В работе XI международной конференции Школы философии и культурологии НИУ «ВШЭ» «Способы мысли, пути говорения» принял участие диакон Иркутской епархии Сергий Кульпинов
С 7 по 10 октября 2020 г. в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» прошла XI международная конференция Школы философии и культурологии «Способы мысли, пути говорения». Мероприятие собрало ряд крупных исследователей философии, культурологии, религиоведения и теологии из России, США, Германии и Канады. В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) мероприятие проходило одновременно в очном и дистанционном форматах. Ряд секций проводилось исключительно дистанционно.
В секции «Идея христианского единства в русской мысли XIX – XX в.» в очном формате принял участие штатный клирик храма Казанской иконы Божией Матери г. Иркутска Иркутской епархии, соискатель Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви, диакон Сергий Кульпинов. В своем докладе, озаглавленном «Идея христианского единства в обновленческом богословии первой половины 1920-х гг.», диакон Сергий Кульпинов рассказал о предпосылках и формировании богословия межхристианского единства в обновленческом расколе. Автор обозначил, что прямой связи между устремлениями к христианскому единству в русской философии конца XIX в. и ранними обновленческими идеями не усматривается. В большей мере на идеи обновленцев 1922 – 1923 гг. влиял интернациональный пафос Октябрьской революции. Вместе с тем, радикальные идеи объединения с другими конфессиями выдвигали маргинальные обновленческие группировки, впоследствии не присоединившиеся к учрежденному 8 августа 1923 г. Священному Синоду и не пользовавшиеся значительной поддержкой верующих. Ситуация принципиально изменилась в рамках подготовки к VIII Вселенскому собору, который обновленцы, при поддержки Восточных патриархатов, планировали открыть в Иерусалиме в праздник Троицы 1925 г. В статьях в «Вестнике Священного Синода» вопрос о христианском единстве в свете грядущего собора детально рассматривался с научной точки зрения. Ряд обновленческих богословов подчеркивали, что идеи единства были свойственны, как русской философии, так и западному богословию конца XIX – начала XX в. При этом, выдвигались, как радикальные, так и умеренные концепции единства. В то же время в богословских статьях в «Вестнике Священного Синода» подчеркивалось, что проблема единства христиан актуализировалась в свете вызовов современности и, в первую очередь, в свете борьбы за социалистические достижения.
Доклад вызвал большой интерес слушателей, автор ответил на ряд вопросов, касающихся, в первую очередь, связи обновленческих идей с русской религиозной философией, подчеркнув, что собственно реформирование Церкви по обновленческому сценарию не являлось логическим продолжением чаяний русских философов XIX – первых лет XX в.
Диакон Сергий Кульпинов также принял активное участие в работе секции «Идея христианского единства в русской мысли XIX – XX в.», в частности, в обсуждении докладов, посвященных учению С. Л. Франка, протоиерея С. Н. Булгакова и В. В. Бибихина.
Диакон Сергий Кульпинов