На конференции «Сукачевские чтения» был представлен доклад о деятельности золотошвейной мастерской Знаменского монастыря
Всероссийская научно-практическая конференция «Сукачевские чтения», организованная Министерством культуры и архивов и Областным художественным музеем, была посвящена 170-летию со дня рождения В.П. Сукачева, мецената и почетного гражданина города. Конференция прошла под девизом «Жизнь как отражение эпохи».
На секционном заседании «Научнопросветительская деятельность музея» с содержательным докладом выступила монахиня Мария (Распутина). Доклад «Материалы о деятельности золотошвейной мастерской в иркутском Знаменском женском монастыре» (подготовлен совместно с С.В. Калашниковым) раскрывает в историческом аспекте разностороннюю творческую самостоятельную производительную деятельность насельниц монастыря в XIX, начале XX века. В исследовании авторов проанализирована художественная ценность сохранившихся артефактов (вышитых золотошвеями предметов облачения священнослужителей; украшенных вышивкой икон и др.). Описаны результаты проведенной научной атрибуции отдельных объектов исследования. Авторы дали характеристику организации золотошвейного производства в условиях монастыря. Сообщение было прослушано участвующими с повышенным вниманием, матушке заданы уточняющие во-просы. Исследование продолжается.
А.И. Шарунов, доцент
_________________________________
Монахиня Мария (Распутина И.Г.)
С.В. Калашников
Иркутская Митрополия
Деятельность золотошвейной мастерской Иркутского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»
В статье представлены материалы исследования деятельности золотошвейной мастерской Знаменского монастыря, имеющего трехвековую историю, и его насельницах, кропотливо трудившихся над созданием предметов церковного декоративно-прикладного искусства. В работе использованы доступные источники: сохранившиеся отчётные документы монастыря за XIX и XX вв., ныне находящиеся в ГАИО; материалы Иркутских Епархиальных ведомостей за XIX в. с электронного сервера «Православное духовенство»; мемуары, опубликованные в книге Л.И. Тамм «Воспоминания иркутянки», и некоторые другие. Проблематика сибирского церковного золотошвейного искусства исследована слабо, требует дальнейшего всестороннего и глубокого изучения как историков, так и искусствоведов.
Ключевые слова: золотошвейная мастерская Иркутского Знаменского женского монастыря, церковное декоративно-прикладное искусство, вышивание, ризы, драгоценный оклад, золотное шитье, вышивка, рукоделия, рукодельная, хоругвь, труд монахинь; золотошвейное искусство; золотошвейное производство; золотное шитье.
Искусство вышивания было востребовано не только церковной практикой, но и в обыденной мирской жизни, поэтому имело широкое распространение в женских монастырях. Знаменский монастырь, основанный в 1693 году в Иркутске, является тому примером. В 1764 году, в связи с известным указом императрицы Екатерины II о сокращении владений монастырей, имущество обители было подробно описано, учтено. В означенной описи сохранились некоторые факты быта монахинь, в том числе указан характер их профессиональной деятельности. Тогда монастырем управляла игумения Анна Истлентьева, в прошлом жена боярского сына Дорофея Кондратова. Пострижена в монашество была в 1746 году, исполняла послушание настоятельницы с 9 февраля 1753 года. В сане игумении находилась с июня 1762 года. Ее стараниями достроен, за смертью храмоздателя купца Ивана Бичевина, каменный храм Знамения Божией Матери [1, с. 1-2]. Важно упоминание, что «…игумении Анне Истлентьевой жалованья не выдается, вместо этого холст, китайка. [Она] шьет шелком и золотом священные ризы, шелковые пояса,.. монахиня Венедикта плетет кружева,.. монахиня Елена шьет ризы» [2, с. 1-2].
Следует отметить высокое художественное мастерство монахинь-мастериц, отличающееся изысканным вкусом. Изделия были очень дорогими. В этом же документе автор встретил описание предметов, регулярно используемых в церковном обиходе: у плащаницы Господа венчик низан жемчугом, а у плащаницы Божией Матери - жемчугом же две звезды [3, с. 5].
