О сибиряках – с молитвой и любовью. Благочестивая Татиана (часть 3)

О сибиряках – с молитвой и любовью. Благочестивая Татиана (часть 3)

Александр Шарунов "Благочестивая Татиана" (часть 2)

9 дней назад отошел ко Господу Александр Иванович Шарунов. Продолжаем публикацию его воспоминаний о Татиане Павловне Евфратовой – удивительной женщине, молитвами и трудами которой был построен Свято-Никольский храм в пос.Листвянка. 

ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ

В феврале 1949 года в Иркутск был назначен Владыка Палладий (Шерстенников), епископ Иркутский и Читинский, позже и Хабаровский. Он провел восемь лет на каторжных работах в рудниках Колымского края и возвращен к служению. Очень был изможден: взрослый мужчина имел вес меньше сорока килограмм. Судимость с него сняли значительно позже, он не мог посещать крупные города страны. Умный, проницательный, осторожный и дипломатичный епископ хорошо разбирался в людях. «С приездом епископа жизнь епархии существенно оживилась. Он был молодой, очень деятельный. Быстро налаживал духовную жизнь. Ремонтировал, реставрировал, строил, делал росписи, к большой радости Иркутской общины верующих…», отмечал современник. Советские граждане настойчиво требовали от коммунистических властей открытия новых приходов, но в основном без последствий. Владыка приступил к восстановлению епархии, очень нуждался в помощи специалистов из разных областей деятельности, которым можно было доверять. Особенно он ценил в людях искренность, как способ существования и общения человека с миром. Считал, что искренний человек осознаёт себя проводником Божественной Воли. Это осознание сопровождается ощущением чистоты и эффективности.

Разрушенные храмы нуждались в основательной реставрации. Татьяна Павловна была представлена Владыке и с тех пор они активно сотрудничали. В это время Татьяна Павловна работала инженером в Институте травматологии и ортопедии. Её знали и уважали коллеги как специалиста-строителя, архитектора с двадцатилетним практическим опытом. Круг знакомых в городе позволял решать многие проблемы, опираясь на доверие и взаимовыручку. Вместе с тем, поддерживая обширные связи, своему деловому авторитету, своей харизме, Татьяна Павловна была, в первую очередь, обязана личным качествам профессионала.

В начале пятидесятых было решено построить Иркутскую гидроэлектростанцию. Расчеты показали, что образуется водохранилище, которое затопит обширные участки пахотных земель, часть действующей Кругобайкальской железной дороги. При этом уровень Байкала поднимется на один метр, подтапливая прибрежные населенные пункты. Владыка Палладий обеспокоился тем, что действующий Никольский храм, расположенный в селе Никола на берегу Ангары, и прилегающая единственная дорога будут подмыты. Свято-Никольская церковь более ста лет простояла у самого берега Байкала. Здесь крестились и отпевались целые поколения сибиряков, священники освящали новые постройки судов и благословлял мореходов и рыбаков. И вот теперь храм могли закрыть.

Посоветовавшись с Т.П. Евфратовой, Владыка решил построить храм на новом месте, в соседнем поселке Листвянка. Следует напомнить, что это происходило в пору преследования Церкви властями. Благодаря Божьей воле и энергичной организаторской деятельности Татьяны Павловны, проведшей технико-экономическое обоснование проекта, выбрали очень живописное место, в пади Крестовой. Площадка для постройки располагается в неудобном для ведения хозяйственной деятельности месте, между двух ручьев, даже маленьких речушек, как бы на островке. Поэтому местные власти дали согласие на перенос храма.

Татьяна Павловна руководила проектированием храма, была производителем работ. На нее легли в основном все заботы и трудности, связанные с переносом храма. В 1956 году в храм был направлен священник Иоанн Фокин, прослуживший менее года. Он и стал первым настоятелем. Приход был очень беден, поэтому большая часть средств для выполнения работ по перенесению храма была выделена из общего епархиального фонда. Приход собирал личные деньги. Татьяна Павловна внесла практически все свои личные накопления за много лет, продала дорогую вещь, редкое немецкое пианино, оставшееся в семье от родителей.

Владыка подсказал, что можно использовать материал другого храма, предназначенного к сносу из-за затопления ложа Братского водохранилища. На Ангаре строили каскад гидроэлектростанций. Под воду уходили многие деревеньки и села. Их сносили, сжигали, чтобы всплывающие деревянные конструкции не мешали судоходству по будущему водохранилищу. Прочные лиственничные элементы храма перевезли на берег Байкала, в Листвянку. Работами руководила Татьяна Павловна Евфратова, инженер-строитель. Оказывала помощь своим опытом, связями, специалистами, советами по транспортировке. Важную особенность заметил Владыка Палладий при первой же встрече, и она подтверждалась потом многократно. Татьяна Павловна обладала завидной способностью мыслить широко, масштабно, умела не только анализировать, обобщать, но и прогнозировать, а сей дар - редкость. Она имела стратегический склад ума, - свойство ещё более редкое, бесценное и не сразу обнаруживаемое. Обычно такие люди, обладающие богатством духовным, не любят бывать на виду, искать почестей. Это им даже в тягость. Их славой, их дарованием обычно пользуются другие, рвущиеся к власти, к богатству, постам.

