Протоиерей Александр Новопашин,
О деятельности современных тоталитарных деструктивных культов в России в рамках проведения реабилитационной работы с наркозависимыми лицами
Доклад на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях …
Доклад прозвучал в рамках конференции «Духовная и медицинская помощь в преодолении пороков наркозависимости, пьянства и табакокурения»
Сегодня уже говорилось, что Русская Православная Церковь вместе с правоохранительными, социальными, общественными и медицинскими учреждениями активно противостоит распространению наркомании в стране. Церковью разработаны и реализуются проекты по предупреждению порока, одним из таких проектов является учреждение православных реабилитационных общин и центров для наркозависимых. В то же время появилось немало центров, учредители которых заявляют, что они «лечат верой» и, нередко представляются при этом «русскими христианами», неопротестантами, иногда просто протестантами. Но это все ложь. На само деле это неохаризматы, или неопятидесятники - называйте как хотите. Никакого отношения к русской вере они не имеют. И к протестантизму - тоже.
Если кто-то использует термин «протестантизм», то его надо относить исключительно к кальвинистам, лютеранам и меннонитам. А все остальные могут быть кем угодно, но к классическому протестантизму они отношения не имеют. Настоящие протестанты также подобные организации протестантскими не признают. Более того, представители классического пятидесятничества, возникшего в начале XX века, считают такие общины еретическими, заявляя, что они компрометируют все пятидесятничество. В июле 2003 года Генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Конрад Райзер, лютеранский пастор, признал, что между традиционными протестантскими конфессиями и такими новыми движениями существуют значительные различия. Уполномоченный по проблемам сект Берлинско-Брандербургской лютеранской Церкви, вице-президент Международного Центра «Диалог» из Германии, Томас Гандоу утверждает: «Учение «Движения веры» - это внеконфессиональное движение. У него свое особое богословие, теология и свое собственное учение, которое не то, что протестантским, его и христианским назвать нельзя. Все эти учения - не только лжеучения, но они крайне вредоносны по своей природе. Есть мнение, что это учение неопятидесятников сравнимо с вирусом иммунодефицита».
В Новосибирске хорошо известны неопятидесятнические антинаркотические центры «Новое поколение», «Новосибирск без наркотиков», «Эммануил», благотворительный фонд «Ответственность» (среди его основателей - организация «Краеугольный Камень», а в ее активе такие акции, как «Молодежь против наркотиков», «Я выбираю жизнь», «Выход есть», «Чужих детей нет» и др.). Периодически возникают слухи о потрясающих массовых исцелениях, совершающихся в сектантских реабилитационных центрах, искусно распространяемых самими адептами секты. Но еще чаще всплывают факты преступных деяний сектантов, сопровождающиеся скандальными подробностями. И несмотря на это нередко приходиться слышать (в том числе от сотрудников Госнарконтроля!) и такие рассуждения: «Да пусть уж лучше будут сектантами, чем наркоманами!». Насколько справедливо это утверждение и насколько безопасны практики т. н. реабилитации в подобных структурах? Постараемся в этом разобраться.
В 2005 году в Саратове состоялась международная конференция «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма», организованная Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского при поддержке администрации Саратовской области и города Саратова. Это была первая научно-практическая религиоведческая конференция, внимание которой целиком и полностью было посвящено разрушительному воздействию неопятидесятнических культов на душевное и физическое здоровье людей. В работе конференции принимали участие исследователи неопятидесятнических сект из Швеции, Германии, Санкт-Петербурга, Ярославля, Новосибирска и других городов России. В Итоговом документе конференции говорится: «Мы заявляем об опасности, исходящей от деструктивных сект, исповедующих неопятидесятническое учение. Их деятельность представляет собой агрессивную экспансию, наносит вред физическому и духовному здоровью людей, провоцирует религиозно-политический экстремизм, создает угрозу семье, обществу и государству».
Об опасности неопятидесятнического движения для здоровья человека предупреждают и такие известные во всем мире психиатры, как бывший министр здравоохранения Швеции Пэр Свартлинг и его супруга Гутрун - мне доводилось неоднократно встречаться с ними на конференциях. Исследуя психическое здоровье нескольких десятков человек - адептов тоталитарной неопятидесятнической секты «Движение Веры» (напомню, что у нас она зарегистрирована под именем «Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РосХВЕ)» и возглавляется так называемым «епископом» Сергеем Ряховским), ученые обнаружили, что 93%сектантов испытывают панические страхи, 86% страдают нарушением сна, 88% испытывают чувство опустошенности, 75% имеют трудности с концентрацией внимания, 77% боятся потерять разум, 60% отмечали в себе чувство потери личности. Каждый четвертый опрошенный предпринял попытку самоубийства, у остальных в большинстве своем такие мысли уже начали появляться.
