Профессор А.Л. Дворкин выступил с просветительской лекцией в Иркутске

Профессор А.Л. Дворкин выступил с просветительской лекцией в Иркутске

28 февраля в рамках работы Восточно-Сибирского православного Научно-образовательного центра ИГУ при Харлампиевском храме прошла встреча с Александром Леонидовичем Дворкиным, ведущим российским исследователем в области современного сектанства, православным богословом и президентом Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского (созданного по благословению Святейшего Патриарха Алексия II).

Встреча в формате «вопрос - ответ» длилась не менее двух часов. Аудитория была заполнена до предела: здесь присутствовали студенты и преподаватели Факультета религиоведения и теологии ИГУ, прихожане и духовенство иркутских храмов. В самом начале разговора нельзя было обойти вниманием историческое событие, которое вызвало неожиданно серьёзный общественный резонанс − речь, конечно же, идёт о встрече Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Александр Леонидович поделился своей точкой зрения, пояснив, что рассматривать происшедшее как повод для беспокойства и, тем более, «предательство» нет никаких причин. «Ничего выходящего за рамки, что можно было бы назвать отступлением от канонов, не произошло. В конце концов, другие православные предстоятели встречались с римскими епископами и те декларации, которые они принимали, можно квалифицировать как более сомнительные. Очень важно понимать, что сейчас действительно очень непростая международная ситуация. И те основные политические темы, которые были там озвучены − это действительно важнейшие проблемы. Первая − это геноцид христиан на Ближнем Востоке. Ближний Восток − это место, откуда христианство произошло. Это самые наши святые места. Там сложилась наша традиция, и жили величайшие отцы Церкви. Сейчас там христиан меньше трёх процентов и это количество продолжает катастрофически сокращаться. Соответственно, как-то выступить в защиту христиан, которых на Ближнем Востоке уничтожают, думаю, чрезвычайно важно. <...> При этом в СМИ о трагедии геноцида христиан никто не сообщает и, в этом смысле, потребовался такой новостной повод как встреча Патриарха и Папы Римского для того, чтобы на это обратили внимание, чтобы об этой проблеме заговорили. Если в этом смысле она сыграла свою роль, то это уже чрезвычайно много и чрезвычайно важно». Кроме того, Предстоятели двух Церквей обсудили вопросы защиты традиционных ценностей, ценности человеческой жизни как таковой, которые приобретают всё большую актуальность, учитывая тяжёлые духовные болезни современного общества. Немаловажным событием в связи с ситуацией на Западной Украине стало и официальное осуждение унии.

Когда разговор перешёл к теме сектанства, многие воспользовались возможностью задать профессору наболевшие вопросы, связанные, главным образом, с правилами грамотного поведения при общении с членами сект. Александр Леонидович справедливо подчеркнул, что борьба с сектанстской деятельностью ни в коем случае не означает борьбу с сектантами − заблудшими людьми, но всё же, по сути, нашими братьями и сестрами, которые нередко становятся жертвами сект из-за окружающего равнодушия и пренебрежения. Все ли, увидев на улице молодую маму с коляской рядом с людьми, настойчиво навязывающими ей некий журнал или брошюру, проявляют бдительность и участие, подходят, чтобы выяснить, что на самом деле происходит? И многие ли в таких случаях находят правильные слова, чтобы предупредить человека об опасности? «Вступать в споры здесь, наверное, не стоит: вы вряд ли чего-то добьётесь. Но всегда должен быть в запасе какой-то нормальный аргумент, который человек может услышать. Бывают аргументы правильные, но неуместные. Всегда нужно найти уместный аргумент». Что касается взаимодействия с самими сектантами, не стоит забывать, что отличительной чертой тоталитарных сект является контроль сознания. А это значит, что человек не в состоянии самостоятельно и адекватно рассуждать − слишком сильны в нём стереотипы, навязанные сектой. Иными словами, воспринимать какие-либо критические аргументы такой человек будет просто не в состоянии.

Обсудили также некоторые сложности, касающиеся регулирования деятельности сект на государственном уровне: к сожалению, множество юридических тонкостей и прочих нюансов не позволяют решить проблему, казалось бы, очевидными способами (к примеру, начать с введения в законодательство чёткого определения понятия «секта»). 

Как заметил профессор А.Л. Дворкин: «По приблизительным оценкам в России не менее 800 000 членов разных сект, что определённо больше, чем нужно. А если учитывать так называемых «созависимых» − то есть членов их семей, которые страдают от того, что их близкие попали в секту − соответственно, это число ещё больше увеличивается. Плюс нужно ещё учитывать, что в секту, как правило, люди не попадают на всю жизнь. Вы в секте до той поры, пока вы можете что-то секте дать. До тех пор, пока из вас не выкачают всё: я имею в виду не только финансовые ресурсы, но энергию, здоровье, долгие годы жизни и так далее. И когда у человека начинаются проблемы, сложности, когда у него здоровье расстраивается − за ним никто ухаживать не будет. Его просто выставят, а на него место легче завербовать другого человека, который будет исполнять его работу. Поэтому, если у нас 800 000 действующих сектантов, то есть ещё определённое количество тех, кто там был и этим повреждён».

При таком положении дел, неудивительно, что проблема сектанства у многих вызывает искренние переживания. Поскольку подобные мероприятия в Иркутске (равно как и во всём регионе) проводятся крайне редко, возможность пообщаться с А.Л. Дворкиным, чьи публикации и книги непонаслышке знакомы всем неравнодушным, возникла как нельзя кстати. Директор православного Научно-образовательного центра, настоятель Харлампиевского храма прот. Евгений Старцев поблагодарил профессора за полезную и насыщенную беседу и выразил надежду на то, что подобное сотрудничество,  дай Бог, продолжится и в будущем.

Накануне в субботу такая же встреча А.Л. Дворкина состоялась с заключенными ИК-3 г.Иркутска.

Восточно-Сибирский православный Научно-образовательного центра ИГУ


03.03.2016