Знаковое событие в Шаманке.
Шаманка – сравнительно молодое село, родившееся в 20-е годы при советской власти. Долгое время отличалось сплошным атеизмом. В годы перестройки в селе появились первые религиозные общества. Но они не охватили широкие массы шаманского населения, потому что отступали от традиционного православия, еще сохранившегося в памяти старшего поколения. Да и молодые уже имеют представления об истинной вере православных христиан по многочисленным материалам СМИ, доступных сейчас каждому интересующемуся духовно-нравственными проблемами.
Некоторые жители Шаманки в индивидуальном порядке стали прихожанами храмов г.Шелехова или Иркутска, а затем произошло стихийное объединение их в группу на основе православных убеждений. Тут и возникла идея о возрождении в селе вековых традиций русского народа, всегда отличавшегося ревностным соблюдением христианских заповедей. Забвение этих заповедей вылилось в страшнейшую безнравственность, от которой страдают и жители Шаманки. Не спасает положение увеличивающееся количество чиновников и милиционеров, стоящих на защите государственных законов. Нравственные законы христианства не подводили человечество вот уже 2 тысячи лет, потому что они призывают не забывать о совести и бессмертии своей Души. Сегодня же человек забыл, что поступки определяют не только его личную жизнь, но и жизнь его потомков.
Заручившись поддержкой главы администрации Шаманского муниципального образования С.Б. Данилова, инициативная группа в январе этого года организовала собрание жителей села и получила одобрение своим стремлениям. С письмом, под которым было более 70 подписей односельчан, лидеры движения съездили на встречу к священнику храма в г. Шелехове отцу Онуфрию, затем к архиепископу Иркутскому и Ангарскому владыке Вадиму, получили их благословление. После этого началась более детальная проработка вопроса. Был приглашен специалист из Шелеховского управления архитектуры, с ним согласованы вопросы о возможных местах строительства храма. Окончательный выбор места произошел после того, как прибывший к нам секретарь Иркутского епархиального управления игумен Максимилиан (Клюев) осмотрел все предложенное и доложил владыке Вадиму, который и определил, что стоять лучше храму на правом берегу Иркута неподалеку от моста.
Получено благословление и на название местной Церкви по имени святителя Софрония (в миру Стефан Кристаллевский), о котором знают немногие наши земляки, хотя он был причислен к лику святых ровно 90 лет назад. 17 лет (1754-1771) Софроний был епископом Иркутским, третьим по счету после двух Иннокентиев – Кульчицкого и Неруновича. Много сделал он на ниве Христовой у нас: повысилось нравственное состояние духовенства епархии, построено в Иркутске 4 новых храма, открылось много приходов. Архипастырские труды владыки сочетались с истинно подвижническим образом его жизни: питался скудно, спал на полу, непрестанно молился, никогда не пропускал молитвенное правило. Щедрость святителя не знала границ – не съедал куска, не поделившись с кем-либо. После его смерти у гроба святителя начались чудеса и исцеления больных.
Отец Максимилиан предполагает, что святитель Софроний бывал и в наших местах, потому что он усердно посещал самые отдаленные от Иркутска приходы, входил в тесное общение со всеми священниками и мирянами. А наше село Моты, в котором был прекрасный храм, гордится своей стариной.
И вот в канун великого церковного праздника Пасхи 17 апреля в Шаманке состоялось учредительное собрание жителей села, на котором присутствовали секретарь Иркутского епархиального управления игумен Максимилиан, глава местной администрации С.Б. Данилов, некоторые предприниматели, согласившиеся стать учредителями в строительстве храма. На собрании проголосовали за создание местной православной религиозной организации, за присвоение названия приходу имени святителя Софрония, принят Устав местной общины, избран постоянно действующий Совет организации. Председателем Совета стал Альберт Степанович Игнатьев, его заместитель – Светлана Николаевна Гладкова, казначей – Татьяна Вениаминовна Быханова. В ревизионную комиссию вошли С. А. Явкин, В.В. Богданов, Г.И.Абакумова.
В Шаманке произошло большое неординарное событие - родилась Церковь как организация православных верующих. Предстоит решить еще один очень большой вопрос – создать Церковь как здание, в котором будет совершаться христианский религиозный культ. Пришла пора менять веру, а значит менять совесть, чтобы прийти, вслед за Н. Гумилевым, к мысли:
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.
Вера Иванова, прихожанка Свято-Софрониевского прихода