Особый интерес вызывает описание драгоценного оклада храмовой иконы Знамения Божией Матери: «…риза на оной венец с херувимами и поля серебряныя, чеканныя под золотом; в средине венца [в]ставка яхонтовая красная в кожухе золотом, два камня простые, кругом обнизаны русским жемчугом, две [в]ставки лазоревыя в кожухах серебряных, семь [в]ставок хрустальных осыпных; убрус вынизан русским жемчугом, две серьги золотыя с алмазными искрами, в каждой по три искры, да по пяти зерен русскаго жемчуга, в средине убруса [в]ставка золотая, в ней четыре искры яхонтовыя, в средине зеленая изумрудина, в том же убрусе семь изумрудин больших, пятнадцать небольших, да семнадцать варенчиков малиновых, одиннадцать [в]ставок хрустальных маленьких, ожерелье русское жемчужное, три запанки большия простыя с искрами, да четыре вставки малыя хрустальныя» [4, с. 2]. Ризы, необходимая часть священных одежд для священников, а так же ризы (оклады) для икон и другие предметы церковного быта, такие как: возду́хи, покровцы́, плащаницы были в Сибири востребованы, как нигде. Удаленность от центральной части золотошвейного производства, отсутствие сообщения и обширность территорий создавали потребность в выполнении таких работ и восполнения необходимых изделий.
О.В. Власова пишет: «Золотное шитье занимает видное место в декоративно-прикладном искусстве древней Руси. Вышивки золотыми, серебряными и шелковыми нитями связаны с древнерусским бытом, со светским и религиозным обиходом. Они украшали одеяния царей, бояр и священнослужителей, предметы церковной утвари… Так называемое лицевое шитье и по назначению, и по исполнению было тесно связано с иконописью» [5, с. 1], вследствие чего «…иконографические сюжеты, воспроизведенные в технике лицевого шитья, часто называли «живописью иглой» [6, с. ?]. В церковном обиходе «…золотная вышивка несла не только эстетическую функцию, услаждая взоры, но и идеологическую, подчеркивая роскошь церковного облачения, а также обозначала собой один из важнейших символов православной эстетики.
Металлизированные нити золотистого и серебристого цвета на желтом, оранжевом или темно-синем фоне создавали эффект ассиста – имитацию тонких лучей света, символизирующих Славу Божию, напоминая о том духовном состоянии, к которому должны стремиться все чающие спасения в Боге. Ассист в церковном обиходе создавался и на иконах и фресках с помощью красок, и на одежде священников посредством тканей и украшений, и на позолоченных иконостасах, которые украшали тонкой орнаментальной резьбой. Этой же цели служила и золотная вышивка» [7].
Труд монахинь существенно помогал украсить богослужение и внести чудное благолепие в суровый сибирский быт.
В дальнейшем насельницы продолжали заниматься работами подобного рода, о чем свидетельствуют документы. Например, в ревизионном журнале протоиерея Фортуната Петухова за 1834 год читаем, что они «…в свободное время от должности занимаются чтением и разными рукоделиями» [8, л. 7].
Наибольшего развития золотное шитье в монастыре достигло в ⅩⅠⅩ в., когда на его территории было устроено специальное помещение. Об этом сообщают монастырские летописи: «Третий каменный корпус на восточной стороне передней ограды во второй половине 1871 года за ветхостью переделанный заново, с надстройкою второго этажа деревянного для рукодельных работ, в нижнем келарня и хлебопекарня».[9, л. 3] Торжественное освящение рукодельного здания состоялось 27 августа 1872 года архиепископом Парфением (Поповым) [10, с. 449].
За зданием тщательно следили, вовремя производили необходимые ремонты и переделки. В 1883 году рукодельная обшита тесом и оконопачена. В 1884 потолки оштукатурены, полы и крыша исправлены и окрашены, стены обиты обоями [11, с. 5]. В 1893 году «…приложен камин… и сделаны исправления печей» [12, л. 19/об].
Рукодельная мастерская состояла из двух помещений: швейного, где шили одежду и белье, в том числе на заказ, и собственно золотошвейного, где производились всевозможные работы, связанные с изготовлением и украшением предметов, используемых в богослужении. Остались краткие, но очень ценные свидетельства очевидцев о работе золотошвейной. Они не создают полной картины, и звучат несколько наивно, но все же помогают уловить некоторые факты: «… [золотошвейная] располагалась на втором этаже двухэтажного здания. Здесь расшивали священные одежды нитями из чистого золота. Вначале расшивали белыми нитями накладной гладью, чтобы цветы на ткани казались выпуклыми, иначе уйдет много золота, это и дорого, да и одежды будут неподъемными. Белошвейки наклад сделают, а золотошвейки по нему золотом кроют. Здесь же сидели и бисерницы. Они не только церковные одеяния да покровы бисером расшивали, но и заказы мирян выполняли…» [13, с. 94-95]. Здесь же занимались вышивкой шелком в технике лицевого шитья; украшали оклады для икон серебром, жемчугом и драгоценными камнями.
