Литургическая конференция в Печорах

Литургическая конференция в Печорах

24-25 ноября в рамках Международной научно-практической конференции «Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы» в Псково–Печорском монастыре прошли курсы повышения квалификации для преподавателей литургики. В конференции приняли участие около ста преподавателей духовных учебных заведений из 36 семинарий, двух академий и представители теологических кафедр высших учебных заведений.

От Иркутской епархии на конференции присутствовал протоиерей Евгений Прохоров, настоятель прихода прп. Сергия Радонежского, преподаватель Литургики кафедры теологии и религиоведения Иркутского Государственного Университета.

Участники конференции знакомились с докладами ведущих преподавателей литургических дисциплин. Основной проблемой, обозначенной еще в начале литургической конференции, стал вопрос о плохой успеваемости учащихся и нежелании писать выпускные квалификационные работы по «скучной» дисциплине под названием Литургика.

 По ходу выступления, выступающие делились своим опытом работы и ставили перед участниками конференции задачи больше научно-методического характера, не принимая во внимание острые проблемы современного образования в духовных школах. Единственным преподавателем, кто в первую очередь обратился к вопросу об искаженном мировосприятии современного человека и неготовности без предварительного понимания и верно поставленных вопросов к самому себе и попытки   возвращения христоцентрической картины мира продолжать разумное обучение в духовных школах и вообще жизни в церкви, был настоятель московского храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов.

Литургика - предмет изучающий богослужение. Это предмет иного измерения и реальности нежели скучный разбор таблиц и схем рядовых и праздничных богослужений. И эту - другую реальность нужно познавать самой жизнью, а не сухим заучиванием неких особенностей и предписаний. Точные многочисленные заучивания и зубрежка это отнюдь не та реальность, которая ведет ко Христу. И редкий служитель Церкви, будь–то священник или регент, после окончания семинарии берет в руки перед службой вместо Богослужебных указаний Типикон. А ведь в этом то и кроется парадокс. Пять лет изучать богослужение по книгам и отказаться в итоге от ведущей книги по церковной службе? Видимо, так преподают. Все по старинке, по уже давно искаженной старинке.

Центром жизни и преподавателя Литургики, и его учеников должно стать Богослужение и осознание того о чем оно говорит.  Именно любовь и красоту богослужения должны в первую очередь раскрывать перед учащимися литургисты. Точные заучивания и зубрежка это наша земная реальность, реальность симулякра.  А если ученик не проникнется любовью к Богослужению еще в духовной школе, он не полюбит его никогда и станет рядовым служителем культа. Пусть лучше ему ставят двойки по предмету, нежели у него будет «полное понимание и удовлетворенность от собственных умений».

А низкий уровень знаний и все эти вечные списывания и слабые ответы в проверочных тестах и билетах являются не основной проблемой современного богословского образования.

И как точно отметил наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв) «самое главное не забыть за всеми этими «мудрыми учениями» мудрость Божию».

Приход преподобного Сергия Радонежского

02.12.2015