Епархиальный лагерь «Роднички» 2010
10-ый юбилейный сезон епархиального детского лагеря «Роднички» ознаменовался совершенно новой программой. Программой, направленной на изменение мнения современных подростков о самих себе. Так уж сложилось, что в современном мире подросток считает, что не в его силах как-то изменить этот мир, а если ты пытаешься что-то сделать, обязательно найдётся несоизмеримо большая сила, которая остановит тебя. Порой, нашим подросткам кажется, что мир для них потерян и всё в нём идёт так, как кто-то этого хочет, и сколько ты не пытайся, ты ничего не изменишь. Лагерь не ставит перед собой задач по глобальному переделывания мира из плохого в хороший. Главное – дать подростку понимание того, что у него есть силы для изменения мира или хотя бы его небольшой части. Научить работать в группе единомышленников, работать на общее дело. Каждый из нас – это неповторимая частичка мира и о нас зависит, какими красками засветится мир.
Как помочь подростку? Дать ему ту уверенность, что в любой ситуации есть выбор и это только его выбор, куда и с кем дальше идти. Понятно, что в мире всегда борются две силы: Добро и Зло, но не всегда их можно отличить друг друга. Например, Зло стало настолько изощренно принимать чужие обличья и ставить людей в такие ситуации, что скрытый обман не виден. Одна из основных задач новой программы – дать понимание того, что это наш мир и в наших силах изменить его. Если раньше лагерь олицетворял собой замечательный островок Любви и Счастья, то теперь появились механизмы передачи этого мироощущения на реальность, а не только на определённое около лагерное пространство.
Да и место проведения лагеря теперь совершенно другое: с горных вершин лагерь переместился на равнинные просторы. Теперь, и, наверное, надолго, место лагеря – близ села Голуметь (Черемховский район). Место замечательное: солнечное, светлое и очень красивое. Теперь и условия проживания другие: вместо палаток – уютно обустроенные корпуса. Важно ли изменение места для новой программы? Да. Специально ли было изменено место? Нет, просто так сложилось. Раньше, в Тункинской долине, очень многие из тех ценностей, которые должны были сформироваться у детей, проверялись в реальных тяжёлых условиях – походах. Это всё, конечно, здорово, но жизнь состоит не только из одних походов, а гораздо больше из межличностного общения. Теперь, раз места ещё новые и почти неизведанные, программа направлена немного в другую сторону: заложение основ разумного, непотребительского отношения между детьми, посредством выбора каждого своего шага в процессе игры или испытания. Какого испытания? Не только и не столько физического, сколько нравственного и психологического. Мы не делаем из детей роботов, запрограммированных на смоделированное поведение, нет, мы учим их видеть все возможности и выбирать ту, которую не только им хочется, но и которая будет наиболее полезной. Нашему миру нужны люди, способные самостоятельно идти по своей дороге, не поддаваться на провокации современности и способные нести доброе другим. Так ли просто, взять хорошее и нести? Нести кому и куда? Окружающим, везде и всем. И зачем? Нести, чтобы и в мире стало светлее.
Часто от нас добиваются определённой реакции: иногда смотришь новости и думаешь: но как они так могут? Или читаешь книгу и думаешь тоже самое… Наша реакция заранее предугадана теми, кто всё это выпускает в мир. Как не идти за ними и не радовать их своими мыслями и поступками? Сложно, сложно научиться сначала думать, а потом делать. Но возможно и реально.
Кто сказал, что от тебя ничего не зависит? Что ты должен подчиниться духу времени? Если ты осознаёшь, что в твоих силах повернуть течение времени этого мира – ты сможешь многое. Осознание себя, как источника изменений - вот главная задача лагеря. А когда ты не один, когда рядом команда готовых помочь, кто скажет, что невозможное есть? Когда создаётся команда готовых помочь не ради себя самих, а ради других, они взаимосвязаны особыми взаимоотношениями, в которых нет места потребительству и личностному вознаграждению.
