01.03.2014 00:00:00 

Благотворительная душа будет насыщена… (Притч. 11:25)

О строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. Иркутска

 

«Мы должны, вероятно, каяться и в том,

что мы, имея возможность делать добро, не делали…»

Протоиерей Глеб Каледа

 

 

В тюрьме человек полностью зависим от всего, - от начальства, от сотоварищей, от государства. Но здесь же он часто осознает ту зависимость, которая делает его по-настоящему свободным и ставит на верный путь переосмысления своей жизни, - это зависимость от Бога, Его милосердия и бесконечной любви к человеку. Здесь же человек может впервые узнать о сострадании и любви ближнего…

Ныне покойный протоиерей Глеб Каледа, первый московский священник, начавший окормлять тюрьмы в постсоветский период в одном из своих интервью вспоминает: «Меня поразила исповедь одного молодого человека, - заключенный говорит: «Слава Богу, что я попал в тюрьму, если бы я не попал в тюрьму, я не знаю, что совершил бы еще. А здесь я поверил в Бога!»

Потребность в познании Евангельских истин, в Таинствах Церкви особо остро ощущается заключенными. 

До революции существовал институт тюремного священства. Без пастырского окормления заключенных была немыслима работа над их исправлением. Именно священник помогал сознавать греховную суть преступлений. В советское время эта традиция была утрачена.

Однако уже много лет Русская Православная Церковь ведет работу по окормлению заключенных. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 марта 2010 г. (журнал № 6) утвержден Синодальный отдел по тюремному служению. 

На основе соглашения о сотрудничестве, подписанного ГУИН и Иркутской епархией еще 12 апреля 2005 года, тюремным отделом епархии ведется активная работа в местах лишения свободы, - священники посещают заключенных, создаются храмы, организуются воскресные школы в колониях. Заключенные колоний даже участвовали в Кирилло-Мефодиевских чтениях, проводимых отделом катехизации Иркутской епархии.

Но работа по окормлению заключенных имеет свои сложности, прежде всего, это ограниченность доступа в места лишения свободы. Особенно это ощущается в тюрьмах, где режим строже чем в колонии. 

ФКУ СИ-1 г. Иркутска - это тюрьма. Заключенные здесь не отбывают наказание, а ждут приговора, находясь в состоянии постоянного ожидания своей участи. Это место, где больше всего приходится уповать не только на правосудие, но и на милость Божию. 

“Я был в темнице, и вы посетили меня”, - говорит нам Евангелие от Матфея (Мф. 25, 36). Наверное, следственный изолятор больше всего напоминают ту древнюю темницу, где узники также не содержались в наказание, а ожидали его, не зная наперед своей судьбы. О строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. ИркутскаЗдесь особенно ощущается необходимость в полноценном храме, где можно было бы совершать такие необходимые для духовного возрождения человека Таинства Церкви как Исповедь, Причастие, Крещение, служить молебны и панихиды, молиться о родных и близких, о тех, кому причинил зло, обращаться к Богу с надеждой на прощение, и утешение. Это все, что остается человеку возможного сделать для своего спасения, находясь в тюрьме.

Сейчас в следственном изоляторе не только затягивается на неопределенный срок строительство так необходимого тюремного храма, но и то, что построено, может быть просто разрушено дождем и снегом, - у строящегося храма нет крыши.

Иногда говорят, что чем нужнее какое-либо дело милосердия и любви к ближнему, тем тяжелее оно дается. И здесь это в полной мере подтверждается. Несмотря на то, что не такие уж и большие средства требуются, чтобы хотя бы закрыть крышей сруб, всей суммы пока что нет.

Многое уже сделано, - закуплены необходимые материалы, подписан договор со строительной бригадой и даже оплачен аванс в размере 60 тысяч рублей, бригада сможет приступить к строительству, но в скором времени, в апреле, потребуются по договору оставшиеся 260 тысяч рублей за выполнение кровельных работ и отделку окон. Наверное, такие деньги возможно собрать даже благодаря небольшим пожертвованиям простых мирян.

- Не весь храм, - хотя бы крышу закрыть,.. - говорит о. Александр Игнатьев, занимающийся по благословению митрополита Вадима строительством храма в ФКУ СИ-1.

Единственная надежда у заключенных и у батюшки, - на помощь неравнодушных жертвователей.

О строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. ИркутскаОсобенности работы таковы, что сложную кровельную конструкцию может выполнить не каждый строитель. Здесь будет работать бригада кровельщиков-реставраторов. Этот коллектив уже имеет опыт работы на строительстве храмов. К тому же все усложняет пропускная система, которая «съедает» лишнее драгоценное для строителей рабочее время. Тут не получается делать понемногу, время от времени, рассчитываться частями. Необходимо выполнить все работы в максимально короткий срок.

Просим не оставить без внимания это благое дело и по мере сил помочь в строительстве тюремного храма.