Она любила строительные конструкции из дерева. Любовь к дереву передалась от отца. От него сохранилось много книг по деревянному зодчеству. Отец учил дочь: «Такие храмы больше возводятся силой духа. Необходимо подойти к задуманному с душой, и все получится!».

Простое перечисление работ, которые легли на плечи этой женщины поражает требуемой универсальностью умений, специальных профессиональных знаний. Необходимо спроектировать устойчивый фундамент, способный выдержать нередкие байкальские землетрясения. Рассчитать конструкцию в целом, сформировать деревянную часть храма. Спланировать работы по устройству колокольни, кровли и подшивы её свесов, установку купола-маковки храма. Новая постройка не повторяла конструкцию и декоративное оформление храма в селе Никола. Там храм имел классический вид: с колоннами, ступеньками паперти и т.д. Архитектор выбрала иную конструкцию, исключающую повтор. Над почти прямоугольным срубом, четвериком, с незначительными крестообразными выступами стен, возвышается восьмигранный восьмерик, который был увенчан деревянным же небольшим куполом. Предусматривалась колоколенка с островерхим шпилем, маковкой и крестом. На верхнем уровне прорезала восьмиугольные окна. Декорирование фасада храма и колокольни проектировалось заново. Нашлись люди, которые иронизировали по поводу планов Татьяны Павловны, позже они завидовали ей.

Работы по строительству велись народным методом. Господь вёл архитектора, и люди помогали, которых тоже поддерживал Господь. Где-то заготавливали материал, на площадке закладывали сруб, подгоняли деревянные части храма. Затем собирали деревянную часть храма на месте монтажа. На всех этапах строительства можно было видеть Татьяну Павловну в комбинезоне, на строительных лесах и лестницах. Она контролировала выполнение строительных норм на всех этапах работ. Сорокапятилетняя изящная женщина бралась поддержать доску, помогая плотнику, могла забить тяжелым молотком двадцатисантиметровый кованый гвоздь. Для неё стройка стала делом жизни, она любила то, чем занималась. Отец Иоанн Фомин, настоятель, тоже находился на стройке. Активно трудился старейший прихожанин и попечитель храма Федот Иванович Онуфраж. К работам подключались и местные жители, и приезжие иркутяне, не афишируя своего участия. Храм вырос на глазах жителей Листвянки за летне-осенний сезон, первый этап работ закончили осенью 1956 года.

Оставалось решить множество частных вопросов: отопление (печное); электроснабжение. В те времена церковь облагалась властями особыми налогами и тарифами. Так, плата за электроснабжение взималась с храма по десятиставочному тарифу (в десять раз дороже, чем для обычных потребителей) и по четырехставочному позже.

Внутреннее убранство храма потребовало своего архитектурного решения. Татьяна Павловна выбрала светлый цвет стен. Иконостас построен в трех уровнях. Он тоже окрашен в светлый цвет, умеренно структурирован элементами резьбы и имитацией колонн. Иконы для нового храма были переданы из храмов г. Иркутска. Отдельные образа были написаны и освящены еще в середине восемнадцатого столетия.

В народе особо почитается образ Святителя Николая. Народ называет его по-свойски, доверчиво - Никола. Он защитник слабых, несправедливо осужденных, покровитель воинов, путешественников, моряков. Прихожане и посетители храма обращают внимание на большую старинную икону Святителя Николая. Образ напоминает известное изображение Николая Можайского. Святитель изображен на фоне моря и гор с мечом в правой руке и храмом в левой. Есть иконы Святителя Николая, написанные на холсте, также работы 18-го века. В храме имеется большая красивая икона Святителя Тихона Задонского, выполненная уже в 19-м веке. Она сохранилась из кафедрального храма Казанской Божьей матери, разрушенного в Иркутске. Есть еще несколько добротных и искусно написанных икон.

В построенный храм с Божьим благословением и молитвами Святителю Николаю был перенесён престол из старой Никольской церкви. По благословению архиепископа Палладия храм вскоре был освящен благочинным иркутских храмов протоиереем Николаем Понамаревым. В Рождественский сочельник в нем была совершена Божественная Литургия. Ее служил новый священник, настоятель храма отец Владимир Георгиевский.

