Отдел по благотворительности и милосердию

Лечить по евангельским заповедям

В социальной работе храма Ксении Петербургской сестричество занимает особое место, потому, что работа там почти всегда, как на переднем краю. Поэтому и уделяется особое внимание его организации, духовному окормлению и профессиональному уровню. Поддерживаются отношения с Ассоциацией сестричеств РПЦ и Обществом православных врачей, принимается участие во Всероссийских съездах этих обществ на которых неоднократно работала старшая сестра сестричества милосердия храма Ксении Петербургской врач-неонатолог Ивано-Матренинской детской клинической больницы Наталья Андреева.

Несколько слов о последнем IV Всероссийском Съезде православных врачей, который проходил в Самаре. Тема его была определена как "Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья населения". В его работе принимали участие известные в российском медицинском сообществе личности: главный терапевт России, академик РАМН Чучалин А. Г.; д. ф. н., специалист по биомедицинской этике, профессор Силуянова И. В.; д. м. н., главный редактор журнала "Церковь и медицина" профессор-протоиерей Сергий Филимонов; психиатр, многолетний духовник общины трезвости протоиерей Алексий Бабурин, академики и профессора медицинских ВУЗов страны.

На форуме были представлены практически все регионы страны от Калининграда до Камчатки - более 50 епархий Русской Православной Церкви, ректоры медицинских учебных заведений, специалисты Минздрава субъектов Российской Федерации и главные врачи лечебных учреждений приняли участие в работе съезда, присутствовали также члены Общества православных врачей из стран бывшего союза (Литва, Белоруссия и др.).


И в Патриаршем приветствии организаторам и участникам IV Всероссийского съезда православных врачей тогда прозвучали такие слова:
«К сожалению, в последнее время медицинская наука и врачебное искусство в своем развитии нередко опираются на принципы и средства, противоречащие вероучению Церкви. В таких условиях православные врачи должны активно свидетельствовать о недопустимости использования противных Богу методов лечения и стремиться строить свою профессиональную деятельность на основании евангельских заповедей.»

Тогда же впервые в истории российского общества православных врачей прозвучало и приветственное слово министра здравоохранения России В. И. Скворцовой. Участники обсуждали актуальнейшие этические вопросы пренатальной диагностики, акушерства и педиатрии, которые ставит сегодня перед обществом жизнь. Эксперты в области биомедицинской этики, врачи и священники попытались с позиции христианского мировоззрения осмыслить следующие темы: эвтаназия, экстракорпоральное оплодотворение и прерывание беременности.

Православных врачей волновали, действительно, животрепещущие вопросы:
Где заканчивается сфера врачебной компетенции и требуется духовная помощь? Как сделать первые шаги к комплексному лечению пациента (иными словами, лечить не только следствие, но и причину болезни)? Как и в какой форме наладить оптимальное взаимодействие врачей и священников?

В рамках съезда прошли три круглых стола:
"Врач и пациент: от рождения до смерти", где основной акцент был сделан на этических проблемах в пренатальной диагностике, акушерстве и педиатрии, а также подробно был рассмотрен вопрос о вакцинации; была поднята серьезная проблема частных перинатальных центров, не имеющих лицензий и использующих оккультные, эзотерические учения. "Медицинские новации и религиозные традиции: проблемы пастырского служения." В этом разделе съезда были рассмотрены проблемы, связанные с ЭКО и прерыванием беременности, с трансплантацией органов и тканей. Протоиерей Сергий Филимонов аргументировано объяснил, почему он не благословляет женщин делать ЭКО. Как альтернативный метод, условно возможный для бесплодных православных пар (при соблюдении ими 5-7 параметров), существует методика ИКСИ, в которой, в отличие от ЭКО, нет "избыточных" эмбрионов и чужого генетического материала (см. об этом статью о. Сергия в последнем 10 номере журнала "Церковь и медицина" на сайте ОПВР). На этом же круглом столе при обсуждении темы псевдомедицинских практик и сомнительных методов лечения коллеги из Первого МГМУ им. Сеченова еще раз (вслед за экспертным заключением петербургских врачей) показали опасность для здоровья т. н. лечения по методу псевдоврача Ксении Кравченко и недопустимость продажи её книг в церковных лавках (немаловажная деталь: К. Кравченко не имеет благословения на свою деятельность священноначалия, как и диплома о мед. образовании).

