Фестиваль диаконского искусства

О ДИАКОНСКОМ ИСКУССТВЕ 

Фестиваль диаконского искусства

 «..званье диакона, что званье  Ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким  лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла,  и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову   Златоуста, ангельское летание».                                                         (Н.В.Гоголь.)

В октября 2007 года проходил традиционный фестиваль «Дни русской духовности и культуры «Сияние России». В этом году в первый раз, по предложению художественного руководителя и главного регента  Московского Данилова монастыря Георгия Сафонова, в  Иркутской епархии  прошел фестиваль диаконского искусства и колокольного звона. При содействии Департамента культуры Иркутской области и Иркутского музыкального общества были приглашены: Праздничный  мужской хор Московского Данилова монастыря и Синодальной Резиденции Святейшего Патриарха, диаконы Русской Православной Церкви гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Чикаго (США). А так же принимали участие диаконы гг. Иркутска, Братска и других городов нашей области в составе хора духовенства и мирян по приглашению Иркутской епархии.

Открытие фестиваля ознаменовалось первым концертом в городе Ангарске. Зал ДК «Нефтехимик» был полон до отказа. Вечером того же дня  участники фестиваля полным составом приняли участие в воскресном всенощном бдении в Троицком соборе.  Правый клирос – хор Московского Данилова монастыря, левый – хор духовенства и мирян города Иркутска. Богатый по разнообразию исполнения репертуар концертной программы, сменился торжественной службой. Нескончаемые рукоплескания зрителей, приветствующих стоя исполнителей духовных песнопений, и… благоговейное восприятие молитвенного пения в храме.  Слава людская, но короткая,  служение Богу - как соприкосновение с вечностью. Но радость от увиденного и услышанного была одна – «всякое дыхание да хвалит Господа». И где бы это не происходило – в храмах или дворцах, на улицах и площадях «великое славословие» освящало все вокруг - дыханием молитвы.

В этом году в нашей стране отмечается особая дата – 130 лет со дня рождения, очень плодотворного в своем творчестве композитора, выдающегося дирижера, регента 3-х храмов, в том числе Храма Христа Спасителя, профессора Московской консерватории – П. Г. Чеснокова. Самый популярный, исполняемый всеми хорами: и духовными и светскими, он является ярким представителем нового направления московской хоровой школы. Именно эта школа характерна тем, что уделяла особое внимание древним напевам русской православной Церкви – знаменному распеву, и стремилась поставить его в основу своего творчества. Особое внимание во время нашего фестиваля было уделено произведениям этого одаренного человека.

Художественный руководитель и регент хора Данилова монастыря – Георгий Сафонов по ходу концерта, знакомил нас с интересными фактами в истории дьяконского творчества и служения, перечислял композиторов (П. Г. Чесноков, А. Кастальский, А. Николаев - Струмской, А. Гречанинов, Н. Данилин, М. Додонов, А. Косолапов, П. Чайковский, А. Андреев, М. Строкин), чьи произведения исполнялись участниками фестиваля. А так же рассказывал  об их жизни и представлял исполнителей, солирующих в программе концерта:

               протодиакон Вадим Ган (г. Чикаго, США)

               протодиакон Михаил Казанцев (г. Санкт-Перербург);

               иеродиакон Андрей Данилов (г. Москва);

               заслуженный артист России Валерий Обухов (г. Москва)  

               Андрей Лужецкий (г. Москва);

               Иван Никитин (г. Москва);

               диакон Антоний Смолин (г. Иркутск)

               диакон Роман Шведов (г. Братск) 

               диакон Димитрий Бухаров (г. Иркутск).

Из беседы с диаконом Антонием Смолиным, клириком Знаменского собора г. Иркутска, руководителем хора духовенства и мирян Иркутской епархии

«В Иркутске впервые был проведен такой фестиваль и это большое событие для нашего региона. Кроме того, у нас появилась прекрасная возможность провести совместное богослужение, поучаствовать вместе с хором Данилова монастыря не только в концертах, но и в крестном ходе, познакомить горожан с антифонным пением, традиция которого была утеряна в последнее время из-за отсутствия  возможности иметь два равнозначных хора левого и правого клиросов. Хочется поблагодарить и Нелли Михайловну Шарыпову, главу Иркутского музыкального общества, очень много сделавшую для нашей области в организации хоровых концертных программ, мастер-классов, фестивалей, поездок иркутских музыкальных коллективов за рубеж. Благодаря активной деятельности Иркутского музыкального общества, которое сотрудничает уже не первый год с коллективом Данилова монастыря, идея фестиваля диаконского искусства получила  поддержку в областной администрации.

