ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КРУГА
Круг казачьего общества ведет дежурный есаулец. На эту должность по предложению атамана выбирают казака, который лучше других знает обычаи и традиции, умеет установить порядок и тишину. В руках у есаульца - нагайка, как символ власти на Круге. Есаулец следит за порядком выступлений на Круге. По традиции казаки голосуют поднятием головных уборов, и только «За» («Любо») или «Против» («Не любо»), воздержавшихся на Кругу не бывает. Есаулец предлагает кандидатуры приставов (2 - 4) для утверждения их Кругом. Приставы обязаны, как и есаулец, иметь нагайку. Задачи приставов, которые находятся во время проведения круга среди казаков, следить за очередностью выступающих, порядком на Круге, не допускать посторонних на Круг, устанавливать тишину, при голосовании вести подсчет голосов. Приставы подчиняются есаульцу и выполняют все его указания. В случае необходимости есаулец имеет право дать команду приставам применить нагайку для наведения порядка на Круге. На Кругу могут присутствовать представители Атаманского правления вышестоящего казачьего общества и почетные гости. Разрешение присутствовать на Круге для гостей-неказаков: как мужчин, так и женщин, голосуется Кругом по предложению атамана в индивидуальном порядке.
Есаулец начинает Круг словами: «Именем Господа Спаса нашего Иисуса Христа», после чего напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения Круга и о своих полномочиях. Затем есаулец спрашивает приставов, сколько казаков на Круге. Приставы докладывают и, если имеется кворум (не менее 2/3 списочного состава казачьего общества), есаулец объявляет: «Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места».
Старики (члены Совета стариков) занимают свои места слева от места атамана напротив аналоя с Крестом и Евангелием, и иконы с образом Пресвятой Троицы, Христа Спасителя, Богородицы или святого - небесного покровителя Общества. Старики обладают правом «вето», полным или частичным, на любое решение Круга, которое может быть преодолено только повторным голосованием. Если старик/старики встали - все обязаны замолчать!
Следом за стариками, справа от места атамана рядом с аналоем занимает свое место окормляющий казачье общество священник. Священник вправе остановить Круг, напомнить атаману или выступающему о нормах христианской морали. Если священник встал - все обязаны замолчать! Если священник вышел из Круга, то все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие стариков, считаются недействительными. Права голоса на Круге священник не имеет (не голосует).
На середину Круга выходит атаман. Казаки приветствуют его троекратными возгласами «Слава атаману!», но головных уборов не снимают (гости-неказаки и штрафованные казаки (временно лишенные права голоса) находятся на Круге только с непокрытыми головами). Крестясь, атаман подходит под благословение священника и целует икону. Поклоном атаман приветствует стариков и казаков, а затем приглашает членов Атаманского правления, представителей Атаманского правления вышестоящего казачьего общества и почетных гостей занять места рядом с собой.
Казаки встают в Круг полукругом лицом к атаману: впереди женатые казаки, за ними неженатые и малолетние: молодые казачата 10 - 12-летнего возраста. За ними места могут занимать места казачки: жены, невесты и сестры казаков (по казачьей традиции женщины правом голоса не наделяются).
Есаулец докладывает атаману о количестве казаков, присутствующих на Круге. Принимается решение - правомочен Круг или нет. Атаман спрашивает: «Так ли господа старики? Так ли братья казаки?» Если ответ утвердительный, вносится знамя (штандарт) Общества. Караул со знаменем (штандартом) становится за аналоем. По команде есаульца казаки встают, снимают головные уборы. Священник читает молитву. После молитвы Круг начинает свою работу.
Благословен Бог наш…Аминь.
Трисвятое по Отче наш…
По возгласе: Тропарь, глас 2:
Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Своей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи и нас от всякаго зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.
Господу помолимся.
Господи помилуй.
Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови благое намерение рабов Твоих сих и дело их еже благополучно начати и без всякаго преткновения к славе Твоей совершити: делателем же благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою Пресвятаго Твоего Духа спешно произвести сотвори, яко Ты еси Творец и Создатель всяческих, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Предстоятель по завершению молитвы занимает заранее приготовленное место справа от аналоя с Крестом и Евангелием.)
