4 августа 2023 года священник Алексий Килин совершил освящение боевого знамени войсковой части № 3543 Росгвардии.
Весьма отрадно, что современное воинство обращается к Богу в ознаменование столь важного события. «Чин освящения боевого знамения» древний и совершался нашими предками всегда, чтобы войсковая святыня напоминала о Боге и вдохновляла на подвиг православное воинство.
Кстати, вид современных боевых знамён во многом повторяет знамёна Русской армии, которые были в начале XIX века, - тех знамён, под которыми русское воинство разбивало полчища Наполеона, участвовало во многих и многих военных кампаниях по освобождению братских народов в XIX веке. Несомненно, это возвращение к тем доблестным ратным традициям, о которых и в Евангелии говорится, что «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя».
И понятно, что для каждого воина знамя части, в которой он служит, - это особая святыня. Неслучайно считалось несмываемым позором, если знамя вдруг оказывалось в руках врага. В соответствии с Уставом, часть, утратившая знамя, расформировывалась.
Перед знаменем, с оружием в руках, не только наши современники, но и наши предки приносили Присягу, священную клятву на верность своему Отечеству и народу.
Во время обращения к воинам части был затронут исторический аспект традиции. Также прозвучало напутствие на ратные подвиги. «Всегда считалось, что знамя – это эмблема чести воинского подразделения, эмблема чести тех, кто собрался под ним. В истории русского воинства честь и Родина всегда были тесно связаны между собой как идеи, воплощённые в воинской символике, в воинском знамени.
Искони воинское служение у нас в Отечестве опиралось на христианские основы. Наша армия всегда являлась армией, которая не вела каких-либо захватнических войн, но была армией, которая стояла на страже и своего Отечества, и братских народов.
Испрашивание благословения Божьего на сохранение мира в стране, на защиту своего Отечества – это для любого христианина дело святое. Также и перед началом всякого дела мы испрашиваем у Бога благословения на то, чтобы Господь увенчал его успехом», - пояснил отец Алексий.
После освящения знамени состоялась беседа отца Алексия с военачальниками, во время которой завязался разговор был о Боге и о необходимости окормления священником православных воинов.
Знамена раньше назывались «стягами»: по названию шеста, куда крепилось полотнище.
Слово «стяг» обозначало шест с крюком на конце, предназначенное для стягивания сена в стог. Если стяг поднять высоко и прикрепить нему кусок полотна, чтобы всем было видно, то оно уже собирает воинов, для отражения нападения врага.
Наши предки нашивали на куски кожи Животворящий Крест.
С четырнадцатого века «стяг» стали называть «знаменем». Это слово обозначает чудесное событие - присутствие Бога с нами.
Воинские знамена - это святыни! Приносили их на молебны, проходившие перед боем.
В молитвах на освещении знамени звучат слова:
«Спасителю мой! Ты положил еси душу Свою, во еже спасти нас, Ты заповедал еси и нам полагати души своя за други и за ближних наших...
Вооружи мя крепостию и мужеством на одоление врагов, даруй ми веру твердую и упование, яко не умру, но жив буду во Царствии Твоем. Аминь».
Информационная служба Миссионерского отдела Иркутской епархии