать я не собиралась, до хосписа, но после, молчать уже не хотелось. Воистину нет места на земле, не освященного «Великим Сокровищем милосердия, Приснотекущим Источником щедрот, отверзшем дверь благодати всякому ударяющему в нее» (преп. Ефрем Сирин)

А в это время все так же светило яркое солнце, набегающие тучки проливали теплые дожди, щедро омывая город, продолжающего жить своей бурной жизнью, куда-то торопились, как всегда люди. Дмитриева И. (август, 2007г.)

          

27.10.2007