Где ты, кроткая голубка?
Что человеку нужно для счастья? – спросила я однажды своих учеников. «Тепла и ласки», – неожиданно ответил один из них. Ответ этот поразил меня. Он точно обозначил проблему. Я думаю, вы уже догадываетесь какую: современных взаимоотношений в семье, отношений мужчины и женщины.
Об этом — спектакль молодежной театральной студии храма преподобного Сергия Радонежского. По Вильяму Шекспиру – «Укрощение строптивой». Эта давняя история – про нас с вами: какие мы есть и какими должны быть. Поэтому все, происходящее на сцене, так волнует и зрителей, и актеров. Поэтому и смотрится спектакль на одном дыхании.
В главной героине Катарине мы узнаем нашу современницу: самостоятельную, самоуверенную и гордую. Мужчина для нее скорее враг, а жизнь – вечная борьба за свое право руководить им, изначально, с того самого райского яблока.
Узнаваемы и другие героини пьесы – Бьянка, сестра Катарины, и молодая, кокетливая вдова. Вниманием мужчин они не обделены и успешно выходят замуж, но... бедные мужья… их место – «под каблучком».
У каждой постановки есть своя сверхзадача. Обращаясь к «Укрощению строптивой», Ольга Вениаминовна Михеева ставила пред участниками спектакля и зрителями задачу скорее психологическую: почему изменилась Катарина и почему стала «кроткой голубкой»? Именно этот вопрос адресует она молодым: возможно ли это сейчас, в наше время? И от чего или от кого это зависит?
Поэтому не об оценке спектакля хочется вести речь, не о профессионализме актерской игры. Ребята сумели поставить такой спектакль, который можно назвать лекарством от застарелой болезни — эгоизма.
Всем хочется тепла и ласки, вечной молодости рядом. Как желает этого неудачный, престарелый и смешной, жених Гремио. Глуховатый и хромой, он готов заплатить бешеные деньги за уходящее счастье быть любимым. Это на сцене. А в жизни... Обласканы ли наши мужчины деловыми и вечно занятыми женщинами?
Люблю, люблю,
Но реже говорю об этом.
Люблю нежней,
Но не для многих глаз...
Это Шекспир – в своих сонетах на склоне лет. А мы?
Исполнители переживают вместе с персонажами пьесы добрые перемены, девушки одеваются в шелка и бархат, и их походка становится плавной и величавой. А душа?
В пьесе меняется только Катарина. А в жизни? Свои неожиданные уроки проходят все: и зрители и актеры. По большому счету, перед нами – психологический театр, помогающий каждому примерить на себя роль, осмыслить свои внутренние проблемы, докопаться до первопричины и... измениться.
Строптивая Катарина в конце пьесы обращается ко всем женщинам с удивительным монологом. В нем утраченный идеал.
Петруччо знал, что делал. Ему нужен был крепкий тыл в жизни: верная и любящая жена, готовая придти по первому зову. За строптивым характером он сумел разглядеть тоскующую по нормальным человеческим отношениям душу. В нашем мире сплошных предательств и измен, где каждый ищет блага себе, научиться жить для другого, преклонить голову перед мужем, стать ласковой голубкой... реально ли это? Зрители спектакля имели замечательную
возможность поразмышлять об этом вместе с актерами, постановщиками и самим Уильямом Шекспиром
Светлана Сафина
Приход преподобного Сергия Радонежского г.Иркутска