В октябре в Иркутске прошел семинар "Проблемы методологии преподавания религиоведческих дисциплин и комплексного курса ОРКСЭ"

18 октября 2012 г. в 10:00 ч. МКОУ ДПО «Центр информационно-методического и психологического обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений г. Иркутска» (ЦИМПО) совместно с кафедрой философии, религиоведения и теологии ФГБОУ ВПО «ИГУ» (г. Иркутск) на базе ДКЦ «ДРУЖБА» провели региональный семинар-совещание по теме: «Проблемы методологии преподавания религиоведческих дисциплин и комплексного курса ОРКСЭ в современном образовательном пространстве».

Целью проводимого мероприятия стало обсуждение актуальных вопросов, связанных с проблемой преподавания религиоведческих дисциплин и курса ОРКСЭ в ОУ городов Иркутска, Красноярска, Читы, интеграцией опыта работы.

На совещании присутствовали руководитель миссионерского отдела Иркутской еппархии преподаватель ИГУ протоиерей Вячеслав Пушкарев, преподаватели ВУЗов, педагоги, студенты.

Открыл совещание Юрий Федорович Абрамов, доктор философских наук, профессор,  представил присутствующих гостей. Он не только рассказал о своем факультете, но остановился на методологическом аспекте религиоведения как социально-философской и гуманитарной науки. Далее свой опыт работы представили участники из г. Красноярска, Читы, Иркутска.

Людмила Ильинична Григорьева, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой религиоведения Красноярского государственного педагогического университета, поделилась опытом работы образовательных учреждений Красноярского края по преподаванию ОРКСЭ («пилотный» регион - один из 19 – начал эксперимент по внедрению три года назад). Акцент был сделан на апробации учебного модуля по православной культуре, как предмета с религиозным содержанием, что вызвало ряд вопросов присутствующих.

Наталья Иннокентьевна Яловицкая, директор МКОУ ДПО ЦИМПО, рассказала о большой подготовительной работе, которая предшествовала преподаванию ОРКСЭ – курсовая подготовка, анкетирование родителей, работу с руководителями школ, отметила культурологический аспект курса. Была подробно раскрыта система духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в муниципальном образовании через такие мероприятия, как научно-практические конференции, конкурсы, в том числе дистанционные, олимпиады, викторины, видео и фото-работы, представлена структура сквозного краеведческого курса «Иркутсковедение», начиная с дошкольников и заканчивая курсом «История Сибири…» для выпускников и др.

Во время работы круглого стола прошло обсуждение вопросов по следующим темам:

1) актуальность вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

2) методическое сопровождение курса ОРКСЭ;                              

3) работа с семьей как основным институтом духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

4) влияние курса ОРКСЭ на социализацию обучающихся.

Участники совещания получили возможность выступления по предложенной тематике, на возникшие вопросы по ходу выступлений могли получить ответы, обмениваться мнениями друг с другом.

При подведении итогов работы круглого стола было высказано общее мнение ее участников, что необходимо продолжение деятельности по обмену опытом, который, безусловно, полезен для педагогов и высшей и общеобразовательной школы. Особо отметили огромный пласт работы ЦИМПО по организации и проведении курсовой подготовки, совместной работы ИГУ и ЦИМПО. Вопросов задано много, ответы получены на часть из них. Главный лозунг, который поддержан всеми присутствующими: «Не навреди!» в преподавании курса ОРКСЭ и религиоведческих дисциплин подтверждает общую мысль, высказанную Н.И. Яловицкой: «Курс ОРКСЭ – культурологический, ознакомительный, безотметочный. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. Этот курс действительно «зернышко» в «Концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России», являющейся методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Благодарим всех участников за представленный опыт!

Кафедра философии, религиоведения и теологии ФГБОУ ВПО «ИГУ» (г. Иркутск)

13.11.2012