15 декабря 2007 года в Национальном научном центре наркологии (г. Москва) прошло заседание круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви». Одним из обсуждаемых вопросов круглого стола стал вопрос о псевдореабилитационной деятельности современных религиозных новообразований (тоталитарных деструктивных культов) на территории России, которые под прикрытием заботы о психическом и телесном здоровье лиц, злоупотребляющих теми или иными психоактивными веществами, по сути, занимаются вербовкой в свои организации. В тексте итоговой резолюции круглого стола было отмечено следующее: «...необходимо, чтобы специалисты в области психического здоровья обратили внимание на членов тоталитарных культов. Люди, у которых до автоматизма выработана привычка к длительным служениям и ритуальным песнопениям под громкую ритмичную и мелодичную музыку, циклично заменяемую на тихую и спокойную (что усиливает внушаемость адептов), дополненную крайне эмоциональными проповедями ораторов с цитированием фрагментов из Библии, испытывают резко выраженную психическую зависимость от используемых технологий контроля над их сознанием. То есть желание вновь и вновь посещать подобные мероприятия, активно участвовать в них. Особенно преуспевают в открытии и пропаганде своих многочисленных центров «духовного восстановления и оздоровления» так называемые неопятидесятники и сайентологи (о сайентологах я скажу немного позже), нашедшие поддержку у недобросовестных иностранных и отечественных политиков, депутатов Государственной Думы Российской Федерации (РФ), членов Общественной палаты РФ и их помощников, медицинских работников, журналистов и в некоторых случаях отдельных высокопоставленных сотрудников правоохранительных структур... Появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что многократное посещение массовых собраний харизматических неопятидесятнических объединений... может способствовать росту психической патологии у лиц, принимающих в них наиболее активное участие. [Итоговая резолюция круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Москва, 15.12.2007 г.].
Ещё в 50-х годах прошлого века английский психиатр Хамфри Осмонд (его называют пионером изучения ЛСД) обратил внимание на близкое по химическому составу сходство мескалина (одного из самых мощных галлюциногенов, способных в микродозах вызвать сильные галлюцинаторные переживания) и адреналина - гормона, выбрасываемого в кровь при любом (положительном или отрицательном) стрессе. (Кстати, LSD также имеет с ними общие структурные биохимические связи). Позже было открыто, что вещество адренохром, продукт распада адреналина, в повышенных концентрациях вызывает ряд симптомов, наблюдаемых при отравлении мескалином. Другими словами, каждый из нас способен производить химическое вещество, микроскопические дозы которого, как показано в современных исследованиях, приводят к глубоким изменениям в сознании. Это вещество в гораздо большей концентрации преобразуется в организме из адреналина, при помощи определенных психотехник, в процессе активного участия в собраниях неопятидесятников-харизматов. Специально для достижения данного эффекта на таких мероприятиях используется набор инструментов для рок-музыки: ритм-секция с большим количеством ударных инструментов, электрогитары, синтезаторы, аппаратура, дополнительно усиливающая звуковое сопровождение со специальными электронными акустическим эффектами. У посетителей столь своеобразных мероприятий возникает ощущение, сходное, в частности, с тем, которое испытывает потребитель наркотиков, принимая дозу синтетического галлюциногена.
Ведущий российский научный эксперт в области оценки деятельности современных религиозных новообразований, профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Фёдор Викторович Кондратьев, в своей статье «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект» пишет: «Деструктивные культы - это такие группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, контролируют мысли, чувства и поведение своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы. Большинство из них используют религиозное прикрытие, то есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные и даже группы по избавлению от алкоголя и наркотиков, в которых одна форма зависимости просто заменяется другой». [Кондратьев Ф.В, Волков Е.Н. «Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект»].
Итак, «освобождаясь» от тяги к наркотикам, человек приобретает зависимость от псевдомолитвенного состояния, к которому его приобщили, и становится рабом секты. Об этом и пишет в своей монографии «Виды социально значимого поведения, связанного с религиозностью человека (судебно психиатрический аспект)» профессор Ф.В. Кондратьев: «Анализ случаев развития синдрома зависимости и его использования тоталитарными сектами позволяет увидеть их определенное сходство с практикой формирования и ИСПОЛЬЗОВАНИЯ этого синдрома наркомафией. В равной степени и секты, и наркомафия используют исходно неблагоприятный психологический фон в форме духовной опустошенности и личностной надломленности; и те и другие сначала завлекают в свое лоно бескорыстно, обещая простое и быстрое разрешение всех личностных проблем; добиваются развития синдрома зависимости и в последующем жестко его эксплуатируют». Впрочем, данный вопрос уже выходит за рамки наркологии - это уже вопрос национальной безопасности.
Теперь, как я уже и обещал, несколько слов о секте сайентологов, которые также занимаются реабилитацией (псевдореабилитацией!) наркозависимых. Недавно вся страна узнала как «молятся» в секте неопятидесятников - по одному из центральному телеканалов был показан фильм, сделанный скрытой камерой во время одного из так называемого «богослужения» сектантства. То, что увидели зрители на экране - не для слабонервных. Люди бились в истерике, катались по полу в конвульсиях, кричали, смеялись, плакали... Так вот! Сайентологические сеансы по силе своего воздействия превосходят собрания пятидесятников в несколько раз! Если вы увидите сайентологов на занятиях, то, думаю, будете поражены не меньше.
