В храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии создано общество трезвости
20 ноября 2013 года по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима в Иркутске при приходе свт. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии создано общество трезвости в честь иконы Божией Матери именуемой «Неупиваемая Чаша».
27 ноября после вечернего богослуженияна приходе был совершен чин принятияобета трезвости. Несколько десятков прихожан, воспитанники Православного Душепопечительского центра и представители общественных организаций, занимающихся трезвенническим движением, приняли участие в совместном молебном пении. В заключение молебна желающие люди дали обет трезвости на Рождественский пост. Надо заметить, что среди них есть те, кто уже долгое время ведут трезвый образ жизни. Клирики прихода, - настоятель отец Владимир и отец Николай так же приняли обет трезвости.
В ближайшее время в храме будет работать группа поддержки для людей, страдающих алкогольной зависимостью, призванная помочь найти смысл жизни в истинной свободе, которая, как говорит апостол Павел, есть свобода от греха.
Душепопечительский центр во имя святителя Иннокентия Иркутского
Протоиерей Илья Шугаев
Обет трезвости в приходской практике православного пастыря
В последнем номере Московских Епархиальных ведомостей была опубликована статья протоиерея Валентина Жохова об обетах трезвости в приходской практике. Эта статья с печалью была встречена многими священниками-трезвенниками, прежде всего теми, кто возглавляет приходские общества трезвости и кто сам близко знаком с практикой обетов трезвости. Отец Валентин предостерегает священников от широкого распространения обетов трезвости, ярко описывая возможных пагубных последствий. Уверен, что это связано с тем, сам отец Валентин не столь хорошо знаком с обетами трезвости, поскольку область его интересов – это малые социальные группы по адаптации к трезвой жизни, среди которых практика обетов не распространена. Данная статья есть попытка ответить на тревогу, которую выражал отец Валентин, с точки зрения тех обществ, где обеты принимаются.
Кратко изложим мысли отца Валентина:
1) обеты трезвости – это«стихийно возникшая пастырская практика, душеспасительные плоды которой остались неизвестными».
2) прихожане-алкоголики«питают надежды основать на этом молитвенном последовании церковную систему противодействия народному пьянству», то есть относятся к нему магически.
3) чин обета трезвости малоизвестен и мало распространен, а также нет свидетельств, что он играл важную роль утверждении трезвости в конце XIX – начале XX века .
4) обеты входят в церковные таинства – в Крещение, Покаяние, монашеский постриг и т.д. Все эти обеты давались добровольно, в то время как обет трезвости дается под угрозой смерти человека от алкоголя.
5) обеты церковные даются на определенной ступени личной нравственной свободы, а обет трезвости в состоянии нравственной неустойчивости.
Отсюда опасности:
a) это почва для магического восприятия обета
b) большая вероятность срыва,поскольку человек еще не имеет сил для исполнения обета, что наносит лишнюю душевную травму.
c) возможна победа над страстью пьянства через тщеславие, что приведет к серьезным духовным повреждениям (претензии на лидерство, на уникальные знания об исцелении от пьянства и т.д.). Возможно появление целой группы подобных трезвенников,обретших трезвость, но не имеющих добродетели трезвения.
6) лучше использовать в практике:
a) более сознательное покаяние;
b) давать «обет трезвости на сей день»;
c) работу в малых группах для преодоления проблем созависимости.
Почти со всеми мыслями отца Валентина можно вполне согласиться, но только с одной важной оговоркой. Описанная картина принятия обетов трезвости мало имеет общего с тем, как обеты принимаются в приходских обществах трезвости, входящих в состав Иоанно-Предтеченского братства Русской Православной Церкви «Трезвение». Именно наше братство более всего распространяет практику обетов трезвости, как эффективное средство для утверждения трезвости в нашем народе.
Во-первых, отец Валентин рассматривает обет трезвости, прежде всего как реабилитационное средство, то есть как средство,предназначенное для алкоголиков, для избавления их от пьянства. И это принципиально неверная посылка, из которой идут все остальные мысли критика обетов трезвости.