Атаман предлагает на утверждение Круга кандидатуру писаря, который ведет запись, и повестку дня.
Каждый выступающий на Круге, выходя на середину, снимает головной убор, подходит под благословение священника, целует икону и кланяется старикам, атаману и всем казакам. Головной убор надевается, только закончив выступление; если он не надет, значит, выступающий не все сказал. Есаулец имеет право прервать выступление (в случае если выступающий говорит не по делу или нарушает регламент) словами «Кройсь» и проводить из Круга. Решения Круга принимаются открытым голосованием, большинством голосов от общего числа казаков и оформляются письменно.
При принятии решений, перед голосованием по каждому вопросу, чтобы уточнить, за что будет голосование, атаман спрашивает казаков: «Так ли, господа старики? Так ли, братья казаки?» После голосования писарь зачитывает решение, а атаман уточняет: «Так и запишем?» В случае утвердительного ответа, решение имеет силу закона и беспрекословно выполняется. До следующего Круга это решение не только не может быть отменено, но и обсуждаться на сходах или каких-либо других собраниях.
Когда Круг заканчивает свою работу, по приказу атамана писарь зачитывает его запись. Есаулец спрашивает: «Так ли, господа старики? Так ли, братья казаки?». После утвердительного ответа, Круг заканчивается молитвой.
Тропарь, глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.
Господу помолимся.
Господи помилуй.
Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих, на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля, славим, хвалим, поем и величаем и, припадающе, паки благодарим. Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя Церковь Твою Святую и град сей, от всякаго злаго обстояния избавляя и мир и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподобиши: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков.
Достойно есть...
Господи помилуй (трижды)
Благослови.
Отпуст.
ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО КРУГА
(Чинопоследование такое же как и в общем порядке ведения казачьего круга)
Учредительный круг казачьего общества ведется обычным порядком со следующими отличиями:
начинает работу Круга и предлагает кандидатуры дежурного есаульца и писаря наказной атаман (руководитель организационной группы);
место членов Совета стариков занимают старейшие из присутствующих казаков;
на Круг приглашается священник, которого казаки собираются просить стать их духовным отцом - окормлять казачье общество;
место членов Атаманского правления могут занимать члены организационной группы.
На Учредительном круге должны быть приняты следующие решения:
- о создании казачьего общества;
- о принятии Устава казачьего общества;
- об избрании Атамана общества и его Товарища;
- о количественном составе Атаманского правления;
- об избрании Контрольно-ревизионной комиссии;
- об избрании Совета стариков (старейшин);
- об избрании Суда чести;
- о вхождении в вышестоящее казачье общество.
Порядок выборов и приведения к присяге Атамана см. отдельно.
При выборах Товарища атамана кандидаты, выдвинутые казаками, выходят в Круг, снимают головной убор, подходят под благословение священника, целуют икону, кланяются старикам и всем казакам и отвечают на вопросы казаков. Голосование проводится по каждой кандидатуре в отдельности: есаулец встает слева от кандидата, кладет правую руку на его плечо и спрашивает: «Братья казаки, люб ли вам такой-то товарищем атамана?». Набравший наибольшее количество голосов, даже с преимуществом в один голос, считается избранным и благодарит Круг. Для принятия решения о количественном составе Атаманского правления есаулец передает слово избранному атаману. Атаман может перечислить должности (Писарь, Казначей и иные), которые он считает необходимым включить в состав правления, или просто назвать количество. Члены правления не избираются Кругом персонально, а назначаются атаманом. Атаман своею волей может заменить не справившегося со службой (именно «службой» -термин «работа» в казачьей и православной традиции означает «рабство», т.е. труд по принуждению, что для казаков неприемлемо, т.к. казаки - люди вольные и несут свою службу по доброй воле в соответствии с Божьими заповедями и обычаями, установленными предками) или по каким-то иным причинам не могущим быть более в правлении казака, не собирая Круг. Освобожденный член правления не имеет права вступать в спор с атаманом, а может высказать свое несогласие только в момент очередного или досрочного его переизбрания. При избрании Совета стариков (старейшин) есаулец называет имена наиболее уважаемых стариков, которые встают и кланяются Кругу, и спрашивает: «Братья казаки, достоин ли такой-то быть в Совете стариков?». В случае утвердительного ответа, данный кандидат считается избранным. Как правило, решением Круга, исполнение функций Контрольно-ревизионной комиссии и Суда чести Общества возлагаются на Совет стариков (старейшин).Круг заканчивается обычным порядком: чтением записи Круга, ее утверждением и молитвой.