Согласно лингвистической и психолого-психиатрической экспертизе, сайентологическая литература и специальные сайентологические психотехники способны нанести вред психическому здоровью граждан, могут привести к дезориентации, суицидальному поведению и насильственным действиям в отношении других людей. Все технологии секты направлены на выжимание у людей денег через подлоги и вымогательства. Свою преступную деятельность сайентологи осуществляют через ряд организщаций, таких как «Центр Дианетика» (сайентологические семинары и практики), «WISE» (сайентологические бизнес-технологии), «Криминон» (оказание помощи лицам, освободившимся из мест заключения), «Нарконон» (реабилитация наркозависимых).
Я хорошо знаком с Джеральдом Армстронгом, бывшим личным архивистом основателя сайентологической секты Рона Хаббарда. Джеральд всегда говорил, а недавно официально заявил, что - цитирую: «Сайентология - это на 100% американская раковая опухоль, потому что в Россию приказы приходят из США, а собранная сайентологическими шпионами информация перетекает из России в США».
В марте 2006 года в Брюсселе прошла международная конференция «Интернационализация культов. Опасность правам человека в Европе», организованная Европейской федерацией центров по сбору и распространению информации по деструктивным культам (FECRIS). В своем выступлении на этой конференции известный адвокат, член парламента Бельгии, руководитель Бельгийской парламентской комиссии по нелегальной деятельности сект (в эту комиссию входят представители всех бельгийских партий) Серж Моро сказал, что «Американское посольство в Бельгии имеет указание защищать интересы сайентологов. Сотрудничество сайентологии с ЦРУ сейчас является практически доказанным фактом».
В завершение, я хотел бы вновь повторить фразу, которая уже неоднократно звучала в этих стенах. Сегодня число погибших от наркотиков сопоставимо с потерями в кровопролитной войне, причем гибнет самая молодая и трудоспособная часть российского общества - и в этом заключается главная угроза для России.
B этот страшный час Русская Православная Церковь не может не возвысить свой голос против наркотического засилья. Однако следует понимать, что наркомания - это проблема не столько медицинская, правовая или социальная, сколько ДУХОВНАЯ. Не случайно только те, в ком на личном уровне совершилось духовное прозрение, кто обрел прочную духовную основу в своей жизни, обретают и спасение. Но в веру нельзя никого обратить насильно. Даже наркомана, уже почуявшего свою гибель, нельзя привести в церковь и «насильно» спасти.
Православие - это выбор свободного человека. И сделав этот выбор, человек получает необыкновенные силы для борьбы со злом внутри себя. В России вот уже десяток лет ищут национальную идею. Если поиски ее будут продолжаться вне контекста национальной русской истории, вне духовных основ Православия, то искать можно бесконечно долго. Нам не найти ничего другого, кроме того, что дано России Богом. Необходима прочная государственная идеология, основанная на здравом мироощущении, крепкий духовный фундамент, способный выдержать такую величину, как Россия со всеми ее проблемами, новыми и старыми болезнями. Нужна сила, могущая оградить человека от зла, расползающегося чернильным пятном по нашей земле. Такой силой несомненно является ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА.
Спаси Господи за возможность участия в этом заседании!
P.S. 17.01.10 в Центр обратился Илья, который проходил на протяжении 3-х месяцев уходящего 2009 года реабилитацию от алкогольной зависимости в реабилитационном центре «Новое поколение» в Огурцово, находящийся под патронажем пастора Алексея Скирдо. Он сообщил, что подвергся жесткому давлению со стороны руководства центра, которое пыталось навязать ему сектантскую доктрину. До того, как он попал к сектантам, он некоторое время жил при православном монастыре, проходил курс реабилитации в Православном реабилитационном центре во имя Серафима Саровского. Отказ от участия в сектантских молитвах означал наказание в виде избиения и заключения в наручники. По его признанию особенно страшно было ему тогда, когда приходилось участвовать в сектантском бесновании. По его собственному признанию по временам, когда останавливалась его личная молитва, он испытывал состояния, когда начинает непроизвольно двигаться тело. Ощущения как будто тебя начинают ломать. Эти состояния он сравнил с теми, которые испытывал он во время алкогольного абстинентного синдрома.
Помимо прочего он стал свидетелем того, как организация забирает по навету родственников людей, не имеющих отношения ни к алкогольной зависимости, ни к наркотической. В одном случае это была женщина 25 лет, во втором женщина 62-х лет. В настоящее время он обратился в центр противодействия экстремизму и написал заявление в прокуратуру Центрального района г. Новосибирска.
Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, директор центра реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского, директор Новосибирского отделения МОО «Центр религиоведческих исследований», руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского г. Новосибирска