Главная задача Иоанно-Предтеченского братства – просветительская деятельность по утверждению трезвости, то есть работа с причинами, вызывающими пьянство, – это более приоритетное направление по сравнению с реабилитационной деятельностью, которая имеет дело с последствиями пьянства. И обет трезвости является не столько реабилитационным,но и мощнейшим профилактическим средством. Если взять среднестатистическое приходское общество трезвости, то окажется, что члены общества, принявшие обет,делятся на три примерно равные по численности части:
– люди, имеющие алкогольную зависимость;
– родственники зависимых;
– те, кто живет сам трезво,не имеет зависимых в своей семье, но хочет работать в деле утверждения трезвости.
Таким образом, на одного алкоголика,принявшего обет трезвости, приходится два трезвенника, принявших такой же обет.Ясно, что эти последние принимают обет трезвости совершенно добровольно и те,опасности, которые могут подстерегать обетника-алкоголика, не столь опасны для обетников-трезвенников.
Недаром некоторые члены нашего братства разделяют обеты, даваемые алкоголиками, называя их «зароками трезвости», и обеты, даваемые людьми без зависимости, называя их собственно «обетами трезвости». При таком терминологическом разделении, можно говорить об безопасности практики принятия обетов трезвости.
О том, что обеты трезвости изначально имели эту профилактическую составляющую, хорошо видно из трудов Сергея Александровича Рачинского. В своих «Письмах духовному юношеству о трезвости» он специально разбирает вопрос: «А зачем принимать обет трезвости непьющему?». В письме XXVIIон пишет:
«Вот пишу Вам о трезвости. Но может Вы хмельного и в рот не берете, и, в таком случае, найдете мое предложение дать торжественный обет безусловного воздержания смешным и излишним.»
Сергей Александрович приводит пример благотворного действия обета, взятого лицом, абсолютно непьющим, и делает вывод:
«Пример людей трезвых, ограждающих себя молитвенным обетом от возможности (выделено С.А. Рачинским) пьянства, часто действительнее, чем пример пьяниц, избавляющих себя таким обетом от очевидного зла».
Действительно, действие такого обета велико.Одной из главных проблем современных молодых людей, что они абсолютно не видят положительных примеров трезвости. Если до революции большинство людей были трезвенниками, то у молодежи был выбор: пить или не пить. В современной ситуации такого выбора нет – не пьют только бывшие алкоголики, язвенники, да еще сектанты. Поэтому перед молодым человеком стоит псевдовыбор: пить много или пить умеренно. Все выбирают второе, считая выпивку нормой жизни. Легкое знакомство с алкоголем (то, что нормально, не пугает) неминуемо приводит огромное количество людей к пьянству. Чтобы сломить эту ситуацию, надо вернуть трезвости право именоваться нормой жизни. И для этого очень важно, чтобы обет трезвости(причем желательно именно торжественно) принимался людьми не пьющими, но свободными и имеющими авторитет среди своего окружения.
Вновь процитируем Рачинского, когда он обращается к одному из студентов Казанской Духовной Академии, собирающему в будущем стать преподавателем в семинарии:
«И вот – начал я с самого малого, с самого близкого. Никогда не был я пьяницею. Надеюсь, что не пьяница и Вы. Но ведь этого мало. В осторожном употреблении вина нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая красота, ибо оно ободряет других, дает им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи. Как мне не побуждать, не умолять каждого из Вас последовать моему примеру? Если мирянин, сельский учитель, затерянный в безвестной глуши, таким путем собрал около себя столько союзников, возбудил отголоски во всех уголках России, чего не могли бы достигнуть Вы, призванный проповедовать слово Божие на местах самых видных, призванный наставлять сотни и тысячи будущих пастырей?Подумайте об этом, и помогите: затмите мою ничтожную, одиночную деятельность дружною проповедью словом и делом, во имя Церкви, коей Вы должны быть лучшим украшением!» (Письмо VIII).
Если наш народ представить в виде корабля,плывущего в море, то можно сказать, что он качнулся и дал сильный крен в сторону пьянства и есть реальная опасность перевернуться. Что удивительного или опасного в том, что большое число людей встанет на другой борт, чтобы вернуть кораблю равновесие?
Но может быть, все, что говорил отец Валентин, актуально для «зароков трезвости», даваемых алкоголиками? Наверное,это было бы актуально, если обеты трезвости давались алкоголиками вне приходского братства трезвости. Но вспомним, реально на одного алкоголика с обетом, приходится два трезвенника. Мне не представляется, как может жизнь и общение в обществе трезвости способствовать развитию амбиции. Ясно также, что в обстановке приходского общества трезвости вероятность срыва в несколько раз ниже.