Тропарь, глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.
Господу помолимся.
Господи помилуй.
Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих, на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля, славим, хвалим, поем и величаем и, припадающе, паки благодарим. Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя Церковь Твою Святую и град сей, от всякаго злаго обстояния избавляя и мир и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподобиши: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков.
Достойно есть...
Господи помилуй (трижды)
Благослови.
Отпуст.
В день Круга или на следующий товарищ атамана, члены Совета стариков (старейшин) и назначенные члены атаманского правления идут в Храм к исповеди и причастию, после чего считаются приведенными к Присяге и могут приступать к исполнению своих обязанностей.
ПОРЯДОК
ВЫБОРОВ И ПРИВЕДЕНИЯ К ПРИСЯГЕ АТАМАНА
Атамана казачьего общества выбирают открытым голосованием (тайное голосование, равно как и заглазные разговоры, считаются несовместимыми с казачьей честью). По разрешению есаульца казаки выходят в Круг и рекомендуют кандидатов на должность атамана. Сам себя рекомендовать казак не имеет права. Кандидатами могут быть казаки не моложе 30 лет и не старше 60 лет, пользующиеся доверием и уважением, обладающие организаторскими способностями, высокой нравственностью и имеющие опыт управленческой работы. Все, кого называют, сняв головной убор, садятся рядом со священником на отдельную скамью.(находящуюся в особо отведенном месте) В продолжение всех выборов они сидят с непокрытыми головами.
При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов проводится по каждому в отдельности, даже если за него голосует только один выдвигавший. Кандидат, перед голосованием за его кандидатуру, выходит на середину Круга, снимает головной убор, подходит под благословение священника, целует икону, кланяется старикам и всем казакам и зачитывает свою программу или берет самоотвод.
Есаулец встает слева от кандидата, кладет правую руку на его плечо и спрашивает: «Братья казаки, люб ли вам такой-то атаманом?». Приставы считают голоса. Набравший наибольшее количество голосов, даже с преимуществом в один голос, считается избранным. Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывается на несколько дней, и затем проводится снова по всему ритуалу от чтения молитвы.
Благословен Бог наш…Аминь.
Трисвятое по Отче наш…
По возгласе: Тропарь, глас 2:
Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Своей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи и нас от всякаго зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.
Господу помолимся.
Господи помилуй.
Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови благое намерение рабов Твоих сих и дело их еже благополучно начати и без всякаго преткновения к славе Твоей совершити: делателем же благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою Пресвятаго Твоего Духа спешно произвести сотвори, яко Ты еси Творец и Создатель всяческих, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
После объявления Есаульца: «Братья казаки, наибольшее число голосов отдано такому-то», два пристава ведут, держа за руки, избранного атамана к Присяге. На время присяги атамана все женщины с Круга удаляются.
По казачьей традиции нельзя касаться голой рукою голой руки или щеки атамана, так как считается, что так он может потерять особую силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Поэтому один пристав держит атамана за левый рукав выше локтя - левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом запястье левой руки пристава. Второй пристав держит Атамана за правый рукав выше локтя - правая рука атамана лежит на укрытом обшлагом запястье правой руки пристава. Фигура, таким образом, напоминает крест.
Приставы снимают с атамана мундир и расстегивают рубаху так, чтобы был виден нательный крест, который есаулец должен показать казакам с объявлением: «Православный!»
Казаки отвечают криком «Любо», и все, если сидели, встают. Атаман, стоя лицом к казакам, произносит слова Присяги:
«На Христовом Животворящем Кресте,
На Священном писании присягаю.
