Ирина Бухарова
Святочные дни (о миссионерском концерте в колонии)
«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне...»
«...И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».(Мф.25, 34-40)
«От сумы и тюрьмы не зарекайся» — учит мудрая русская пословица. И с этим нельзя не согласится. Особенно живя в России. Один только ХХ век показал, какой игрушкой в чужих руках могла оказаться человеческая жизнь. Да и нынешний век, где получило развитие общество, в котором все продается и покупается, часто в неволе оказываются и невинные люди.
Любой православный человек, зная тяготы окружающей жизни, суету быта, неуверенность в завтрашнем дне, прекрасно понимает — как важен в его жизни Господь. Как необходима вера и надежда, как трудно жить без Божественной Литургии и Его таинств — Покаяния и Причастия. Только Он может дать спокойствие душе и уверенность в завтрашнем дне. Но это на воле, где человек привык чувствовать себя, в какой-то степени, хозяином своей жизни. А в закрытом пространстве? В неволе? С ощущением безнадежности бытия? Достойного или наоборот — незаслуженного наказания? С тяжестью содеянного или ощущением несправедливости? И то и другое, как правило, не оставляет легкости душе и радости сердцу, как и вообще, ежедневному существованию в подобных местах...
Иногда человеку дается возможность глянуть смерти в лицо, столкнуться с бедой, перевернувшей весь привычный уклад жизни, чтоб попытаться переоценить свое пребывание на земле. А в заключении, как нигде в миру, дается возможность, работая руками, пытаться думать, искать, пытаться разобраться в собственной жизни.
У тех, кто с Богом, стираются границы времени и расстояний. Каждая душа может стать Вселенной, а когда есть связь с Богом, исчезает давление замкнутого пространства.
Поэтому духовное окормление заключенных, строительство на их территориях православных храмов и часовен, и любая духовная и материальная помощь - дело очень нужное в социальном служении Русской Православной Церкви.
Можно вспомнить и об обязательном участии наших царских персон и их милости к осужденным. В великие дни Святок или Пасхальной Седмицы они спешили навестить обездоленных в домах милосердия, приютах и в местах заключения. Служение царицы Александры и ее великих княжон там, где была необходима человеческая помощь и утешение молитвой. И наконец, вспомнить Самого Господа, оживляющего, исцеляющего, воскрешающего к жизни. Мы часто забываем — в чем суть нашего спасения. Отречься от себя «любимого» ради ближнего своего. Здесь нет призывов к великим подвигам, порой хватает честно делать свою работу, как послушание перед Богом. А в моих наблюдениях бывали случаи и отказа ехать на зону и пренебрежение к людям в местах заключения и нежелание дать им возможность покаяться перед Богом. Бывали случаи и пострашней — отказ священника выехать к умирающим от рака в Областную больницу и к новорожденным детям в реанимации кардиологического отделения перед или после операции на сердце. Благо, что это единичные случаи.
Конечно, каждый имеет право на ошибки и все мы не без греха, но когда нас к ответственности не призывает даже чья-то боль, скорбь, болезнь, и наконец, смерть.., разум отказывается смиряться с подобными вещами.
А бывают и другие примеры. Когда человек взвешенно оставляет позади возможность роста карьеры, как композитор, педагог и блестящий солист, имеющий в своей практике выступления с государственным симфоническим оркестром Японии, гастроли со своими друзьями по Испании, Франции, Германии, Португалии и др. стран только лишь для одного — служить Богу и людям. Славу мира, людскую похвалу и благодарность, яркость софитов, свой талант музыканта.., взамен на возможность положить свое сердце на жертвенный алтарь любви. А именно — стать священником. И в данный момент, исполняя со своими друзьями классические произведения, ему все равно, кто перед ним - европейская элита или вчерашние разбойники, получившие по заслугам свой срок. Главное — служение людям. Сегодня — это возможность поделиться радостью встречи со Христом. Хоть немного осветить эти души, поддержать сидящих перед нами людей и приоткрыть им радость общения с Богом. Радость святочных дней.
Праздник Рождества Христова. Господь родился среди людей. В простой пещере, среди скота, не имея и в дальнейшем места, где главу преклонити. Став доступным для всего человечества и главное, для каждого из нас, Он дал возможность спасения и общения с Ним в любом месте. Будь то пустыня, или морские дали, дремучие леса или горы, шумная, рыночная площадь или одиночная камера для узников. Возможность протянуть свое сердце и попросить милости общения с Ним.
Нас встречали и кланялись, увидев людей в подрясниках, приветствовали и просили благословение. Чувствовалась работа священника. К сожалению, мы немного опоздали, но, нас ждали. Два квартета — архиерейский хор «Знамение» и коллектив народных инструментов — «Байкал-квартет», который исполнял традиционную народную и классическую музыку. Семь священнослужителей и музыканты, преподаватели музыкального училища.
Концерт начался с исполнения святочных песнопений. Тропарь Рождеству, «Ликуют все Ангелы на небеси...» и наконец, грянули украинские колядки. Вспыхнули в памяти картины детства. Знаменитый фильм — «Вечера на хуторе близ Диканьки». И как бы не стирало советское время традиции наших народов, вряд ли найдутся те, кто не знает значение веселых колядок. Кто не помнит веселых героев Гоголевских сказок. И кузнец Вакула, и Солоха, и местный дьячок и голова... И огромные живые мешки, отданные Солохой веселой молодежи в награду за колядование.
