Спасский храм

Спасский храм

- Почему так важно почитать икону, почему так важно чтить образ Иисуса Христа? - говорил в проповеди о. Павел, священник Спасского храма, - Если мы не почитаем образ  Иисуса Христа, мы сомневаемся, не веруем, что Господь - сын Божий, что Он стал человеком. И Господь, оставил нам нерукотворный образ. Этим Он говорит нам: все, что имеет плоть, то может быть изображено. И все это - нашего ради спасения.

В храме Спаса Нерукотворного - престольный праздник.

О.Александр, настоятель храма:

- Вот уже третий год существует наш храм, третий год вы в нем молитесь, спасая своих  родных и близких. Правда, наш храм пока не так красив, как некоторые храмы города. Но на все воля Божия. Святые угодники говорили: «Храм не в бревнах, а храм в ребрах!» Наверное, можно подвести некоторые итоги жизни нашего прихода. Слава Богу, приход  сформировался, слава Богу, есть люди, которые постоянно сюда ходят. Теперь уже мы с Божией помощью можем содержать и клирос, и тех священников, которые трудятся здесь. И большое вам спасибо, что вы есть, что вы молитесь и за нас грешных. Поверьте,  самому человеку спастись невозможно. Все мы спасемся по чьим-то молитвам. Священники - такие же люди грешные, и они нуждаются в том, чтобы кто-то за них молился. 

Это еще и праздник третьего Спаса, его называет хлебным, или ореховым. После Литургии освятили эти плоды земные. Престольный праздник не был, как это часто происходит, шумным и суетным. Скорее, каким-то тихими, семейным и добрым.

Надежда Михайловна Королькова:

- Мне кажется, я помню каждый день этого храма. Первого ноября 2006 года его передали епархии, 16–го ноября утвердили настоятелем отца Александра, а 20-го ноября был первый молебен. Для о.Александра это его первый храм. Мы с ним раньше были знакомы по совместной работе с молодежью. Помню после летнего лагеря я в город приехала,  стою на службе в Знаменском – думаю, ну надо же! Какой красивый батюшка новый, как на Александра Ивановича похож! А потом ко кресту подошла, а он мне: «Здравствуйте, Надежда Михайловна!» Помню, как он тогда мне сказал, что надо людей подбирать, помогать ему. Господь нас через трудности ведет ко всему. Думала, ну какой из меня казначей? Была уверена, что мое дело - педагогика, воспитание, всю жизнь ребятишками   занималась. А батюшка попросил помочь, благословил - не могу отказать. А недавно стала дома бумаги перебирать, и нашла старые документы покойной мамы, что она давно работала в храме Николая Чудотворца г. Нижнеудинска знаете кем? Казначеем! Помню, как мы здесь к первому нашему Рождеству готовились… И все тогда спрашивали, а вы что, побелили? А мы не успели побелить-то! Но люди той черноты не ощущали. А в прошлом году - над храмом такое свечение великолепное было! Фотографировали все. Как будто храм, и ангел там. А потом уже тучки рассеялись - и звезда! Висит прямо над храмом! Потом на следующий день фотографировали в это же время - нет звезды, хотите  верьте, хотите - нет! А в ту ночь была звезда! И до сих пор со мной чувство того первого молебна. Тогда меня сюда, прямо как ветром несло! И все тогда успевала: и на своей работе, и в храме помогать. Первый иконостас о.Дионисий делал, и все было так необыкновенно. Храм стал родным, родные иногда обижаются, что я здесь много времени провожу. А у меня здесь именно ощущение дома. Что такое счастье? Когда все дома! У меня муж геолог, два сына - геологи. Все постоянно в разъездах, а сюда приду и ощущение - они все со мной. Покой такой на душе, отсюда уходить никак не хочется. Нет усталости, пока здесь находишься. Она, усталость потом, когда до дома доберешься, а здесь – нет! Радость от людей, от общения, это главное, ради чего я здесь.

Шипицин Валерий Владимирович – войсковой старшина Иркутского казачьего войска:

- Нам, казакам, сам Бог велел быть здесь. В те времена, когда мы были далеки от церкви, наш атаман Николай Михайлович Меринов поначалу просто заставлял на службы ходить. И каждый вспомнил, что он крещеный, что казак. А без этого нельзя. Это даже не от возраста зависит, не потому, что мне 62, а просто необходимость в этом. Не будут казаки в церковь ходить - ничего не получится! Это уже доказано, стоит казакам от церкви отойти -  как в пыль и песок уходит все! 