Служить верно, не щадя головы и живота своего.
Беречь казачью честь.
Приумножать достояние такой-то станицы (хутора).
Беречь казаков!
Я - ваш отец. Вы - мои дети!»
Священник находится рядом с аналоем. Приставы подводят атамана к священнику под благословение, атаман целует Крест, лежащее на аналое Евангелие и икону.
После этого атаман, ведомый приставами, выходит на середину круга и кланяется в пояс старикам и Кругу. Старики и казаки кланяются в ответ на поклоны атамана. Старейший из казаков трижды сечет его нагайкой по спине.
Приставы надевают на атамана мундир, один из стариков одевает атаману через правое плечо шашку, другой - повязывает через левое плечо полотенце (символы военной и хозяйственной деятельности; перекрещенные перевязи означат защиту правления атамана Христом).
Представителем Атаманского правления вышестоящего казачьего общества (старейшим казаком Общества) атаману может вручаться булава (пернач) - символ атаманской власти. Вручающий может сказать несколько слов напутствия или приветствия атаману. Атаман, принимая пернач, целует его и трижды целуется с вручившим.
Есаулец торжественно надевает на голову атамана головной убор - папаху, и командует: «Перед Атаманом шапки долой!».
Все, кроме представителей Атаманского правления вышестоящего казачьего общества и казаков, не являющихся членами данного казачьего общества, снимают головные уборы. Этот момент считается присягой Круга казачьего общества на полное и беспрекословное подчинение атаману.
После этого все присутствующие на Круге казаки должны подойти к крестному целованию. По окончании целования:
Тропарь, глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших, славяще Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю, Спасе наш, слава Тебе.
Господу помолимся.
Господи помилуй.
Молитва:
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякаго милосердия и щедрот, Егоже милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающе, со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих, на рабех Твоих бывших, ныне смиренно приносяще, яко Господа, Владыку и Благодетеля, славим, хвалим, поем и величаем и, припадающе, паки благодарим. Твое безмерное и неизреченное милосердие смиренно моляще. Да якоже ныне моления рабов Твоих прияти и милостивно исполнити сподобил еси, и во предняя Церковь Твою Святую и град сей, от всякаго злаго обстояния избавляя и мир и безмятежие тем даруя, Тебе со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом во Единем Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспети сподобиши: Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков.
Достойно есть...
Господи помилуй (трижды)
Благослови.
Отпуст.
ПОРЯДОК
ПЕРЕВЫБОРОВ АТАМАНА
(см. порядок общего проведения казачьего круга)
Перевыборы атамана казачьего общества проводятся по окончании атаманского срока или по требованию не менее 2/3 списочного состава Общества.
Отчетно-выборный круг казачьего общества начинается обычным порядком с одним отличием: атаман, выступая с отчетным докладом, должен быть без головного убора. Без головных уборов сидит и все Атаманское правление, которое делит с атаманом в равной мере все успехи и неудачи.
После доклада атаман торжественно отдает председателю Совета стариков (старейшин) знаки атаманской власти - булаву (пернач), шашку и печать Общества. Затем снимает мундир и садится на табуретку в центре Круга в одной рубахе (белой) так, чтобы был виден нательный крест (обвинители не должны забывать, что перед ними их брат - христианин). Есаулец завязывает ему голову башлыком и стягивает руки за спиною полотенцем.
Выступающие вычитывают вины и заслуги атамана (ритуал вычитывания вин), памятуя, что всякое ложное обвинение или обвинение, признанное Кругом не доказанным, будет обращено против них. Обвинение и спор об атамане может длиться не более трех часов. Оно может быть прервано, если атаману стало плохо (правда, это добавляет козырей его противникам, которые могут обвинить его в слабосилии). Против обвинений может выступить любой казак, но не сам атаман, который обязан молчать в продолжение всего разбирательства. Если серьезных обвинений против атамана не выдвинуто, то есаулец развязывает ему руки, снимает башлык и троекратно целует. Атаман облачается в обычный мундир, кроется обычной казачьей шапкой и становится (усаживается) в ряды казаков, с ним же следует и все правление. Большинство на Кругу может сразу потребовать переизбрания атамана на новый срок (иные кандидатуры не выдвигаются). Тогда старики не отпускают атамана из Круга, возвращают знаки атаманской власти и троекратно целуют.