Какое количество сестер было задействовано в золотошвейной, точно сказать трудно. В ежегодных отчетах упоминались сестры «указные», имеющие, говоря современным языком, официальный статус. Таковых было немного. Например, в 1884 году «указных» сестер насчитывалось пятьдесят одна [14, л. 25/об], в 1905 – сорок восемь, тогда как проживающих по паспортам, «без указа», — сто шестьдесят пять [15, л. 1/об]. Обычно указывались две исполнительницы: старшая на послушании, и ее помощница. Например, в 1884 году, старшей в золотошвейной была рясофорная монахиня Рафаила Усова, помощницей - послушница Евстолия Хлыновская [16, л. 26, 29]. А в 1899 году старшей была Евсевия Таюрская [17, л. 18].
Конечно, к такому сложному и кропотливому труду были способны далеко не все. Не многие из общего числа, но только «…способные шить и вышивать несут послушание в золотошвейной…» [18, л. 2].
Монастырские летописи оставили имена некоторых искусниц. Прекрасно владела искусством вышивки игумения Августа Мухина из знаменитого рода купцов Сибиряковых. Она вступила в число насельниц Знаменского монастыря 27 февраля 1817 года, после смерти супруга — мещанина Семена Нечаева. Была пострижена в монашество 9 марта 1818 года и определена казначеею 25 апреля 1836 года. Возведена в сан игумении 9 февраля 1838 года. За благоустроение монастырских церквей и зданий и, вообще, за отлично-усердную заботливость об обители, награждена наперсным крестом. Игумения Августа Мухина вела поистине иноческую жизнь: пища ее была самая постная, а одежда самая простая. Она изнуряла плоть свою постом и молитвою и постоянно носила на себе тяжелые железные вериги, но на вид казалась всегда бодрою, здоровою и веселою, характера была твердого и неуступчивого. Будучи изрядной рукодельницей «собственноручно вышила золотом и серебром ризу на икону Божией Матери «Феодоровскую» [19, с. 5].
Последняя настоятельница Знаменского монастыря игумения Рафаила (Хлыновская) исполняла это непростое послушание более тридцати лет. Родом она была из Томска, происходила из семьи титулярного советника Семена Васильевича Хлыновского и законной жены его Параскевы Федоровны [20, л. 4/об, 5]. Поступила в Знаменский Иркутский монастырь в 1859 году. Определена на «указ» в 1869году. В рясофор пострижена в 1890. С 1892 года назначена казначеей монастыря [21, л. 12]. В 1902 году пострижена в мантию и возведена в сан игумении [22, л. 4]. О ней свидетельствует редкая характеристика из скупых монастырских документов за 1877 год: «способна, усердна, и ревностна к послушанию» [23, л. 19].
Остается пока неизвестным, как часто в золотошвейной мастерской исполняли заказы для других храмов. Есть свидетельство за 1911 год: «13 ноября состоялось освящение домовой церкви Иркут[ского] пром[ышленного] училища, устроенной на средства, завещанные Д.В. Плетюхиным» [24, с. 164], для которой «…мастерицы Иркутского Знаменского женского монастыря приготовили облачения на престол и для священнослужителя» [25, с. 495].
Каждая настоятельница старалась украсить богослужение вверенного ей монастырского храма. Например, при игумении Сусанне Полковой вышиты золотом и серебром два праздничных илитона: один на престол, а другой на жертвенник, сделано полное архиерейское облачение, митра,.. вышита золотом риза на икону Знамения Божией Матери в настоятельской келии, низаны русским жемчугом и украшены разными драгоценными камнями две ризы: одна на местную икону Казанской Божией Матери, а другая на спускную икону Успения Божией Матери. Между драгоценными камнями в первой ризе находится 6 средних и 43 малых бриллиантов, а во второй — 7 бриллиантов [26, с. 3-4].
