Выступление руководителя Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерея Вячеслава Пушкарёва на круглом столе "Хорошо братьям жить вместе" прошедшего в ходе выставки-форума "Православная Русь" с 1 по 7 сентября 2011 года в СИБЭКСПОЦЕНТРЕ города Иркутск

Выступление руководителя Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерея Вячеслава Пушкарёва на круглом столе "Хорошо братьям жить вместе" прошедшего в ходе выставки-форума "Православная Русь" с 1 по 7 сентября 2011 года в СИБЭКСПОЦЕНТРЕ города Иркутска

 Песнь восхождения Давида провозглашает всеобщую мировую истину: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!"[Пс.132:1]. Святого пророка и псалмопевца Давида своим духовным учителем считают все люди любящие и признающие Иисуса Христа, не взирая на деноминационные различия. Увы нам! Так можно сказать, потому как, признавая Спасителя, мало кто хочет признавать Его премудрое учение.

С самых первых дней существования Христианства его основой стала единство в единообразии освящённое общим решением епископов Церкви. И это было правильно и в русле Евангельских истин Христа, сказавшего своим ученикам: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её..."[Мф.16:18]. Таким образом, мы видим, что Сам Господь указал всему человечеству, что созданная Им в первые времена Новозаветная Церковь не будет побеждена дьяволом и его прислужниками, а потому она не деградирует и не исчезнет в небытие. Подтверждая это поучение своим авторитетом, Господь Иисус Христос чётко определил устами им водимого апостола Павла: "один Господь, одна вера, одно крещение..."[Еф.4:5]. То есть и мы также отчётливо должны понимать, что не может быть двух или трёх или шести тысяч общин, называющих себя истинными церквями. Из всего Евангелия очевидно выходит, что должна быть только одна Святая, непорочная Церковь с едиными таинствами, общей канонической базой и с общей же обрядностью, чтобы очевидным было единство. Не то,  чтобы апостолы были против национальной специфики, но единообразие в основных аспектах буквально требовалось от всех.

Характерным и самым ранним историческим примером тому является добровольное обращение апостола Павла к ученикам Христовым оценить произносимое им учение, которое к тому времени уже принесло множественные добрые плоды среди язычников. Павел, опасаясь именно разномнений и кривотолков, просит апостолов об этой обобщающей авторитетной оценке и апостолы признают истинность его учений, тем самым благословляя его труды и признавая их единообразие с тем, чему они сами учили своих последователей. Необходимость единообразия освящённого общим решением Церкви продиктовало святым апостолам созыв первого собора в Иерусалиме в 51 году, о проведении которого мы достоверно знаем через апостола от семидесяти Луку, описавшего этот важный общецерковный акт в книге Деяний апостольских (15:1-35). Та же мотивация была положена в первопричину созыва всех семи вселенских соборов, на которых епископы всего мира разрабатывали и унифицировали все аспекты Церковного бытия. Созваны они были именно ради единства в догматике и таинствах. Всех же, кто противился церковной унификации, проводимой сознанием представителей всей вселенской Церкви, назвали раскольниками и еретиками, т.е., разделителями, исказителями и даже хулителями - сектантами.

Ко всему вышеописанному стоит добавить два общеизвестных светско-церковных исторических примера, подтверждающих нашу уверенность и наши знания о наличии у древних унифицированных представлений и требований ко всем членам единой Церкви и всего общества. Так во время правления императора Феодосия Великого (прим. 381 год) был издан "Эдикт о религиозном единообразии", который стал основанием большой части всего римского права, работавшего в средние века и в Новое время. Есть ещё один очень интересный пример, когда в 1122 году к Константинопольскому патриарху пришёл за подтверждением своего патриаршества новоизбранный архиепископ Иоанн из индийского города Ульна.

Итак, вглядываясь в строки святого Евангелия и размышляя о Нравственном и догматическом учении Господа Иисуса Христа, Его учеников и учеников апостольских, опираясь на исторические прецеденты, мы с уверенность говорим: "Расколы и ереси это очень плохо и не по евангельски", по Евангельски верно вернуться к пророку Давиду и жить согласно его призыву, провозглашённому в песни восхождения. А что же нам делать с людьми, придерживающимися этих неверных, разрушающих церковное единство мнений и учений? Поступать с ними надо по словам Господа: "Ибо кто не против вас, тот за вас"[Мк.9:40]. Таковых людей надо принимать с любовью, брать их за руку и вести в единое общество Церковное. А если эти люди противятся и враждуют против Святого Православного учения, то от таковых надо отходить в сторону, при этом подавая им пример доброй христианской жизни ради их оставшейся ещё совести и конечно ради их возвращения и воссоединения с нами в едином церковном теле Христовом.

Иркутск 05.09.11

10.10.2011