Что же нового появляется? Чувство взаимного доверия, реакции на любую провокацию, как на новое испытание, в котором сначала видно лишь некую часть, а главное сокрыто, ощущение тех, кто рядом как единой группы, и каждого, как важного и неотделимого. Работа в группе идёт по определённым правилам, которые сами дети устанавливают для себя: обсуждение важных вопросов в кругу, каждый высказывает по очереди, мнения могут быть разными, каждый несёт ответственность за общее дело, взаимные обиды преодолеваются и конструктивно разрешаются, помнить о цели, а не застревать на выяснении отношений.
Роль вожатого совершенно меняется: если раньше это было наблюдение за тем, чтобы всё было хорошо и гладко, сейчас – помощь в построении нового коллектива самими детьми. Вожатый лишь направляет детей. Самым простым и понятным способом для ребёнка что-то объяснить – дать что-то сделать. Простое задание: перебрасывать в определённой последовательности мячи по кругу, не говорить при этом и не смеяться. Просто? Совсем нет. Задача такова: сосредоточиться на своих действиях – поймал сам – бросил другому, а не смотреть, как разноцветные мячи перелетают от одного к другому. Не получается это сделать. Реакция детей: злость. Обычно на тех, кто рядом. «Ты, что кидать нормально не умеешь?!»… Поражение, такое непривычное для детей, которым всегда всё удавалось. Возникает вопрос: почему не получается? Поиск причин. «Отвлекаемся. Невнимательны. Смеёмся». Привычные слова. Дело не в них, дело – в детях. Пока сами не поймут, что изменение нужно начинать с самих себя – не получиться. Вводят правило: смотреть, все ли готовы и\или слушать командира, сосредоточиться на своих действиях (поймал-бросил). Начинают заново. Результат чуть лучше. Понимают, что идут верной дорогой. Останавливаются и обсуждают. Вводятся новые правила. Прошли. Два типа реакции: либо изумление, либо принятие как должного. Обсуждение: понимание того, что правила помогли. Первое формирование внутриколлективного устоя жизни. Дальше – больше. На одно «простое» испытание может уйти от 2х часов до целого дня. Но результат говорит сам за себя – если группа соблюдает те правила, которые она сама для себя приняла – она может всё. И что дальше делать с этим опытом? Взять себе и идти с ним по жизни! Возможно, изменить мир за один раз и сразу в замечательный, светлый и прекрасный не получиться, да и не нужно, но оставаться равнодушным ты уже не сможешь.
А как же малыши? Неужели теперь для них в лагере нет места? Вовсе не так! Они тоже «идут» по общей программе лагеря, но у них больше игр и испытаний подвижного типа. Если с более раннего возраста формировать новый коллектив, с совершенно новыми правилами взаимодействия – дальше будет легче. Не становится ли лагерь похожим на колонию, где только испытания, работа и работа? Думаю, нет. Никто не отменял ни свободного времени, ни интересных и весёлых совместных игр, ни купания в прозрачной реке, ни мастерских, ни творчества, ни радости, ни дружбы, ни традиций.
Мастерские, это не только работа, но и представление этой работы: поделок, интересных радиопередач, овладение навыками рукопашного боя, фехтования, стрельбы из лука, метания ножей, театральными постановками, разученными танцами, балом. В конце каждого сезона всегда выделяется один день для знакомства со всеми искусствами, участие в ярмарке ремёсел и умений. Мастерских всегда достаточно, и каждый может выбрать именно то, что близко ему. Огоньки по отрядам гармонично подводят итог прожитого дня, общий костёр позволяет общаться всем и со всеми.
А система ЧТП (чередования традиционных поручений)? У каждого отряда на каждый день есть своё поручение перед лагерем: уборка территории, летопись, дежурство по трапезной, помощь организаторам, сюрприз лагерю и благоустройство лагеря. ЧТП осталось, да и как жить без него?! Никто не поставит оценку за дежурство или галочку где-то на особом листочке, потому, что эти поручения нужны тебе самому ради развития и благополучия, а не для чьей-то оценки со стороны. Никто не проверит тебя: чисто ли в лагере? Ты сам создаёшь этот мир и он твой, а значит, ты сам несёшь за него ответственность. Новая программа даёт настоящий жизненный опыт, который пригодится детям любого возраста здесь, в реальном мире. Опыт построения нового типа поведения и взаимодействия, новой жизни. И кто может помешать нам сделать эту жизнь реальной и единственной?
Вожатая лагеря, Паравийчук Ирина