В 1891 году, при игумении Анатолии (Поповой), вышита сестрами рукодельницами золотом и серебром по малиновому бархату плащаница, вышиты два илитона по глазету и белому атласу синелью: один на жертвенник, а другой на престол [27, с. 8].
Кроме украшения храма отшивали драгоценные оклады к иконам, предназначенным для дарения высоким и редким гостям. В 1873 году в Иркутске проездом был представитель императорской фамилии великий князь Алексей Александрович. При посещении обители он милостиво принял от игуменьи Сусанны II поднесенную икону Знамения Божией Матери, риза которой была вышита золотом сестрами обители [28, с. 6].
«23 июня 1891 года игумения Анатолия имела счастие поднести Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу Великому Князю Николаю Александровичу от вверенной ей обители святую икону Знамения Божией Матери риза на которую была вышита рукодельницами обители золотом с драгоценными камнями. Его высочество благосклонно принял св. икону и выразил благодарность» [29, с. 8-9].
Доход от золотного шитья не учитывался отдельной статьей, а, как правило, велся вкупе с некоторыми другими. В 1901 году общий доход от чтения псалтири, сорокоустов и рукоделия составил 2863 руб. [30, л. 6/об]. В 1904 году прибыль от рукоделия, чтения псалтири и сорокоустов составила 3344 руб. [31, л. 6]. В дальнейшем можно наблюдать отрицательную динамику, скорее всего связанную с общим кризисом в стране. Прибыток от рукодельной в 1911 составил 888 руб., а расход на покупку материалов – 459 руб. [32, л. 15/об].
В гражданскую войну в монастыре стало неспокойно. Его территорию поочередно занимали то красные войска, то белые. Золотошвейную закрыли. Никто не мог поручиться за сохранность дорогостоящих материалов – золотных нитей и драгоценных камней. Все материалы схоронили в потайной кладовой под ризницей [33, с. 199]. В 1923 году ризницу разорили и конфисковали все ценности, что там хранились.
В настоящее время в Знаменском храме есть иконы, которые, как мы предполагаем, были украшены в золотошвейной мастерской монастыря.
Икона Божией Матери «Знамение». Искусно изготовленный оклад говорит о высоком мастерстве монахинь-тружениц. Широко использовано шитье золотными и серебряными нитями «в прикреп». При оформлении общего фона, окантовки, фрагментов одеяния применили несколько узоров: «городок», «черенок с ягодкой», «денежка», «корзиночка» и другие. Мафорий и цата низаны мелким жемчугом. Нимбы Спасителя и Божией Матери отделаны пайетками. Наряду с большим количеством бисера, риза украшена и драгоценными камнями: бриллиантами, изумрудами, аметистами, гранатами, агатами, аквамаринами, а так же бирюзой и пиропами. В виде оправы для камней использовано золото.
Икона Божией Матери «Одигитрия». Шита золотными и серебряными нитями «в прикреп». Использованы несколько узоров, значительная часть оклада осыпалась и требует реставрации. При изготовлении нимба применялась фольга.
Икона Божией Матери «Знамение» находится в иконостасе Знаменского придела. Очелие низано жемчугом.
Икона Божией Матери «Казанская» - в иконостасе Казанского придела. Нимб и фрагменты одеяния украшены бисером и стразами.
Икона преподобной Анны Кашинской. Нимб имеет отделку из бисера и страз.
Столетие назад, незадолго до закрытия мастерской, была вышита хоругвь. Двухстороннее знамя предполагалось в подарок белогвардейскому атаману Семенову. Ныне этот памятник находится в фондах областного краеведческого музея. Специалистом НИИ Реставрации г. Москвы, реставратором Дарьей Ключниковой сделано предварительное описание экспоната.
« Одна из сторон, с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, утрачена. Сохранившаяся часть знамени размером 100/108 см. представляет собой лик Спаса Нерукотворного Образа вышитого на плате из серебряной глазетной парчи. Изображение обрамлено лиловым шелком, который прикреплен к сильно выцветшей сероватого цвета ткани. Лик и власы вышиты в реалистичной манере шелковыми нитями разных оттенков швом «в раскол» по форме со стилизованной светотеневой проработкой. Нимб Спасителя выполнен из двух видов глазетной парчи — золотой (на перекрестье) и серебряной, украшен орнаментом, вышитым трунциалом в технике «по веревочке», канителью, пайетками и алыми стразами в обрамлении трунциала. Буквы на перекрестье выполнены серебряными пайетками и канителью.