А работы по строительству продолжались. Храм снаружи был обшит деревом, фасад окрашен масляными красками охристого цвета, украшен резными наличниками. Колокольня украшена деревянными подзорами с пропиленной кружевной резьбой белого цвета. На строительство потрачено два года, лишь в 1958 году храм приобрел современный вид.

Рядом с храмом построили дом для священника и уютный небольшой дом с мезонином, хозяйкой которого стала Татьяна Павловна. Она решила реализовать свою мечту - провести остатки своей жизни при храме, служить Богу. Перед православной женщиной открыты большие возможности церковного служения, это и певчая в хоре, и псаломщица, и иконописец. Доступен и ангельский путь, всецело посвящающий себя Богу - это монашество.

Территорию храма требовалось обнести оградою. Был разработан проект. Это тоже затраты на материалы, оплату работ.

КОЛОКОЛА

На вновь построенной колокольне отсутствовало главное - именно церковные колокола. Использовались суррогаты. По случаю подобраны подходящие по звучанию предметы: рында байкальского корабля, отрезок рельса, ранее созывавший на работу ссыльных заключенных. Красиво звучал обрезанный на верфи рабочими голубой газовый баллон. Негромко трезвонили ямщицкие валдайские колокольчики.

Татьяна Павловна привлекала приезжих звонарей, просила помочь. Они вежливо посмеивались — на суррогатах … что-нибудь добиться ...? Она самостоятельно подбирала мелодии, напоминающие нужный звон, звонила сама, возложила на себя звонарское послушание. Помнила и говорила: «Каждый удар колокола отражается в вечности: он слышен и на земле, и на небе». Богослужение начинается с первым ударом колокола. Церковный звон призывает на молитву, выражает торжество, настраивает на церковный день. Поселок слышал призыв, знал, что на продуваемой байкальским ветром колокольне звонит Татьяна Павловна. Спустившись с колокольни, она вставала на клирос.

Однажды, в середине 80-х, на Байкал, в Листвянку приехал молоденький семинарист, попросился пожить, его устроили. Он рассказал, что в Новосибирске возрождается школа звонарей, ей руководит композитор колокольного звона. Грамотный, участвует в конференции по колокольным звонам в Москве. Этот парень попросился на колокольню. Некоторое время перебирал веревки «колоколов», переставил их по-другому. И заиигра-а-ал! Жители поселка вышли во дворы, слушали, удивлялись неслыханной праздничной музыке. Спустившись с колокольни, семинарист сказал правильные слова. - Колокольня как алтарь. Входишь на неё благоговейно. Церковный звон несет проповедь, и это может случиться лишь при живом участии звонаря. Земная Церковь соединяется с небесной. Бог даст, будут и здесь колокола.

Они появились лишь через сорок пять лет. После отъезда семинариста никто так не играл на колокольне.

ПРИХОД

Постройка нового храма привлекла внимание жителей поселка Листвянка и окружающих населенных пунктов: пос. Никола, пос. Большая речка, порта Байкал, пос. Большие Коты, приезжали верующие из Иркутска и других мест. В Свято-Никольском храме со времени освящения в течение 15 лет священствовал настоятелем протоиерей Владимир Георгиевский. Это пастырь с необычной судьбой, оставивший о себе добрую память. Дед, отец и брат о. Владимира тоже были священниками. Он прибыл в Иркутск из Украины, где окончил историко-филологический факультет Каменец-Подольского университета; затем в 1937 г. Московский институт иностранных языков. Город попал под оккупацию, а после его освобождения Советской армией Владимир Георгиевский «автоматически» получил десять лет, которые отбывал в Акмолинских лагерях Казахстана по ст. 58-10. После освобождения, в декабре 1956 г., в возрасте 58 лет Владимир Георгиевский был посвящен архиепископом Палладием в иерея, назначен

Настоятель Свято-Никольского

храма пос. Листвянка

протоиерей Владимир Георгиевский

с матушкой.

1980 г

настоятелем Никольской церкви пос. Лиственничное. Архиепископом Вениамином он был возведен в сан протоиерея, в котором служил до своей кончины в 1971 г. Это был его первый и единственный приход.

Многие священники Никольского храма, в разное время служившие, с теплотой вспоминают первое знакомство с приходом, практически сельским. Вхождение нового священника на приход требует внимания и поддержки, но это ограниченный период, и обычно он проходит в режиме каких-то особых встреч и событий. Татьяна Павловна умела расположить и поддержать нового священнослужителя, оказывая практическую помощь с обустройством, знакомством и общением с интересными и полезными людьми. А потом, когда устанавливается регулярная церковная жизнь, и постепенно вся она сосредотачивается вокруг служб и совершения треб, мудрая женщина не вмешивалась в частности, освобождала от своих забот.