 

Желающих помочь просим обращаться к настоятелю прихода храма святых благоверных князей Бориса и Глеба протоиерею Александру Игнатьеву

по телефону 89501063176 

О строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. Иркутска

О строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. Иркутска

 

______________________________________

История тюремного храмаО строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. Иркутска

 В соответствии с проектом архитектора А.И.Лосева в Иркутске в 1800 году началось строительство тюремного замка. По предложению Иркутского губернатора Б.Леццало на средства, собранные им, была выстроена церковь во имя мучеников Бориса и Глеба. Церковь была выстроена одновременно с каменной оградой в тюремном замке в 1800-1803 году.

В июле 1803 (9 июля) года Иркутский епископ Вениамин освятил тюремную церковь во имя мучеников Бориса и Глеба. С этого времени принято считать историю открытия тюрьмы в г. Иркутске. Архитектура церкви была выдержана в стиле строгого классицизма. Она отличалась стройными формами и хорошими пропорциями и была одной из первых в городе построек этого стиля.

О строительстве храма во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба в ФКУ СИ-1 г. ИркутскаБорисоглебская церковь была устроена посередине стены тюремного замка над его вратами. В нее вели две полуприкрытые лестницы к четырехколонному портику. Венчала постройку полусфера купола с главой. Внутренние размеры храма были 6 саженей, 1 аршин в длину и 4 сажени в ширину (1 сажень - 2,16 м, и содержащая три аршина (72 см) по 16 вершков (4,44 см)). Под колокольню была приспособлена угловая башня тюремного замка в 10 саженях от церкви.

К середине ХIХ века тюремное здание обветшало, и в 1856 году приступили к разборке всего каменного комплекса. В период с 1858 по 1861 под наблюдением И.И.Шаца была выстроена новая тюрьма. В главном корпусе, в том же месте над вратами, где находилась первая церковь, была устроена новая домовая, освященная 17 октября 1861 иркутским епископом Парфением. Внутренние размеры храма стали чуть больше первоначальных – в длину 9 саженей, в ширину 7,5 саженей, но во внешних объемах церковь не была выражена; ее местоположение было отмечено лишь крестом. При церкви имелась деревянная колокольня на столбах, построенная в 1896. Стояла она внутри тюремного двора, под окнами алтаря.

Иерейское облачение священномученика михаила Околовича, находящееся в музее ФКУ СИ-1Из-за нехватки церквей в Рабочем предместье Иркутска тюремная Борисоглебская церковь имела также статус приходской. В первые годы советской власти церковь упразднена. В первые годы советской власти церковь упразднена (Из архива ФКУ СИ-1 и книги И.В.Калининой «Православные храмы Иркутской епархии»).

Тюремный музей

Открытие музея истории Иркутского тюремного замка имени А.В. Колчака состоялось в конце ноября 2006. Идея открытия экспозиции является совместным проектом СИЗО и областного Краеведческого музея города Иркутска. Руководство ГУИН договорилось с Дворянским собранием России и родственниками адмирала Колчака о передаче личных вещей. У двери камеры № 5 установлена восковая фигура надзирателя, в руках которого находятся связка ключей и "ботало" для подъема заключенных. Восковые фигуры А.В.Колчака и надзирателя изготовлены по заказу Иркутского областного краеведческого музея в Санкт-Петербургском музее восковых фигур.

Всего под музей в СИЗО №1 выделено три камеры, отдельная лестница и 22-метровый коридор. В холле музея вывешены картины, агитационные листовки. На стенах коридора размещены: план губернского города Иркутска 1829 года, Карта Иркутского острога XVIII века, карта города Иркутска 1729 года; фотографии стражников полицейского управления, чиновников тюремного ведомства, тюремных надзирателей, а также фотографии знаков отличия форменной одежды полицейских, наград, психологические портреты преступников.

Священнослужители, находившиеся в Иркутской тюрьме в годы гонений на Церковь

В тюремном музее представлен стенд с фотографиями священнослужителей, содержавшимися в Иркутской тюрьме в период с 1920 по 1938 гг .

1. Священник Иркутской Иннокентьевской церкви Василий Гаврилович Афанасьев, 1925г.

2. Настоятель Балаганского Спасского собора Иннокентий Николаевич Аксенов, 1925г.

3.  Протоиерей Федор Федорович Верномудров, настоятель Иркутской Воскресенско-Тихвинской церкви, 1925г.

4. Протодиакон Иннокентий Иванович Анисимов, 1925г.

5. Протоиерей Михаил Александрович Концевич, 1925г.

6. Священник Василий Николаевич Флоренсов, настоятель Иркутской Михайло-Архангельской церкви.

7. Священник Иркутской Казанской церкви Иосиф Михайлович Костикевич.

Особой реликвией музея, его святыней является иерейское облачение, принадлежавшее священномученику протоиерею Михаилу Околовичу.

Иерейское облачение священномученика михаила Околовича, находящееся в музее ФКУ СИ-1


 

Возврат к общему списку