В противном случае идет выдвижение кандидатов, которым руководит есаулец. В их числе может быть и только что окончивший свой срок атаман. Он выдвигается на общих основаниях и занимает место без головного убора на скамье кандидатов. Далее выборы атамана проходят обычным порядком, с той только разницей, что избранный на второй или третий срок атаман к Присяге не приводится, а только целует Крест, Евангелие и освященное в церкви знамя (штандарт) Общества.По окончании троекратного срока правления, когда атаман больше не может быть переизбран, ритуала вычитывания вин не проводится. Наоборот, старики, священник и казаки благодарят атамана, дарят ему памятные подарки, целуют и говорят только похвалы. Просчеты прежнего атамана могут быть упомянуты только в наказах вновь избранному.
ПОРЯДОК
ЦЕРЕМОНИИ ПРИБИВКИ И ОСВЯЩЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО ЗНАМЕНИ/ШТАНДАРТА
Церемония прибивки Казачьего знамени/штандарта производится в торжественной обстановке на Кругу казачьего общества. На церемонии кроме казаков обязательно присутствует окормляющий священник, также могут присутствовать представители Атаманского правления вышестоящего казачьего общества и почетные гости.
Древко знамени/штандарта с надетым на него полотнищем в развернутом виде, размещается на столе, накрытом сукном. Надевание полотнища на древко, крепление к древку навершия, скобы и подтока организуются атаманом Общества до проведения церемонии. Знамя/штандарт удерживается за полотнище Хорунжим, а у навершия и подтока -Подхорунжими. Хорунжий - знаменщик Общества, и два Подхорунжих - ассистента знаменщика, избираются Кругом заранее на определенный срок; казачьи чины Хорунжего и Подхорунжих значения не имеют. Хорунжий вместе с Атаманом несет персональную ответственность за знамя/штандарт Общества. Знаменные гвозди заранее заколачиваются в древко на две трети их длины примерно через каждые 3 - 4 см. На столе рядом с навершием размещается поднос с молотком и запасом знаменных гвоздей. Перед прибивкой знамени/штандарта молоток и гвозди могут быть освящены в церкви; после церемонии молоток и поднос, на котором он лежал, могут быть помещены в музей Общества или храниться на почетном месте в помещении Атаманского правления/штаба.
Для проведения церемонии казаки выстраиваются вокруг стола со знаменем/штандартом в следующем порядке: слева от атамана занимают места старики; справа - священник и гости; казаки встают между: впереди женатые, за ними неженатые, за ними казачки и молодые казачата. Гости-неказаки и штрафованные казаки (временно лишенные права голоса) стоят с непокрытыми головами.
Атаман выходит к столу со знаменем/штандартом и, сняв головной убор, произносит речь о высокой чести иметь своё знамя/штандарт, о единении вокруг него всех казаков Общества как перед всеобщей святыней - символом доблести и традиций предков, их славного боевого прошлого, а также читает приказ атамана вышестоящего казачьего общества об утверждении знамени/штандарта.
Атаман приглашает к столу старейшего казака, который, прочитав молитву «Отче наш», забивает до конца в древко первый ближайший к навершию гвоздь. Далее атаман приглашает по старшинству в порядке убывания представителей Атаманского правления вышестоящего казачьего общества, почетных гостей, стариков и лучших казаков, каждый из которых, подойдя к столу, забивает до конца в древко ближайший к навершию незабитый гвоздь. Объявление следующего участника церемонии происходит сразу после того, как очередной гвоздь забит в древко. Молоток передается участниками церемонии из рук в руки. Последний гвоздь вбивает обязательно атаман Общества, он же забивает все оставшиеся незабитыми гвозди, если участников церемонии оказалось меньше чем гвоздей.