Убрус (плат) по краям складок очерчен трунциалом «по веревочке» и золотным шнуром, ниже лика украшен пайетками с канителью, а нижняя кайма плата декорирована сеткой из золотой бити и канители, с рядами пайеток и шнура. Верхние узлы оформлены трунциалом, золотными шнурами и пайетками.
Площадь вышитого изображения составляет 216 кв.см. Лиловая ткань обрамлена золотым галуном со стилизованным растительным орнаментом шириной 5,3 см. По углам хоругви — изображения херувимов: лики выполнены литографическим способом на бумаге, наклеенной на картон, крылья и нимб выполнены в технике высокого шитья по картону золотными и серебряными нитями. Крылья украшены трунциалом и пайетками, контур обведен золотным шнуром. Хоругвь обшита недлинной бахромой, фрагмент бахромы в верхней части отсутствует. Утрачена одна кисть их четырех, расположенных по углам. Кисти состоят из головки и бахромы (с вставками трунциала). Головка состоит из деревянной формочки, обмотанной золотными нитями (с серебряным шнуром в нижней части головки). Бахрома прикрепляется к головке посредством подложенного снизу деревянного кружочка».
Особенности художественного стиля работы монашествующих мастериц сибирского монастыря требуют дополнительного всестороннего исследования: атрибуции изделий, соответствия церковной символике, специфики техники шитья, особенностей используемых материалов и др.
Список использованных источников:
Корелин В. Настоятельницы Иркутского Знаменского женского монастыря. Со времени основания его – 1693 года по настоящее время [1892 г.] // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. Иркутск: 1892. № 23.
Корелин В. Сведения об Иркутском Знаменском женском монастыре, почерпнутые из описи означенного монастыря, составленной в 1764 году. // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1890. № 26.
Корелин В. Сведения… ИЕВ 1890// Прибавления №25.
Корелин В. Сведения… ИЕВ 1890// Прибавления №25.
«Рукотворная нить. Золотое шитье из собрания Пермской государственной художественной галереи», – М.:1990
Манушина Т. М. Художественное шитьё древней Руси в собрании Загорского музея – М.:1983.
Электронный ресурс: https://nicola-arzamas.ru/zolotnoe-shite-monaxin-i-poslushnic-arzamasskix-monastyrej.html.
Ревизионный журнал прот. Фортуната Петухова за 1834 год. ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 3618.
Ведомость за 1893 год. ГАИО, ф. 597, оп. 1, д. 11.
Открытие общежития в Иркутском женском Знаменском монастыре. ИЕВ 1872// Прибавления №36.
Корелин В. Настоятельницы…– Иркутск: ИЕВ // Прибавления 1892, №36.
Ведомость за 1893 год. ГАИО, ф. 597, оп. 1, д. 11.
Тамм Л.И. Записки иркутянки. Иркутск: 2007.
ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 4,д. 6237.
ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 3, д. 8205.
ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 4, д. 6237.
Ведомость за 1899г. ГАИО, ф. 50,оп. 1/т. 5, д. 7613.
Ведомость за 1905г. ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 3, д. 8205.
Корелин В. Сведения… – Иркутск: ИЕВ, 1890 // Прибавления №25.
ГАТО, ф. 170, оп. 9, д. 80.
ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 5, д. 7355.
ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 6, д. 8545.
Ведомость за 1877 год. ГАИО, ф. 597, оп. 1, д. 15.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902 – 1924 гг. Иркутск: 1994.
Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902 – 1924 гг. Иркутск. Примечания.
Корелин В. Настоятельницы… ИЕВ// Прибавления 1892, №35.
Корелин В. Настоятельницы… ИЕВ// Прибавления 1892, №36.
Корелин В. Настоятельницы… ИЕВ// Прибавления 1892, №35.
Корелин В. Настоятельницы… ИЕВ// Прибавления 1892, №36.
ГАИО, ф. 50, оп. 2, д. 88.
ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 8002.
ГАИО, ф. 50, оп. 1/т. 6, д. 9186.
Тамм Л.И. Записки иркутянки. Иркутск: 2007.