 Александр Николаевич Дьячков - подъесаул Иркутского казачьего войска:

- Это храм для Иркутска - особенный. Первое каменное здание города. Он построен на месте деревянного храма, который был построен на месте часовенки. Там хранились хоругви: например, Спаса Нерукотворного, которого сегодня праздник, святителя Николая  Угодника Можайского. Здесь с самого начала был именно Спасский храм. Он – почти ровесник города! Вот строили-то раньше… Здесь особая купольная постройка. Кирпичик - к кирпичику, все фигуры видны даже под слоем побелки. Когда народ стоил храмы - он всю душку вкладывал в это. А тогда трудности были несопоставимые с нашими. Техники строительной не было, но фигурный кирпич делали такой, который теперь никто делать не умеет. Первый фигурных дел мастер приезжал из Москвы, а строили казаки наши, иркутские. Душа болит за это храм. Отсюда город начался, это святыня. Вот мы шли крестным ходом по России и видели - такие места везде особенно чтят и власти, и жители. Город бы должен это храм помочь восстановить. Это место не только верующих, не только казачества, а всех иркутян. Именно отсюда пошел город! Хорошо бы власти выделил деньги, прониклись бы патриотическим чувством. Этот храм у иркутян связан со многим. Когда был пожар большой и все дома, даже каменные, горели, то жители этот храм день и ночь водой отливали, и сами спасались у это Спасского о храма! Так обоюдно друг друга спасли. А во время Великой Отечественной Войны на фронт уходили   именно от этого места. Мне рассказывал старик: он пришел сюда в казачьей форме (а до войны за казачью форму расстреливали), а там на стене фреска, ее как ни забеливали, она все проступала. Вот он пришел, на колени перед ней стал, вытащил шашку, поцеловал ее, да с тем и ушел на фронт, и остался жив! Именно от этого храма уходили добровольцы, ополченцы на войну. Молебнов, конечно, тогда не было, просто по приказу отсюда все отправлялись. Он по-особому намоленный, этот храм. Когда-то это был кафедральный собор. Подумать только - здесь  были: святитель  Иннокентий, первый епископ Иркутский, Иннокентий второй, святитель Софроний. Здесь же произошла такая  история с мощами св.Иннокентия: в революцию, в 18-ом году его мощи вынесли, можно сказать, на поругание. Обнажили, выставили на посмеяние, а произошло совершенно неожиданное - вместо этого весь город пошел на поклонение к нему. Женщины закрывали глаза, но все шли прикоснуться к нему. Прямо здесь, на улице стояли мощи, и весь город шел благоговейно приложиться к мощам! Их тогда быстро убрали и отослали.

Галина  Ильинична Дьячкова:

- Первый храм Иркутска какое-то время был музеем, потом опять стал храмом. И вся благодать как будто вернулась сюда. Кода он открылся, сюда многие потянулись. Он - какой-то семейный. Вот и мы здесь всей семьей: и дети, и внуки. Дочь Таисья – регент хора. Она поет - мы с внуками здесь же водимся. Здесь регулярно читают акафист святителю Софронию. Молодых много.

В этот храм часто заходят молодожены. Традиционно возлагают цветы у Вечного огня, потом и в храм зайдут: кто-то просто так, кто-то как Димитрий и Ионнна, не просто так.

- Мы, конечно, не знали даже, что сегодня здесь престольный праздник. Но очень рады, что совпало. Когда мы только познакомились, мы зашли в это храм вместе. Просто так, наверное, тогда зашли. А сегодня, после регистрации, сразу сюда. Завтра, у нас венчание.

Ансамбль «Ермаковы лебеди» поздравлял всех с праздником так, как умеют это делать только они:  настоящим  казачьим обрядом хлебно-орехового Спаса, песнями, танцами.  Причем - прямо на поляне у храма. На радость всем, кто проходил мимо в этот праздничный и солнечный день.

 

Ольга Кремлянская

Пресс-служба Иркутской епархии

31.08.2009