С приездом о. Владимира Георгиевского у Татьяны Павловны появился образованный единомышленник, с которым можно было на равных обсуждать волнующие её вопросы богословия. Татьяна Павловна уверенно разбиралась в этих глубоких проблемах. Как уже упоминалось, она прорабатывала множество книг, поступающих от друзей из многих частей страны. Книги дореволюционного издания переписывали от руки, перепечатывали на пишущей машинке. Так можно было получить четыре копии в закладке листов, проложенных копировальной бумагой. Машинистка осиливала перепечатывание двух экземпляров одной книги. Объём отдельных книг превышал две сотни страниц.

Татьяна Павловна вела обширную переписку с единомышленниками по всей стране и с зарубежными друзьями. Она легко заводила знакомство с туристами, посещающими Байкал. Однажды, перед праздником, я обратил внимание на большой конверт из Ватикана с печатью Папской канцелярии, в нем было поздравление с Пасхальным праздником. Длительная переписка Татьяны Павловны с профессором, доктором химических наук - специалистом в области технологии минеральных удобрений - Николаем Евграфовичем Пестовым и его супругой Зоей Вениаминовной переродилась в близкую дружбу. Выпускник МВТУ, профессор Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, кавалер ордена Ленина, ордена «Трудового Красного Знамени», награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Н.Е. Пестов был замечательным ученым и одновременно богословом, историком Православной Церкви. Н. Е. Пестов - автор многих трудов философского и богословского содержания. В 50-х годах стали появляться сочинения Николая Пестова как христианского писателя. С 1943 года он работал над фундаментальным двухтомным трудом «Современная практика православного благочестия (Опыт христианского миросозерцания)». Книги Н.Е. Пестова стали настольными для многих верующих людей.

«Подвижником земли Русской» называли его почитатели, - и это высокое именование не было преувеличением. Написанные в годы советской власти, в период, когда духовную литературу достать было очень сложно, они печатались в самиздате и расходились большими тиражами среди людей, желающих найти свой путь к Богу. Николай Евграфович, уже в очень преклонных годах, посетил в Листвянке Татьяну Павловну. Они наслаждались длительным общением, впитывая дух тихой, гонимой русской святости, на протяжении всей своей жизни собирая ее крупицы на быстро оскудевающих церковных полях. Николай Евграфович оставил для своей духовной сестры самиздатовские копии своих нравственно-аскетических трудов: «Как творить молитву Иисусову»; «Путь к совершенной радости»; «Христианский брак»; «Что такое пост и как правильно поститься»; «Жизнь для Вечности».

В числе настольных книг с множеством закладок у Татьяны Павловны хранились произведения Феофана Затворника, священника Александра Ельчанинова. Велась обширная переписка со многими современниками, насельниками Троице-Сергиевой лавры: монахом Алипием, архимандритом Макарием, старцем Филадельфом, архимандритом Георгием (Тертышниковым) - они тоже присылали свои труды, и другими. Татьяна Павловна посещала Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии, переписывалась с настоятельницей, игуменьей Варварой.

Посещая Листвянку, автор настоящей работы обязательно посещал Татьяну Павловну. Автор хорошо помнит книжный шкаф, изготовленный на заказ знакомым столяром, заполненный книгами. В большинстве это были «самиздатовские» книги, встречались зарубежные издания ИМКА-Пресс. Перебирая литературу в её книжном шкафу, встречаем произведения прошлого: святителя Ильи Минятия Кефалонитского (греческий автор, издание 1902 г. самиздат), труды о. Павла Флоренского разных лет, святителя Феофана Затворника (в миру Гео́ргий Васильевич Говоров, 1815 – 1894 гг.), священника Александра Ельчанинова. Велась обширная переписка с о. А. Менем, от которого получала работы подвижника иеромонаха Серафима Роуза (англ. Eugene Dennis Rose), священнослужителя Русской Православной Церкви за границей. Среди них: «Православие и религия будущего» (1975); «Вкус истинного православия» (1978); «Православный взгляд на эволюцию» (1978); «Знамения времени» (1980); «Как сегодня быть православным» (1980); «Душа после смерти» (1980); «Тайны книги Апокалипсис» (1980). Книги епископа Нафанаила - он печатался за границей, в издательстве ИМКА-ПРЕСС, много житийной литературы.

Татьяну Павловну заинтересовал подход о. Серафима Роуза, справедливо критиковавшего «нездоровую наукофобию», часто встречающуюся в православных кругах. Он уверенно подходил к изучению современных научных данных, тщательно отделяя факты от научно-философских интерпретаций. Отец Серафим был уверен в том, что истинная наука не может противоречить богооткровенной истине.

Так формировалась твердость убеждений, самодостаточность харизматической личности Татьяны Павловны, объясняется широта и многогранность её внутреннего мира.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

25.09.2020