По следам конференции «Семья – малая Церковь»

По следам конференции «Семья – малая Церковь»

Приход храма Ксении Петербургской

Почему так притягательны фотографические и живописные портреты дореволюционной эпохи? Долго всматриваешься в лица, удивляешься серьезности и  сосредоточенности, открытой ясности взгляда детей. Глаза взрослых смотрят по-родительски спокойно, уверенно и есть нечто общее во взоре крестьянина, мастерового и дворянина. Можно бесконечно разглядывать жанровые семейные сценки: кто на кого смотрит? почему? кто и чем занят? И так милы чувства, написанные на лицах взрослых и детей… Вроде, все просто и обычно в этих домашних семейных сценках, но есть какой-то секрет притяжения в них, который и описать-то не получается сразу. Думаешь - эпоха такая была…А что такого было в ту далекую эпоху, чего сейчас нет?




 - Единство семьи и свет благочестия на лицах детей. На дореволюционных фото, картинах наглядно это единство - Вот так начала отвечать на все эти вопросы в своей лекции «Русский семейный домострой. Традиции благочестия» культуролог  Лилия Александровна  Ладик на встрече «Семья – малая Церковь» с прихожанами в Свято-Покровском храме п. Пивовариха. 
- Традиционно русская православная семья была иерархична и трехпоколенна - состояла из трех поколений рода. Добровольное подчинение всей семьи вначале Богу, потом – мужчине: кормилец, хозяин, защитник.  Младшие дети подчинялись старшим. Женщина была на положении отроков – требуется опека и покровительство мужчины. Дети с раннего детства приучались к труду. Совместный труд скреплял поколения и всех членов семьи.

 



Семьи были многодетными. Сегодня люди, выросшие в атеистическое время, пока понимают только умом, что ребенок – это Божий дар, благословение Божие. На картинах Маковского, Кустодиева, Серебряковой, Пластова  это передано на уровне очень сильного чувства безграничной любви.  Они залиты солнечным светом, устланы цветами, наполнены воздухом, негой покоя и умиротворения. И в центре этого радостного Божия мира находится дитя -  Божий дар, благословение Божие.

Современное же кризисное состояние семьи очень точно передается в работах художника В.Попкова:  каждое поколение живет в своем мире  и близкие люди разобщены. Семья перестала быть христоцентричной и духовное начало ее не объединяет.


До революции семья жила по православному календарю, что свидетельствует о ее духовной жизни. Строительство взаимоотношений между членами семьи происходило в домострое, например, и  в таких обыденных событиях, как вечерний чин прощения. После общей вечерней молитвы вся семья просила друг у друга прощения, за обиды, нанесенные в прошедший день. Я видела чин прощения после вечернего правила в семьях батюшек, когда малые детки просили друг у друга прощения за нечаянные обиды,- рассказывает Лилия Александровна. -  Как было бы хорошо, если бы это возродилось и в семьях мирян. Сегодня мы носим очень много ран от наших близких …

 Родительское благословение – важнейшая часть жизни православной семьи. Брали благословение на любое дело, уходя из дома, перед смертью родителей (иконами). Считалось, что с ним получают благословение всех святых.
   Огромную роль в религиозном  воспитании играли домашние святыни. По домашнему иконостасу можно было понять историю и беды семьи – по иконам святых угодников, за чьей молитвенной помощью обращались. Часто в домах ставили икону «Прибавление ума» для смягчения ума – ум может быть злым, может быть добрым. А венчальные иконы в те поры было принято освящать на мощах святых.
   О православной традиции семьи: выпрямление пути рода через личное покаяние. Раньше в каждой православной семье был свой монах – через монашеский путь выпрямляли линию рода.
  Православность, Христоцентричность,  иерархичность, трехпоколенность, многодетность,  трудоцентричность, странноприимство, нищелюбие –  такова основная характеристика православной дореволюционной семьи.



   Лекция Л.А.Ладик, краткий пересказ которой мы привели, закончилась демонстрацией современных фотографий. В большинстве своем они сделаны в православных семьях, которые созданы молодыми прихожанами иркутского храма Сергия Радонежского.  В этом приходе сегодня действует клуб молодой семьи,  встречи с которым, в заключение беседы, предложила Лилия Александровна.
   Беседа и сама тема православной традиции семьи вызвала живейший интерес прихожан. Люди говорили о желании продолжить общение на насущные семейные темы, сделать их регулярными. После лекции прихожане окружили Лилию Александровну и засыпали множеством вопросов, которые побудил ее рассказ, подкрепленный богатым иллюстративным материалом. Записали и рекомендованный по теме встречи список литературы, выдержки из которой приводились в ходе беседы:  Илья Шугаев «Один раз и на всю жизнь», Владимир Мартышин «Моя родословная», В. Никифоров-Волгин «Заутреня святителей».

 О важности затронутых в разговоре вопросов сказал настоятель храма  Ксении Петербургской отец Александр Василенко: «Сохранить наши семьи – главное дело нашей жизни. Во все вопросы, которые здесь предложены надо вникать каждый день».
   В завершение собрания педагог-организатор Воскресной школы храма Анастасия Токарева предложила прихожанам обдумать и обсудить темы для следующих встреч:
  1.    Что такое любовь? По любви ли женятся?
  2.    Отчий дом. Родословная.
  3.    Первая любовь. Юношество.
  4.    Родительское благословение. Супружество.
  5.    Молодая семья. Клуб молодой семьи.
  6.    Святые покровители семьи.
  7.    Жизнь – дар Божий. Отцовство и материнство.
  8.    Основы родительского воспитания.
  9.    Возрастные основы воспитания.
10.    Многодетная семья.
11.    Проблемы современного супружества.
12.    Семейные добродетели. Семейные занятия.
13.    Семейные предания. Семейные реликвии.
14.    Государство и семья.
15.    Приемные дети.
16.    Современные угрозы институту семьи.
17.    Счастье в семье.


Надежда Оленникова,
фото: Евгении Позниковой,
храм Ксении Петербургской.

26.03.2013