Проведены муниципальные этапы олимпиад среди учащихся по основам православной культуры и основам светской этики как шаг к мотивации детей по изучению православной культуры
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время в обществе сложилась приоритетная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни и жизни детей.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь», - Конфуций.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Такая возможность появилась в школе на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимно обогащают и дополняют друг друга. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия.
Основная задача курса ОРКСЭ - не ликвидация религиозной безграмотности в среде младших школьников, а усвоение детьми установки на уважительное отношение ко всем традиционным религиозным культурам нашей страны. То есть дети должны понять, что в нашей стране есть разные религии и что это нормально, что люди разной веры и разной культуры могут общаться мирно, что у них много общего, что они могут вместе делать добро. Но опираться при этом нужно на изучение основ той религиозной культуры, которая присуща семье ребенка.
И, безусловно, курс ОРКСЭ должен давать школьникам представление о добре и зле, о традиционных системах ценностей. В этом плане потенциал ОРКСЭ, пожалуй, мощнее, чем у других школьных предметов.
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
В рамках изучения уроков ОРКСЭ и ОДНКНР учащиеся принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах, НПК, фестивалях. Несомненно, большую помощь в организации и проведении оказывают родители.
Основными целями и задачами Олимпиады по Основам светской этики и основам православной культуры являются:
• формирование устойчивого интереса к научным знаниям в гуманитарной сфере учащихся 4-5-х классов средних учебных заведений;
• создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
• содействие учащимся в их духовно-нравственном развитии;
• гражданское и историко-патриотическое воспитание школьников;
• повышение научно-методической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Олимпиады.
Задачи: создать условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.
Основы православной культуры и основы светской этики проводятся самим учителем при регистрации на сайте www.pravolimp.ru.
Во втором полугодии муниципальным казённым учреждением г.Иркутска «Информационно –методического центра развития образования» при участии городского методического совета учителей по духовно –нравственному воспитанию г.Иркутска был проведен муниципальный этап олимпиады по основам православной культуры среди 4-х классов. В нём участвовало 133 человека из 9 образовательных организаций (МБОУ СОШ №50, 66, 20, 21, 23, 4, 28, 53, ПЖГ).
В муниципальном этапе по основам светской этики участвовало 505 человек из 21 образовательных организаций (МБОУ СОШ №10, 17, 20, 21, 22, 23, 28, 30, 50, 53, 57, 65, 66, 71, 73, МБОУ Гимназия №2, 3, 44, лицей-интернат №1, лицей №3)
На олимпиаде ОПК задания представлены по работе с текстом «Монастыри России». Необходимо было прочитать текст и ответить на вопросы. Во втором задание прочитать высказывания и определить соответствия. Третье задание состояло из текста и составления кроссворда. Последнее задание нужно было прочитать задание на старославянском языке и сделать перевод на русском языке. Такая творческая работа предполагает вдумчивого чтения текста и ориентирована на следующие результаты: формирует метапредметные результаты (ученик овладевает навыками смыслового чтения, устанавливает причинно-следственные связи, сравнивает, обобщает); ученик духовно развивается, понимает значение нравственности, овладевает основными понятиями религиозной культуры, овладевает историко-культурной лексикой; развивает навыки сотрудничества, формирует интерес к духовной культуре и истории Отечества, к истории и культуре других народов (в олимпиаде по ОПК участниками были и дети других национальностей). В основном дети показали хорошие результаты.
Рисунок 1. Результаты олимпиады ОПК
По основам светской этики результаты распределены следующим образом:
1 задание необходимо было раскрыть понятия и составить кроссворд.
2 задание тестовое. Напр., В чем предназначение этикета? Для духовной культуры любого народа характерно то, что… Что из перечисленного относится к материальной культуре? Какой из приведенных ниже примеров показывает, что человек обладает моральной свободой? Какое зло несет с собой эгоизм? Литературный жанр, для которого характерно: иносказательный смысл, высмеивание пороков и прославление добродетелей, нравственный урок. На низком уровне выполнения отмечается 37,8% учащихся.
3 задание. Сопоставить иллюстрацию с кратким пояснением воина, напр., Герой Отечественной войны 1812 года, главнокомандующий русской армией в решающую фазу войны. На низком уровне выполнения 42,4% учащихся.
