Юрий Шевчук: «И как-то без Бога совсем тьма наступила»

Юрий Шевчук: «И как-то без Бога совсем тьма наступила»

 

Когда в последние годы Юрию Шевчуку задают вопрос, а есть у него друзья в Иркутске. Он отвечает, что есть. И таковым является отец Николай Денщиков, настоятель прихода святого благоверного Димитрия Донского, что располагается на территории ИВАИИ. Вот и в этот приезд, в то время как вся группа отправилась любоваться красотами Байкала, сам лидер мужественно раздавал автографы сотням желающих на автограф-сессии в одном из книжных магазинов Иркутска, а после с удовольствием посетил приход отца Николая.

Друзья подъехали к храму в восьмом часу вечера. Оставив машину неподалеку, они решили немного прогуляться. Подойдя к зданию, на втором этаже которого располагается приход, Юрий поздоровался с поджидавшей его приезда малочисленной журналистской братией, а после поднялся в храм.

Надо сказать, что храм святого благоверного Димитрия Донского славен в городе своими удивительными святынями. Сюда верующие приезжают с разных концов города, чтобы приложиться к частице мощей святителя Николая Чудотворца, которая совершенно чудным образом оказалась на этом скромном приходе. Кроме того, здесь есть частицы мощей Санаксарских святых, преподобного Антония Оптинского, великомученика Пантелеимона, частица Животворящего Креста Господня и другие.

- Отец Николай, как мне нравится в этом храме, - поделился впечатлениями Юрий Шевчук. – Тихо, спокойно, благодатно. А уж мощевичок с частицей мощей святителя Николая  - великая святыня.

Батюшка и музыкант вместе прочли молитву великому угоднику Божьему, после которой Юрий Шевчук приложился к святыне, а священник помазал его маслицем из лампадки.

Настоятель прихода рассказал гостю о том, как эта частица попала на иркутский приход, и о других святынях, которые есть в храме. Гость прикладывался к иконам, к мощевичкам, любовался иконостасом и наслаждался тишиной, царившей в обители.

- Храм, батюшка, удивительный, - сказал музыкант. – И, главное, не сразу его и обнаружишь. Здесь верно слова подходят, «найти свой путь в церковь».

- Юрий Юлианович, а как вы сами в храм пришли? – спросили мы.

- Это было несколько лет назад, - рассказал Юрий Шевчук. – Много людей приходят в храм, к Богу в связи с личной трагедией, которая и у меня тоже была в жизни. И как-то без Бога совсем тьма наступила. И вот пришел, слава Богу. Точнее, привели меня.

- А как Вам Иркутск? Вы знакомы с нашим городом?

- Конечно. Я многое знаю. И это благодаря моей маме и рассказам о декабристах. Мама очень чтит Пушкина и всегда была увлечена историями о декабристах и их женах. Я с детства слушал эти рассказы, в которых постоянно присутствовал город Иркутск. Моя мама здесь никогда не была, но она знает о нем не меньше иркутян. А для меня лично Иркутск это, прежде всего, деревянные дома. Это редкий город в стране, где так много сохранилось «деревяшек», наличников, ворот. Я называю эту архитектуру письменами предков, в которой так глубоко представлено тогдашнее мироощущение. Русская изба, на мой взгляд, это чудо такое архитектурное. И Иркутск хорош и красив своими деревянными постройками, и так хотелось бы, чтобы это сохранилось, потому что новые суперсовременные здания лишены уюта, вклада души.

- С отцом Николаем Вы давно дружите?

- Да, давно уже. В прошлый раз мы поднялись с ним на колокольню Кресто-Воздвиженского храма. Увидели золотой, осенний Иркутск с высоты птичьего полета. Пять лет назад мой приезд был на две недели раньше, и листва в тот период полыхала в городе.

- Что Вы могли бы пожелать иркутянам?

- Главное, пожелание - хранить! Сейчас очень много разговоров о патриотизме, но это просто лозунги плакатные политических деятелей. Мне кажется, что патриотизм начинается именно с памяти и это прошлое нужно хранить, иначе будет вакуум вместо страны, наполненный квадратной архитектурой, которая не будет рождать ни любви, ни патриотизма. Сейчас, на мой взгляд, идет третья волна разрушений: первая - при Сталине, вторая - при Хрущеве, сейчас - третья. Просто целые улицы во многих городах идут под нож, под бульдозер. И мы теряем наше прошлое.

Еще я хотел бы пожелать иркутянам хранить природу. Не оставлять после себя кучи мусора, оставлять луга, поля, Ангару и леса в том же божественном виде, в котором они были созданы. Это тоже очень важно.

- Раньше Вы часто принимали участие в различных фестивалях…

- Да, но сейчас я не участвую в фестивалях, где идет шапка «рок против». Я уже дожил до седин и понимаю, что слово «против» не работает. Нужно говорить «за». Мы не против попсы, мы - за живую музыку. Мы не против коррумпированной политики, мы - за законность и всеобщее равенство перед законом всех граждан без всяких различий. Мы за свободу совести, за свободу прессы. Мы не против, мы – за! И это все кардинально меняет для нас самих, прежде всего. И в этом звучит уже выстраданный позитив, а не тот целлофановый, плакатный ни на чем не основанный. За человека, за повышение культуры языка!

 

Наталья Ко, специально для пресс-службы Иркутской епархии

Фото Юлии Пыхаловой

08.10.2009