Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Иркутской епархии

Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Иркутской епархии

 Приезд Святейшего Патриарха это всегда значимое и запоминающееся событие в жизни любой страны, любой области, любого города. Тысячи людей приходят для того, чтобы увидеть Святейшего, получить его благословение, помолиться вместе с ним, услышать живое слово его проповеди. Очень многие из них не знают почти ничего о том, каково значение Патриарха в Церкви, в чем состоит его служение, но своим сердцем они чувствуют, что это служение имеет значение и для них. Что его молитва это молитва о всех чадах Русской Церкви, то есть и о них. Что его слово обращено к каждому, то есть и к ним. Что он приехал в их регион, в том числе и для того, чтобы посетить свою паству, то есть их. Увидеть их, благословить, помолиться вместе с ними, обратиться со словом проповеди.

Но даже среди этих особенных событий посещение Святейшим Патриархом Кириллом Иркутской епархии не может не выделяться. Ведь Патриарх посетил епархию впервые за всю ее историю. Сначала Иркутск был острогом вблизи восточной границы России, и путешествие до него было очень опасным, да и занимало очень много времени. Да и времена были неспокойные. Церковь тяжело переживала богослужебную реформу патр. Никона. Позже Император Петр I вообще отменил Патриаршество. Патриарх вновь был избран лишь в 1917 году, но советские власти не приветствовали частые поездки Святейших по епархиям. Ни один из Патриархов советского времени Иркутск не посетил. Не часто за Уралом бывал и Патриарх Алексий II. Святейший Патриарх Кирилл начал свое правление с призывов к укреплению единства «Русского мира» и более активному церковному просвещению народа. Поэтому не удивительно, что он охотно принял приглашение Высокопреосвященнейшего Архиепископа Вадима и губернатора области посетить город Иркутск в год его юбилея.

Епархия ждала этого события триста лет и, конечно, все мы сознавали, что у нас есть возможность, которой не было у наших предков. Люди съезжались буквально со всей области и даже из соседних регионов. Перед патриаршей литургией 3 сентября я успел немного пообщаться с людьми, которые за несколько часов до начала службы подошли к Знаменскому Собору. Среди них, например, была женщина-предприниматель из Братска, которая ради этой возможности ехала на машине всю ночь через половину области. Были люди, которые приехали из других отдаленных городов, которые также проделали долгий путь ради того, чтобы увидеть Святейшего Патриарха Кирилла и помолиться на патриаршем богослужении. Но духовенство епархии собралось еще накануне утром, чтобы встретить Патриарха у трапа самолета и в Знаменском Соборе. Около 11 часов утра 2 сентября в Собор начали входить архиереи, приехавшие из соседних епархий. А мы, простые священнослужители, встречали и провожали взглядом каждый самолет, ожидая того исторического момента, когда Патриарх впервые ступит на Иркутскую землю. Потом мы ждали его внутри Знаменского собора, образовав как бы живой коридор, через который пройдет Святейший. И вот этот момент наступил. Торжественный звон колоколов, плывущий над городом, всеми нами был понят правильно. Святейший Патриарх Кирилл в Иркутске и едет к Собору. Последние минуты ожидания словно растягивались в часы, но оставалось уже совсем немного. И вот под торжественное пение хора Патриарх вошел в храм.

То, что было позже снято на видео и это может увидеть каждый, но ни одна съемка не может передать того трепета, с которым мы внимали его словам. Он говорил о том, что в епархии сделано многое, но предстоит совершить гораздо больше. Это был лишь первый маленький шаг на пути, который мы должны пройти. Позже во время литургии он скажет только что рукоположенному епископу Серафиму, что на этом пути нельзя останавливаться, нельзя сказать, что все уже сделано или что сделано достаточно. Всегда есть что-то, что можно сделать и это нужно сделать.

На патриаршей литургии мне довелось служить одним из диаконов. Конечно, я об этом мечтал, но почти и не надеялся. Просто меня позвали помогать готовить все необходимое для литургии, а потом о. протодиакон Владимир Назаркин сказал, что я буду участвовать в службе. Безусловно, я был этому только рад, но и чувствовал особенную ответственность. Ведь служение с Патриархом это особенное событие даже для провинциальных протодиаконов, а тем более для простого диакона. И службу эту помнить буду всю жизнь. И не только то, что мне я смог участвовать в этом богослужении, но и глубочайшее ощущение единства Церкви. Того, что мы не просто объединение отдельных епархий, а "все мы, от единой Чаши причащающиеся" становимся одним телом, на нас снисходит один Дух, мы живем одним Христом. Все. От Патриарха до самого младшего диакона, певчего, бабушки-прихожанки или зашедшего в храм молодого человека. Все мы можем стать и становимся единым телом, глава которого - Христос, а Предстоятели на Земле - Патриархи. У нас различные служения, но дух один, как об этом и говорится в молитве на рукоположение епископа, повторяющей слова ап. Павла (1Кор. 12:4-6).

Очень сильное впечатление произвели и проповеди Патриарха. Из проповеди после Евангелия запомнились слова о том, что современные люди ищут забытья, отдыха в страстях и их бурном удовлетворении, но не находят. Действительно так. На днях говорил с одним молодым человеком, который пытается так жить, но просто потерял всякий смысл жизни. Надеюсь, что он слышал эти слова и сделает правильный выбор. К чему это я? К тому, что эти слова Святейшего, как мне кажется, коснутся каждого открытого сердца. Но именно открытого.

Критики часто говорят о каком-то формализме, бездуховности в Православной Церкви. Что Патриарх не стал духовным лидером, а только "менеджером", а нам-де нужен не такой. Но все это так непохоже на то, что я чувствовал. Да, мой опыт можно отвергнуть, как субъективный, но я не могу об этом не сказать. В его словах чувствуется мудрость и духовная сила всей Церкви, его молитва объединяла наши молитвы в одну соборную молитву. Наш Владыка сравнил это со службами о. Серафима (Тяпочкина). Я, к сожалению, не застал этого великого старца, но кое с чем могу сравнить это богослужение. Со службами в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Когда чувствуется молитва поколений людей, которая во времени давно отзвучала, но в вечности звучит как прекраснейшая музыка, гармония, которую нельзя остановить никакими запретами и преследованиями. Так и здесь чувствовалась молитва всей Церкви, единство со всей Церковью. Чувствовалось, что мы не пасынки Церкви и России, а чада Церкви, чада Патриарха, который, действительно, и Великий Господин, но и Отец. Вот что чувствовал я во время богослужения, конечно, помня про Патриарший сан, про все должное уважение, но я понимал умом и сердцем, что Святейший не только Великий Господин, но и Отец наш. Я осознал, почувствовал, что все досужие разговоры светских журналистов о бездуховности Патриарха и "только менеджере" пусты. Вообще сомневаюсь, что эти люди были на его богослужениях, а если были, то молились, а не искали повода придраться, не собирали "компромат" для очередной статьи на «Кредо.Ру» и подобных ему сайтах. Тогда, конечно, благодать, духовность незаметны враждебному взгляду. Но в этом виноват не Господь, не Церковь, не Патриарх, а человек, который озлобил свое сердце, закрыл его от токов благодати, а потом жалуется, что Церковь ее утратила. Нет. Утратил благодать он сам и должен осознать это как свою беду, покаяться в сомнениях в Церкви и Патриархе, в хуле на них в мыслях и словах. И молиться о том, чтобы Господь простил его и дал едиными устами и единым сердцем со всей Церковью прославлять Отца и Сына и Святаго Духа.

 

Диакон Андрей Белоус


29.09.2011