По страницам памяти

По страницам памяти

27 мая - день рождения и день тезоименитства ныне покойного, но всеми известного протоиерея Исидора Зубарского (1910-1999).

Отец Исидор - это имя многое говорит каждому черемховцу, особенно людям старшего поколения.

Сведения о его жизни очень скудны и отрывочны. Основаны они на воспоминаниях самого батюшки, которые дошли до нас в видеозаписи. При жизни батюшка редко кого посвящал в подробности личной жизни из-за своей природной скромности и немногословности.

Родился он 27 мая 1910 года в Западной Украине, был пятым или шестым ребенком в семье. Когда Сидору исполнилось шесть лет, его отдали учиться в монастырскую гимназию. В гимназии он проучился до шестнадцати лет, постигая разные науки, в том числе церковное пение и церковнославянский язык. В этом возрасте уже можно было принять монашество, но в то время были годы жесточайших гонений на Церковь Христову. Об этом периоде батюшка вспоминает, рассказывая о старце-схимнике Андрее из села Синютки, который был лично знаком с отцом Иоанном Кронштадтским. Именно монаха-схимника Андрея спрашивали о дальнейшем жизненном пути Исидора. Монах сказал, чтобы передали юному Исидору: «Время лютое. Гонения. Он не устоит. Пусть остается на хозяйстве при отце, женится».

Исидор поступил по послушанию - вернулся из монастыря в семью, помогать отцу. По послушанию же и женился на Пелагее, которая была старше его на пять лет. Прожили они счастливо вместе всю жизнь, родили трех дочерей и сына.

Началось раскулачивание. Семью Зубарских тоже отправили в ссылку в Сибирь.

Первый пункт прибытия - Канск. Началась ссыльная жизнь в Сибири. Приехали они без документов, поступили в распоряжение ГПУ. Будущий отец Исидор работал истопником в горисполкоме.

Через месяц двадцать четыре семьи ссыльных (всего двести пятьдесят человек) отправили в село Матвеевка на лесозаготовки. Семьи остались в селе, а из трудоспособных ссыльных было сформировано несколько бригад, в каждую из которых входило четверо женщин и двое мужчин. После работы строили бараки. На лесозаготовках возле Матвеевки Исидор вместе с остальными ссыльными пробыл с марта по июль.

После этого их отправили на лесозаготовку под Иркутск в совхоз «Дзержинский», деревня Худяково. Женщины по распоряжению начальства занимались сбором ягод. А мужчины валили лес. На лесозаготовке в «Дзержинском» Исидор с Пелагеей пробыли один год. Потом работали в Иркутске на стройке, два-три месяца работали на железной дороге. Жили в разных бараках: Сидор в мужском, Пелагея в женском.

В это время началась война с фашистами, а для батюшки началась работа в Черемховских угольных шахтах.

Один за другим родились дети, а общего угла у семьи так и не было. Работа в шахтах была исключительно тяжелая. Многие не выдерживали и оканчивали жизнь самоубийством. Отец Исидор вспоминал, что его спасала только вера в Бога. Начальство шахты заметило трудолюбивого и надежного молодого ссыльного, и его стали направлять на ответственные, а порой и опасные участки. Чтобы как-то поощрить молодого рабочего, начальство шахты разрешило Исидору и Пелагее построить свой дом. Строительством дома для своей семьи батюшка занимался сам.

Девятнадцать лет работал Исидор шахтером, на двадцатый год по болезни перевели его на установку креплений. Но болезнь простуженных ног, на которых открылись незаживающие трофические язвы, не позволила работать даже крепежником. Батюшку вывели из шахты, дали вторую группу инвалидности. Дома жена, четверо детей, старенькая мама… Всех нужно было кормить. Начальство шахты каждое воскресенье устраивало воскресники по добыче угля, обещая деньги наличными. Исидор ходил на каждый воскресник, невзирая на больные ноги. И за двадцать вагонеток ему платили пятьдесят рублей. Так и жили. Дети стали подрастать, нужно было их учить.

Первым храмом, который посетил батюшка в ссылке, был Черемховский храм Казанской иконы Божией Матери. Отец Исидор вспоминал, что в этом храме ему не понравился священник. Не понравился тем, что неблагоговейно обошелся с напрестольным крестом (сунул его за голенище сапога). Вскоре церковь закрыли, еще позже - разобрали.

После ходатайства прихожан с благословения Владыки Ювеналия (Килина), Черемховскому приходу было отдано здание маленького магазинчика конской упряжи. Это место алтаря в современном Свято-Никольском храме города Черемхово. Позже к нему были сделаны деревянные пристройки: здание самого храма, притвор, колокольня.

Исидор Зубарский стал прихожанином Свято-Никольского храма. 2 августа 1951 года, в день Илии Пророка, батюшку рукоположили во диакона, а в 1953 году состоялось его рукоположение в сан священника. Сразу после рукоположения священник Исидор был отправлен служить во Владивосток. Позже было служение в Благовещенске, и только потом батюшка вернулся в Черемхово - город, который стал со временем родным для него и его семьи.

Специального семинарского образования у него не было, но это не мешало ему быть хорошим знатоком Священного Писания, очень достойно и ревностно служить Богу, ближним, вникая в их каждодневные нужды.

Язвы на ногах продолжали мучить старца всю жизнь, но он никогда не жаловался и не садился в алтаре во время службы (хотя в некоторые моменты службы это не возбраняется). Отец Исидор не носил ботинок, только сапоги, которые к концу службы наполнялись кровью. А к концу жизни не мог носить уже и сапоги, ходил в широких, специально для него сшитых ботах, в которые он едва втискивал распухшие, перебинтованные, кровоточащие ноги.

Очень мечтал батюшка о храме. Новом, просторном, красивом. Когда было разрешено построить храм, старец был уже в преклонном возрасте. И строительные материалы были завезены на отведенное место. Но бюрократические проволочки и уже старческая немощь, которая не позволила бороться за храм, не позволили пока даже начать строительство здания. Храм в то время так и остался существовать только на бумаге.

За свое нелегкое служение Богу протоиерей Исидор был неоднократно награжден. Среди наград - наперсный крест и митра.

В быту отец Исидор был очень скромен. Украшением его дома были иконы, а также мебель, сделанная руками самого батюшки. От дома до храма он иногда ездил на велосипеде или стареньком мопеде. По характеру был - сама любовь. Всегда готовый помочь, скольких людей он принял, выслушал, утешил!

Вечная память угоднику Божию протоиерею Исидору!

Пресс-служба Иркутской епархии по материалам «Иркутского Вертограда»

27.05.2021