Далее полились русские народные песни — «В темном лесе», «Не вернется домой сын соколом», «Однозвучно гремит колокольчик», «Ах ты степь широкая». Как здесь не вспомнить необъятность нашей России, длинные дороги для быстрых троек и уставших ямщиков. А главное — нашу принадлежность к этой огромной стране. И следом прозвучала — «Боже, храни родную Русь» из детского альбома П. И. Чайковского.
Очередной песней о матери, отцы тронули практически все сердца, сидящих перед ними людей. «Мать» — пронеслось в мыслях каждого. «Мама, родная». Не спящая ночей и все в мыслях о нем, о многострадальном «дитяти» по крови и плоти. Каким бы великовозрастным оно не оказалось. Ребенок для матери всегда будет ребенком.
Без бороды или с бородой, без седины или уже с сединой. Только ее материнское сердце не имеет предвзятости в своей неприхотливой любви. Все лица сидящих в зале людей, замерли в печали о той единственной и любящей без всякой оглядки на его прегрешения.
О той, с кем связь не прерывается до самой смерти, и никакими высокими стенами не пресечь ее. Жены могут забыть, дети не вспомнить, но не мать.
Один очень мудрый священник сказал женщине, чей сын, защищаясь, убил человека: «Как же страшно то место, куда попадают порой наши родные. И нет сильнее оружия против него, чем молитва матери, достающей и со дна морского.
Отцы поклонились и уступили место квартету народных инструментов.
По слову профессора МДА Осипова — «человек отказываясь от Образа Божьего, стремительно теряет образ человеческий, устремляясь к образу звериному». Это так. Мы растеряли все те душевные качества, которые в последнее время вызывают лишь смех у современного общества. Душевность, любовь, верность, нестяжание, честь, совесть, уважение, дружбу, элементарную порядочность. И для того, чтобы вернуться к Богу, необходимо вернуть понятие истинных ценностей культуры, воспитания и искусства, подмена которых происходила на протяжении п
оследних десятилетий. Достаточно сравнить знаменитый «Квадрат» Малевича и картины Репина. Человеку свойственно воспринимать истинную красоту, любоваться ею, видеть красоту природы в окружающем мире, как творение Божие, любоваться прекрасной архитектурой, как творением рук человеческих, а не современными коробками трущоб.
Высокий уровень профессионализма исполнения классической музыки на народных инструментах тронул и стоящее в отдалении начальство зоны, - все подошли поближе и после первого же исполнения «Венгерской рапсодии» Листа, грянули аплодисменты.
«Лебедь» Сен-Санса, «Московские окна» разлилась музыкальной волной по огромному залу местной столовой, протанцевала легкостью своих нот «Полька» Штрауса, широкой удалью грянула знаменитая «Калинка». И вот небезызвестная - «Крутится, вертится шар голубой..», бередя воспоминания слушающих кавалеров о своих городских барышнях... Заканчивался концерт уже совместно с хором «Подмосковными вечерами», навевающую вечернюю свежесть летних садов и военной, знаменитой «Катюшей», своими нотами напоминающую нам нашу победу над нацизмом.
Отцы, работая с этими ребятами, не перестают удивляться открытости и искренности, простоте и профессионализму музыкантов. Готовых по любому зову отправиться в детские дома, по всем далеким приходам нашей иркутской епархии, по местам заключения, к тем, кому интересен их талант и репертуар. И, как правило, это бесплатно.
И без разницы — кому дарить красоту музыки. Слушателю огромных концертных залов Москвы, Петербурга или столовой на зоне особого режима. Делится радостью святочных дней с православным зрителем или с теми, кто живет по тюремному уставу. Главное — это благодарность в глазах и в сердце.
Какой струнки души не коснулась прозвучавшая здесь музыка? Каких воспоминаний детства и юности не всколыхнули в сердцах этих людей? Если хоть один человек задумался о своей жизни, о будущем, о рассказанном здесь Христе, то весь концерт прозвучал не зря. И дай нам Бог, вспомнить и никогда не забывать традиции русского народа — быть вместе с ближним и в горе, и в радости. Как и традиции нашей Церкви — нести слово Божье после огромного разрыва народа с Православием.
Когда мы выходили, один человек из командного состава охраны поделился с нами реакцией наших зрителей: «После концерта даже сердцу легче стало. Камень тяжелый свалился с души».Ну и слава Богу — ответили отцы. После выступления, нас пригласили в трапезную и долго не хотели отпускать, задавая вопросы и задумываясь над их ответами. А подумать было о чем.
Человеку, не желающему жить по принятым законам общества, человеческий суд выносит свои места пребывания и сроки наказания. Человеку, не желающему жить по заповедям Божьим — воздаяние по своим делам не только после смерти, но еще при жизни.
Тюрьма, место физического наказания для человека, как прообраз ада, места страдания души. Но у всех, независимо от пребывания на воле или за высокими стенами, есть обетование Божье — покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Чтоб каждому из нас, как одному из разбойников, по правую сторону от распятого Христа услышать слова надежды: «Сегодня же будешь в Царствии Небесном».