Были, конечно, и свои трудности в организации фестиваля. Например, мы не имеем возможностей для должной подготовки репертуара нашего хора. Священнослужителям трудно надолго оставить свои приходы, поэтому на репетиции остается минимальное время. И все же, приложены были значительные усилия организоваться и выступить достойно при той степени подготовки, которая у нас была.

Также в нашей программе прозвучали колокольные звоны. Звонари г. Москвы (иерод. Роман) и Иркутска смогли продемонстрировать своё умение  и поделиться опытом друг с другом. Это отдельная, но не менее интересная тема. Россия-страна огромная, отсюда большое количество школ, как и в искусстве колокольного звона, так и в дьяконском возглашении. Оно, казалось бы, одинаково в исполнении, но на самом деле, сколько существует епархий, столько и традиций. Например, у нас долгое время служил приснопамятный протодиакон Иоанн Дидык и, безусловно, его служение, его манера возглашения повлияли на нас, молодых священнослужителей, которых он учил богослужению, которых водил вокруг престола на хиротонии. Первые шаги ныне служащих дьяконов  Иркутской епархии связаны с его отеческой заботой. И в каждой епархии есть своя школа, происходящая не из учебных пособий, а из устного обучения диаконскому искусству, которое преданием передается от учителя к его ученикам.

Немалую роль для представителей нашей епархии сыграл  Регентский съезд. Как и искусство звонарей, это отдельная, но не менее интересная для нас тема. Традиция регентских съездов положила своё начало в Москве, развиваясь  достаточно активно. Произошло это в начале ХХ века и, было связано с появлением целой плеяды выдающихся композиторов нового направления, которые не только обратили свое внимание  на древние распевы Церкви, но и старались их популяризовать. Существовало общество любителей древнего церковного пения, которое давало  исторические концерты, пыталось издавать нотные сборники для клиросов и их регентов. На этих съездах решались вопросы церковного пения, в том числе и насущные проблемы певческих коллективов. У нас в Иркутской епархии, равно как и по всей России, церковное пение зачастую представляется очень слабо. И причин этому не мало. Одна из них – нехватка людей. Вторая –  отсутствие знания  старинных традиций богослужений. Храмы строятся, восстанавливаются,   и в жизни прихода многое приходится начинать заново. Псаломщики, не имеющие подчас необходимого образования, вынуждены поднимать церковное пение с нуля. И это дается нелегко. И если в крупных городах этот вопрос  решается легче, то в районных и сельских приходах все намного сложнее. Нехватка нот, нет методики занятия церковным пением, кадровые проблемы.

Чтобы как-то помочь решить хотя бы часть этих вопросов, мы в рамках фестиваля диаконского искусства провели научно-практическую конференцию по вопросам церковного пения, которая прошла в Иркутском музыкальном училище. На наше приглашение откликнулись регенты и певчие приходов нашей епархии из городов Иркутска, Братска, Железногорска, Усть-Илимска, Тулуна и Нижнеудинска, а также преподаватели музыкальных учебных заведений г. Иркутска. Участники прослушали доклады наших гостей о диаконском служении в России и за рубежом, о жизни и деятельности выдающегося церковного композитора и педагога С.В. Смоленского, а также о традициях колокольного звона в России. С докладом выступали: Георгий Сафонов (Москва), протодиакон Вадим Ган (Чикаго, США), иеродиакон Андрей Данилов (Москва), иерод. Роман Огрызков (Москва). Затем и практическая часть, а именно – мастер-класс для регентов и дирижеров, который провел Игорь Андреевич Журавленко, заслуженный артист  России, педагог, разработавший систему занятий по сольфеджио, основанную на природно-певческом материале, состоящем из наших народных песен и духовных песнопений.

Может быть, программа съезда не была слишком насыщенной в плане совершенствования дирижерского искусства. Зато участники имели возможность побывать на концертах духовных песнопений, услышать и, возможно, применить что-то для себя. В будущем с Божией помощью мы будем пытаться сделать подобные встречи более плодотворными, отвечающими на реальные вопросы и запросы тружеников клироса. А пока главное – состоялась наша встреча, мы смогли пообщаться и совместным пением в Знаменском соборе на Литургии в честь апостола Иоанна Богослова, воздать славу Богу!»

Подготовила материал и беседовала Дмитриева И.Э. 

           (В статье были использованы материалы с сайта – www.deacon.ru)

   

О дьяконском искусстве

Когда мы говорим о дьяконском искусстве, как правило, имеем в виду искусство пения. В Православии, если обратиться  к истории нашей Церкви  «служение диакона состоит в возглашении молитвенных прошений, следовательно, можно сказать (словами Феодора Мопсуестийского) что он является глашатаем церкви. Слыша его, присутствующие знают, что им следует делать или о чем помышлять. В течение Литургии диакон ведёт за собою и хор, произнося положенные молитвословия, выражающие все нужды христианской общины». ( «Диаконат в Православной Церкви». Свящ. Георгий Ходр.)   

Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста является одним из самых важных богослужебных текстов того периода. Хотя среди ученых и было много споров, как о действительной дате происхождения Литургии, так и о её подлинном происхождении, несомненным остается то, что действиям диакона в византийской Литургии Златоуста (равно как и в Литургии св. Василия Великого) отводится исключительно важная роль.

Казимир Кухарек также замечает, что «поскольку дело диаконов – помогать и служить, постольку соотносится оно с деланием ангелов на небесах». Грейн пишет, что диаконы «часто сравниваются с ангелами, сообщающими горний мир с дольним, доставляя послания. В  православной Литургии это сравнение особенно наглядно во время пения ектений, когда диакон воздевает свой орарь, как бы изображая трепетанье ангельских крыльев, несущих на себе молитвы к Богу».

«Характерной для иконографии диаконов чертой, особенно на иконах, где мы видим их участниками служения божественной Литургии (эти сюжеты в византийских храмах обычно встречаются в росписи алтаря), является изображение их с атрибутикой, присущей ангельскому чину. Здесь мы видим диаконов, изображенными с крыльями и лентой в волосах. Правда, это часто истолковывается в том ключе, что изограф рисовал не диаконов в ангельском обличье, но ангелов в виде диаконов. Так или иначе, этот иконографический тип напоминает нам о присущей православному богословию идее, что диакон символизирует собою ангела, особенно благодаря своему Литургическому служению, которое уподобляет его летающему ангелу».

Занимаясь алтарем, уставом, всей организацией богослужения, дьякон должен понимать, что для него важны не только организационные, но и человеческие качества. Из русской истории известно, что от дьяконства требовалось  вдумчивое служение Богу, людям. Из свидетельства Архидиакона Павла Алепского (Антиохийская Православная Церковь, XVII век): «Знай, что обедня в этой стране совершается с полным благоговением, страхом и уважением к святыне. Священник произносит возглас или иное что, а диакон ектению не высоким голосом, как мы, но тихо, голосом низким и с полным благоговением. Точно так же поют и певчие.  Таков их обычай. Это и мы переняли от них».

 

Лучшие  дьяконы России имели низкие голоса, обладая мощными басами. Известные дьяконы Москвы пели в Успенском соборе, откуда и пошла культура церковного пения. Из воспоминаний выпускника Синодального училища и участника Синодального хора Сергея  Александровича Шумского: «Все священники и диаконы Успенского собора были только басы, центральные и профундовые, великой мощности звука, глубины и широты диапазона от  «до»-«ре» большой октавы до «до» первой октавы… Хор духовенства Успенского собора был грандиозным басовым ансамблем, сверхмощным по силе, по массивности звука. Таких басов не было ни в Большом театре, <…> ни в других оперных театрах.  Певчие  Синодального хора каждый раз с профессиональным любопытством ждали их выступления, каждый раз изумляясь, восторгаясь лавиной басового звука этого вокального чуда».

Из воспоминаний Василия Ивановича Воздвиженского и Николая Сергеевича Ермонского, сыновей пресвитеров Большого Успенского собора – о своеобразных чертах богослужебной практики в соборе в начале ХХ века: «Пение велось по напевам Успенского собора. Оно было одноголосным, в басовом регистре. Такое пение – столповое -  создавало особую выразительность. Им как бы подчеркивалось преемственность нынешнего соборного  богослужения во времена «истинных хранителей апостольских преданий», чьи  мощи лежали здесь же, близ поющих». А  

в Византии, Антиохии и Украине ценились высокие голоса. Это связано с природными условиями и лингвистическими особенностями, а так же язык формирует определенное развитие мужского голоса.

В наше время дьяконское искусство связано с именем великого архидьякона России –  К. К. Розова, который так же являлся клириком  Успенского Собора, и был известен в Москве не только как выдающийся дьякон, но, как и оперный певец. В 90-е годы возродился интерес к этому виду церковного искусства. В связи с этим в Москве, в Храме Христа Спасителя  проводится ежегодный фестиваль,  посвященный памяти К.К.Розова. Выступают дьяконы из разных епархий, как правило, это выдающиеся басы, поражающие зрителей низким, утробным звучанием, и исполняющие фрагменты богослужения, либо песнопения, написанные для баса с хором.

Подготовила материал и беседовала Дмитриева И.Э.

           (В статье были использованы материалы с сайта – www.deacon.ru) 

26.08.2008