…ОТ ВСЕХ БЕД И ПЕЧАЛЕЙ
Накануне годовщины возвращения в Иркутск мощей святителя Иннокентия в деревне Курма Ольхонского района освящена часовня во имя этого великого сибирского святого. Обряд освящения провели благочинный Иркутско-Ленского благочиния протоиерей Вячеслав Пушкарев и священник Спасского храма иерей Константин Мануйлов. Вместе с ними молились еще несколько наших прихожан, в том числе и корреспондент «Сретения».
Помню, когда-то поездки на Байкал, особенно в компаниях, да ещё с бурятами, превращались для меня в настоящие мучения - из-за обычая на каждом пригорке «бурханить» и приносить пожертвования ольхонским духам. Конечно, меня смешила неприхотливость этих земных божков, довольствовавшихся копеечкой, конфеткой, цветной тряпочкой, или даже окурком. Но вот «набурханенные» к концу путешествия спутники, в частности водитель, смешными не казались. Досадно было, что на протяжении всего длинного пути встречались только языческие символы, - обвешанные тряпками березки, а кресты, если и случались, то лишь на обочинах дорог - в память о погибших здесь любителях «народных традиций». (Кстати сказать, водочные «жертвоприношения» - вовсе не древний и священный обычай бурят. Истинные знатоки традиций поднесут гостю не водку, а «белую пищу», то есть молоко).
Но с некоторых пор, и православному человеку стало отрадно ездить по известному пути на милый каждому сердцу остров Ольхон и побережья Малого моря. Вот и сейчас… В первую очередь заезжаем в Хомутово, где отец Вячеслав в Троицком храме заканчивает молебен об учащихся и учащих (дело было накануне 1 сентября). Помолясь и благословясь, отправляемся в путь-дорогу.
У деревни Петрово отец Вячеслав радостно показывает нам стоящий на холме Крест православный и рассказывает:
- Здесь уже давно запланировано строительство храма, и земля для этой цели была выделена. Но как только началось развитие туристской индустрии, нашлись другие претенденты на эту землю – буддисты. Поскольку мы не имели возможности начать строительство, то поставили просто Крест и землю освятили. Собрали общественность, поговорили. И, представьте, ламы сами отказались от своих притязаний. Слава Богу за всё!
Иннокентьевская часовня на живописном берегу Байкала, в Курме тоже возникла в знак противостояния языческим верованиям. Но только частично. Основное же ее назначение – утверждение Веры Православной не в противовес чему-то, а во славу Божию. Об этом нам рассказал создатель часовни – иркутский предприниматель Виктор Иванович Романов, владелец туристической базы «Ольтрек».
- Началось с того, что к нам на базу приехала отдыхать моя матушка, Царствие ей Небесное. Посмотрела, и говорит: «Как же так, нигде в округе нет ни храма, ни часовенки. Вот Петров день – и помолиться негде». Так что, строя эту часовню, я в первую очередь, наверное, выполнял волю и пожелание моей покойной матушки. Но она просто мне напомнила о том, что я сам ощущал. Пошел, посоветовался со священником, потом написал прошение на имя владыки, получил благословение. Так как это происходило в год прославления святителя Иннокентия, то и часовню решили воздвигнуть в его честь. Вначале планировали построить ее на территории базы, но потом посоветовались, и решили – пусть будет в деревне, чтобы не только отдыхающие, но и местные жители приобщались к вере православной.
Да, место для часовни выбрано точно. На высоком берегу, откуда открывается чудесный вид на Байкал, и откуда ее купол и золотые кресты видно далеко-далеко. Как будто сам святитель Иннокентий поднял их высоко в синее небо.
На освящение пришло довольно много людей, хотя туристический сезон уже заканчивался, и большинство отдыхающих в этот день должны были уехать. Но остались, ради того, чтобы стать участником священнодействия. И вот началось Богослужение. Мы слушаем евангельскую историю о низкорослом грешнике, сборщике налогов Закхее, который залез на шелковицу, чтобы увидеть Иисуса Христа. И Тот его заметил, и пришел в дом его, и освятил своим присутствием. У нас нет никаких шелковиц, и вообще мы находимся в совсем других условиях и времени. Но волнение бедного евангельского грешника передаётся и нам: сейчас, сейчас Господь придёт к нам в гости… Я украдкой наблюдаю за Виктором Ивановичем – ведь главный «Закхей» здесь он.
- Мне много приходилось строить, - говорил он после. – И всегда по окончании строительства ощущал радость от того, что хорошо получилось. Но здесь радость совсем особенная. Потому что не только для себя, но для всех людей, и не для отдыха или удовольствия, а для чего-то более важного. Очень хорошее чувство, наверное, это и есть благодать…
После крестного хода с трепетом заходили люди в часовенку, ставили свои свечи, шептали о сокровенном. А выходя, улыбались широко и счастливо. Все вокруг казались хорошими знакомыми. Да и не только казались!
- Мы же с вами где-то встречались, мне ваше лицо до боли знакомо! - подошла с раскрытыми объятиями к Александру Николаевичу Дьячкову женщина из «местных»..
Оказалось, это – Лариса Трифонова, бывшая руководитель фольклорного ансамбля «Туесок», сподвижница всех иркутских «народников», а пуще всего – казачьего ансамбля «Ермаковы лебеди», которым руководит наш Александр Иванович Михалев. Она решила сменить городской образ жизни, влюбившись в этот чудесный байкальский берег. Построили с мужем домик, и живут – не горюют. Хотя так хочется иногда грянуть хором песню казачью. Ан – не с кем. Но появление здесь часовни, по общему убеждению. Приведёт сюда и людей соответствующих взглядов и интересов. Так что у Ларисы еще всё впереди. Примите от неё поклоны, иркутские «песельники», приезжайте в Курму, там вас всегда ждут.
Бывает высокое время души, когда радость ничем не омрачается. И оно посетило нас в тот благодатный день.
Светильниче церкви пресветлый, озаривый лучами своими страну сию, охраняй молитвами твоими берега байкальские от всех бед и печалей…
Мария Петина
Фото Андрея Артемьева