Подарок для диакона. Или сколько раз в году цветет верба?

 

Подарок для диакона. Или сколько раз в году цветет верба?  

Вы видели, как цветет верба? А когда? Да, - весной в апреле-мае, потому что оттаивают ее веточки и начинается в них движение сока, потому что теплеет и природа оживает под действием солнечных лучей. Она цветет как символ воскресения, пробуждения от холода и смерти. Но весенние цветение вербы логично, понятно. А вот когда верба цветет зимой…

В народе существует поверье – на «зимнего» Николу можно увидеть цветущую вербу. Слышали это как-то раз, но не придали этому значения. А потом пришлось поверить и даже написать. И вот теперь почему-то уверенные в том, что чудеса не повторяются, мы снова сподобились этого удивительного явления. Да! Цветет!

Мы ехали по дороге от Большого Голоустного к Иркутску, и, вспоминая прежнее чудо, присматривались к кустам на обочине, - «да вряд ли, один раз подивились и хватит». Какая там верба, - на улице минус двадцать с хвостиком. И вдруг даже из окна движущего автомобиля мы заметили маленькие белые комочки. Вышли, сломали – она не сухая, она действительно цвела! В отломленных со свежей зеленоватой древесиной местах чувствовался горько-сладкий весенний запах веточек вербы, он навевал торжественную радость, ощущение Великого Поста, Вербное Воскресение, он говорил о том, что скоро Пасха. Такой символ воскресенья еще мощнее, еще мистичнее, чем весеннее цветение природы. Потому что он иррационален, чем и доказывает особую не «природную», а Божественную закономерность в существовании всего живого. Да и не подходит здесь это слово – «закономерность»…

Попасть в Голоустное на праздник святителя Николая мы хотели давно. Но как-то не получалось. И вот собрались. И никто с нами не поехал. У всех оказались серьезные причины. Да уж, ехать на ночь глядя (канун праздника - пятница – рабочий день) по лесной заснеженной дороге зимой не очень-то весело. Но раз уж решили, поехали. Да к тому же надеялись увидеть своих прихожан в храме. Нет, мы были просто уверенны, что наш диакон с неизменными его спутниками инвалидами-колясочниками уже там. А оказалось, и он не приехал, - машина замерзла, не завелась.

Всю ночь мы приспосабливались к условиям летней гостиницы. Вроде тепло, но пока нос на улицу не высунешь, а стоит приоткрыть дверь, как маленькая комнатушка моментально выветривается. Конечно, гостиниц сейчас в поселке достаточно, можно было поискать что-то и покомфортабельней, но уж очень хотелось ночевать поближе к храму. Радушная хозяйка ничуть не смутилась при слове «пост» и приготовила нам простой, но обильный и вкусный ужин из овощей.

Потом мы долго крутились в маленькой комнатушке, - готовиться к Причастию надо было, молиться, а там, у одной стены на застеленных ковриком табуретках, повыше от холодного пола, уселась наша собака, на другой стене висит зеркало, на третьей – календарь «Год быка», а четвертая вообще на запад. Решили завесить «быка», и поставить на дверной косяк иконку. Некуда было вертеться в этой коморке, некуда смотреть, не о чем думать, замираешь от теплых волн электрического обогревателя и читаешь, читаешь,  перелистывая страницу за страницей. Осилили все каноны и последование на удивление быстро и рано легли спать.

К семи утра уже вертелись, выспались. Встали, оделись и пошли в храм. Там еще никого не было, только батюшка в алтаре, но не видел, не знал, что у него в гости. Отец Сергий обрадовался, сказал, что не ожидал, поприветствовал нас и начал готовиться к Литургии. Подтянулись и другие – очень мало своих прихожан, в основном гости из Иркутска, привезли букеты цветов для святителя Николая. Уставили ими праздничную икону. И сразу вспомнилось, как шли мы несколько лет назад и сокрушались, что цветов не купили к иконе чудотворной, и вот тогда-то и увидели цветущую вербу впервые, - наломали веток и принесли в храм. Необычно тогда стояли они в букете с сосновыми ветками, как предвкушение сразу и Рождества Христова и Светлой Пасхи.

И вспомнилось мне про отца Игоря, он так собирался, за неделю готовился и остался в Иркутске. На все воля Божия. Но надо ему было что-то привезти в утешение. Подумала об этом и забыла.

После Литургии и праздничной трапезы мы попрощались с батюшкой и прихожанами, пообещали приезжать чаще и отправились домой. А на обратном пути, в сам праздник святителя Николая, не накануне, как в прошлый раз, мы сподобились снова увидеть это удивительное чудо. Вот и нашелся подарок для нашего диакона, - пахнущая весной веточка вербы с маленькими пушистыми шариками, только начавшими проклевываться из своих золотистых твердых оболочек.

Теперь я точно знаю – верба цветет два раза в год, это закономерность, это проявление чудесного закона - «на все Воля Божия», и особенно, - на пробуждение от холода и смерти.

 

Ольга Долбня

Пресс-служба Иркутской епархии

 

 

Читайте также:

Крестный ход в село Б. Голоустное

21.12.2009