После окончания церемонии прибивки Казачьего знамени/штандарта казаки строем идут в свой Храм. Впереди - атаман Общества, за ним в трех шагах - Хорунжий со знаменем/штандартом на левом плече (справа и слева от него следуют Подхорунжие). Представители Атаманского правления вышестоящего казачьего общества и почетные гости идут за строем.
В Храме окормляющий казачье общество священник служит благодарственный молебен, на котором провозглашается многолетие всем казакам России, казакам вышестоящего и данного казачьего общества, и совершает чин освящения знамени/штандарта. Атаман, старейший казак Общества и представитель Атаманского правления вышестоящего казачьего общества держат полотнище знамени/штандарта, в то время как священник кропит его святой водой; по старой казачьей традиции для окропления святой водой священник может использовать кропило из живых цветов. По окончании службы представитель Атаманского правления вышестоящего казачьего общества или, при его отсутствии, старейший казак Общества вручает освященное знамя/штандарт коленопреклонённому атаману Общества, который, поцеловав, передает его в свою очередь, также коленопреклонённому Хорунжему. Затем все казаки подходят к знамени/штандарту и, встав на одно колено, целуют полотнище. Этот момент считается присягой новому Казачьему знамени/штандарту Общества.
Освященное Казачье знамя/штандарт всегда хранится в свернутом состоянии, в чехле, в алтаре Храма Общества или помещении Атаманского правления/штаба, где в этом случае устанавливается круглосуточный пост. Неосвященное Казачье знамя/штандарт (копия) может находиться в помещении Атаманского правления/штаба в развернутом виде; круглосуточный пост в этом случае не выставляется.
Старое знамя/штандарт Общества (если таковое имеется) во время церемонии прибивки полотнища нового находится на Кругу и размещается за атаманом. Знаменщиком к нему назначается один из Подхорунжих, а ассистентами - лучшие казаки Общества. После окончания церемонии старое знамя/штандарт уносится на место постоянного хранения: в музей Общества или в Храм. В Храм старое знамя/штандарт вносится только после окончания молебна и освящения нового.
ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ПРИВЕДЕНИЯ К ПРИСЯГЕ КАЗАКА(КАЗАЧКИ).
(В ХРАМЕ)
В назначенное время казаки прибывают в церковь (войсковой храм) в обязательном составе атамана казачьего общества, старейшин и новых членов этого общества. Священник совершает краткий молебен перед началом доброго делания, читается молитва «На доброе дело». По совершении молебна и чтения молитвы священник восходит на амвон с крестом в руках. Слева от амвона выстраивается знаменная группа со знаменем войска. С правой стороны амвона находится атаман и действующие казаки. Присягающие находятся по центру храма.Затем кто-либо из особо заслуженных казаков зачитывает текст присяги, (рекомендуемый текст прилагается), после чего каждый из принимаемых в казачье общество подходит к священнику, целуя крест. Священник кропит его святой водой. Принявший присягу крестится и целует Святое Евангелие на аналое. Затем подходит к казачьему знамени, становится на правое колено и целует его край. (Предварительная забота атаманов выяснить, все ли принимающие присягу казаки крещены в Православии). После того, как все присягавшие выстраиваются по правую сторону от амвона, священник обращается к казакам со словом назидания. По левую сторону амвона находятся почетные гости и другие присутствующие.Атаман поздравляет новых членов казачьего общества.
Рекомендовать принятие присяги казаками в войсковой праздник, в день Православного казачества – праздник Донской иконы Божьей Матери.
Проект
ПРИСЯГА КАЗАКА
Я, (фамилия, имя, отчество), пред Честным Крестом и Святым Евангелием присягаю:
Верой и правдой служить Отечеству, Церкви Православной, честному казачеству, свято хранить добрые казачьи традиции и обычаи. Защищать их в годину брани, не щадя живота своего.
Не за страх, а по совести выполнять возложенные на меня обязанности, подчиняться законной Власти, Атаману, Священноначалию, а данные мне права и власть не употреблять во зло.
Боже Милосердный, буди мне помощником и заступником в несении служения моего!
Присяга принята в _________________________ казачьем обществе «___»____________20___г.