Удивительное рядом. О Казанском храме поселка Усть-Куда

Ирина Бухарова

Удивительное рядом. О Казанском храме поселка Усть-Куда

Кто верит в случайности, тот не верит в Бога…

Рассказ начинался довольно банально, закончился так, что от невнимательности не осталось и следа. Дело было в поселке геологов Усть-Куде. Лихие девяностые, когда мы от нечего делать, ездили к друзьям в гости, чтоб на берегу реки Ангара пожарить шашлыки. Да и мужья наши не отказывались от горячительных напитков, несмотря на то, что обратно ехать надо было отнюдь не на своих двоих или чужих колесах.

Мы стояли около разрушенного храма. Страшные облезлые стены. Местные рассказали, что по воспоминаниям предков строился он «не то, что щас строють. На свежайших яйцах материял разводили, чтоб на века. Вот и не смогли доломать до конца, видать кишка тонка была. Стены-то остались. Пытались кирпич поколупать, ну вдруг в хозяйстве пригодится. Бесполезно».

И тут один из них поведал: «Намедни, как-то уснул я крепко, а посреди ночи понадобилось на улицу выйти. Стою во дворе, поднимаю глаза и на тебе! - На небе икона Пресвятой Богородицы. У маманьки такая была. Но и это еще не все. Гляжу, а к ней во весь рост в архиерейском облачении сам Никола шествует. Чудотворец, значит. Был такой святой, говорят. Я аж онемел. Потом раз и все стало исчезать. И ведь не пьян был, успел протрезветь-то, поспал, поди. А тут и от похмелья следа не осталось. Чудеса-а-а».

Сейчас уже стоя в благолепном храме, возведенном заново, я пыталась вспомнить тот разговор до мелочей. Тогда мне еще не было известно, что храм был во имя Казанской Пресвятой Богородицы, но рассказ этот остался в памяти на всю жизнь.

Интересно складывались события в течение этих трех дней накануне праздника. Длительное время я не сопровождала своих подруг, которые меня звали на украшение храмов в честь великих праздников. Хотя несколько лет назад делала это с удовольствием. Ну не получалось мне вырваться – то внучата, то болезнь. А здесь вдруг собралась и поехала.

На сам праздник в Усть-Куду нашлась машина, чтобы отправиться именно в этот поселок. Но ехать именно туда, не очень стремилась. Храмы рядом есть, Господь везде, как и Сама Пречистая, тем более, как выяснилось, что хозяйка машины живет в городе Шелехов и рядом в Смоленщине удивительный храм иконы Казанской Божией Матери. Но она, вынужденная по просьбе друзей сделать съемку всей праздничной службы все-таки отправилась вместо Смоленщины в Усть-Куду на освящение престола. Пришлось составить ей компанию. Все на протяжении этих дней, как будто решалось без меня.

Пути Господни неисповедимы. Но самое удивительное во всей истории для меня было то, что еще тогда, в лихие девяностые предназначалось мне попасть на этот великий праздник, освящения престола в день Казанской Божьей Матери. И поведать людям эту маленькую историю об увиденном на ночном небе чуде, рассказанном никому неизвестным и даже неверующим человеком, не знаю, жив ли он сейчас. Чего только не видели русские люди в годы лихолетья и последовавшего за ними времени безверия. Рассказать, что и над разрушенными храмами, обезображенными руками людей, продолжала оставаться милость Божья, шла небесная служба и не прекращалась молитва за весь наш неверующий с больной душой народ.

То, что второй придел имени святителя Николая, я уже узнала после Литургии, спустившись приложиться к аналою.

«Близость к чуду – мать безразличия», как говорил протоирей Андрей Ткачев. Вот так и мы, - вместо того, чтобы увидеть его рядом, ищем в исцелении тяжелых болезней, прозорливых старцах, в оживлении мертвых, в кровоточивости или мироточении икон. А оно оказывается давным-давно рядом. В Божественной литургии, где появляется возможность приблизиться к Богу для внутреннего диалога, не отвлекаясь на суету и быт, как, впрочем, и в келейной молитве сердца. В радости искреннего покаяния, в принятии Причастия.

Чудо в окружающем нас мире, куда пока не ворвался человеческий без Бога разум, своими бредовыми идеями поворачивать реки вспять. Оно в каждом штрихе мироздания, в распустившихся цветах, капельках росы ранним утром, яркой радуге, солнечном зайчике, от которого зажмуривает свои глаза малыш, в ежедневных рассветах и закатах, даже гроза, разразившаяся раскатами грома и проливным дождем тоже чудо. Здесь можно перечислять бесконечно, только надо научиться, это видеть и осознать – все вокруг от Него. И все Его благодать, как чудо, подаренное людям. Только хотелось бы скинуть со своего сердца панцирь житейской мудрости и суеты, извечного поиска желудей в нашем, увы, отнюдь не в богопознавательном состоянии. Скинуть, чтобы услышать – «Се стою у дверей и стучу…». И тогда придет радость познания Бога, окружающего нас мира и познания в нем – его Творца. Это не оставит нас равнодушными. И если научиться видеть чудо во всем, даже в искушениях и скорбях, понимая, что все от Него и все для нашего блага, легче будет научиться доверять Ему свою жизнь, своих близких и свой путь спасения. То есть научиться верить и славить Бога за все.

Чуть не забыла. Праздничную Литургию мы так и не сняли. Фотоаппарат оказался не заряженным. А ведь съемка была единственной причиной для нас поехать в Усть-Куду.

04.11.2012