4а задание. Представлен текст. Далее заполнить словами, которые прописаны ниже. Патриотические чувства имеют глубокое нравственное содержание. Ведь защита Отечества — это не только закрепленная в Конституции обязанность каждого гражданина нашей страны, но это также и нравственная обязанность. Подобно тому, как мы любим наших родителей уже за то, что получили от них жизнь, также и Родину мы любим за одно то, что она у нас есть. Любовь к родным и близким, как и любовь к Родине — моральный долг каждого человека. Ведь человек защищает Родину потому, что ощущает моральную ответственность перед своей матерью и отцом, братьями и сестрами, близкими и дальними, детьми и стариками, всеми живущими в ней людьми. Но не только! Мы в долгу перед дедами и прадедами, жившими в предшествующие века, любившими нашу Родину, защищавшими ее от врагов, сохранившими ее для нас свободной и независимой. Мы также должны сберечь ее — для будущих поколений. Положить жизнь «за други своя» — это высшее проявление любви. Но и малое добро, самое незначительное на первый взгляд дело, сделанное на благо Родины по любви к людям, является патриотическим служением Отечеству. На низком уровне выполнения 42,1% учащихся.
4б задание. Попробуйте своими словами определить, что такое патриотизм. Приведите примеры (вспомните из истории или из современной жизни) защиты нашей Родины. На низком уровне выполнения 16,9% учащихся. В основном, приводили примеры: война 1812г. и ВОВ 1941-1945г.
5 задание. Подчеркни лишнее и обоснуй свой выбор. В основном справились на хорошем уровне.
6 задание. Творческое задание по теме «Дружба».
6.1. В чем отличие дружбы от других отношений между людьми: отношений между родственниками, знакомыми, незнакомыми людьми?
6.2. Принято говорить о настоящей и ненастоящей дружбе. Укажите несколько признаков, по которым можно сказать, что дружба настоящая или ненастоящая. Поясните, почему по этим признакам можно сделать такой вывод.
6.3. Как Вы считаете, кто должен проявить настоящие дружеские качества: Ваш друг или Вы сами? Или же необходимыми нравственными качествами должны обладать обе стороны? Почему Вы так считаете? Поясните. 37,5% учащихся практически выполнили задание не верно.
Рисунок 2. Результаты олимпиады ОСЭ
Выводы. По результатам выполненных работ необходимо усилить работу, связанную с анализом текста (ОСЭ), его логической обработкой. Активизировать работу, с опорой на жизненный, иллюстрированный материал, связанный с проблемами этики, этикета. Продолжить работу с учебной книгой. Это задания на нахождение в тексте определения, ответы на вопросы, дать характеристику личности.
Активными участниками олимпиады «Наше наследие» на знание истории России стали 9 общеобразовательных организаций.
В олимпиаде для 1-2 классов «Наше наследие» в школьном туре участвовали 287 человек.
Муниципально-региональный тур прошел в январе 2016г. участвовало 97 человек. (МБОУ лицей-интернат №1, МБОУ СОШ №23, МБОУ СОШ №4, МБОУ СОШ №66).
1 место 1. Прокофьева Анна, 1 класс. 2. Анварова Диана, 2 класс. 3. Алексеев Сергей, 2 класс. 4. Попов Данила, 2 класс. 5. Швецов Максим, 2 класс.
2 место 1. Лукашов Николай, 2 класс.
3 место 1. Войтенко Артём, МБОУ лицей-интернат №1, 2 класс. 2. Кокоурова Анастасия, 2 класс. 3. Иванов Иван, 2 класс.
Среди 3-4 классов участниками школьного этапа стали 156 человек. Среди 5-11 классов -273 человек.
Тема работ интересна: олимпиада проходит в год литературы и связана с русскими народными сказками, с произведениями русских писателей. Необходимо было поработать с иллюстрациями, найти различия, составить кроссворды, найти лишние слова.
Пять дошкольных организаций приняли участие в олимпиаде «Наше наследие». Активными участниками подготовительных групп стали МБДОУ детский сад №101, 116, 125, 152, 176. Всего приняло участие 102 дошкольника.
Как отметили воспитатели, работа понравилась детям, были выявлены победители:
1. Дмитриев Даниил, детский сад №116
2. Петухов Николай, детский сад №116
3. Рогалёв Максим, детский сад №116
4. Серебренников Дмитрий, детский сад №116
5. Толстова Екатерина, детский сад №116
6. Филипенко Ярослав, детский сад №101
7. Одинец Елизавета, детский сад №101
Олимпиады послужат духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников, развитию их интересов и способностей, вовлечению учащихся в активную работу в области истории и культуры православия. А педагогам и родителям помогут поддержать одаренных детей.
Секретарь олимпиад