Последний круглый стол "Служение милосердия" был самым мирным из-за отсутствия дискуссионных вопросов. Своим опытом поделились сестры милосердия из Пятигорска и других городов. Мне посчастливилось общаться со своими коллегами-неонатологами из Московской области. Одновременно удивительно и радостно было видеть молодых священников-врачей. Батюшки молодые, по 5-7, по 10 лет стажа, они сначала стали врачами, работали, а потом рукоположились.

В один из дней съезда особенно всех затронул доклад специалиста паллиативной медицины (это если вылечить уже нельзя, а можно только помочь перенести тяжкие страдания, порой многолетние — вопросы обезболивания, поддержки жизнедеятельности). Доктор подняла очень сложные вопросы — насколько долго мы вправе поддерживать жизнь? Если учитывать современные технические достижения медицины, то это становится возможным почти до «бесконечности»? А если человек устал и просит по-христиански его отпустить? Как отличить — конец это жизни больного или просто присоединившаяся острая пневмония и его еще можно вылечить и он будет жить со своим заболеванием дальше? Или «дать ему умереть»? И тому подобные тяжелые вопросы, возникающие у тех, кто ухаживает за неизлечимыми, либо раковыми больными.

Группа докторов, которая в конце дня окружила докладчицу с разными вопросами, уже не смогла расстаться... дискуссия затянулась, она затронула и тех, кто занимается и очень маленькими пациентами — молодые доктора-священники, работающие в реанимации новорожденных, делились своими наболевшими мыслями — как долго реанимировать младенца? (конечно, всем ясно, что есть протоколы и приказы, в которых прописан каждый шаг, но ведь мы люди...) А если он «завис» на аппарате искусственного дыхания на несколько недель или месяцев? А если у него тяжелое повреждение мозга и ясно, что это необратимо? Кто должен нажать кнопку отключения аппарата? А если аппаратов не хватает и надо спасать другого более «перспективного» в плане выздоровления младенца? Кто должен это решать?

Мы собрались в холле гостиницы, прогулявшись на берег Волги и достаточно замерзнув. Девушки-координаторы съезда (очень все им благодарны!), увидев, что никто не собирается расходиться, быстренько организовали чай и дискуссия продолжалась. Прошел мимо нас в свой номер протоиерей о.Сергий Филимонов (председатель Общества православных врачей Спб, главный редактор журнала «Церковь и медицина»), очень внимательно на нас посмотрел... и через некоторое время присоединился к нам! Очень добрый, мудрый человек, врач с многолетним стажем, он рассказывал о сложных случаях в своей практике, отвечал на наши вопросы. Говорили о том, что делать при угрозе жизни младенца — сразу крестить мирским чином или у родителей спросить разрешения? А если это мусульмане или иудеи, тогда как? Каждый из нас делился, рассказывал о себе, вместе приходили к выводам — конечно, крестить! Обсуждалась и такая важная проблема, как стремление многих мам обращаться за помощью к так называемым целительницам-бабушкам. «Постарайтесь объяснить таким родителям,- говорил о.Сергий,- что их ребенок после этого вмешательства может стать бесноватым, что это очень серьезно может повредить его душе.» разошлись мы уже глубокой ночью, а с утра работа съезда продолжалась.

Еще вспоминаю беседу с православными врачами-гинекологами, где была затронута очень непростая тема — девочки-подростки. Они приходят на прием к врачу, просят подобрать им контрацептивны... как объяснить этой девочке, что есть и должно быть в ее жизни целомудрие? Это очень трудно сделать врачу в такой ситуации. Главное в этом — семья, ее устои, поведение матери. Если мать не объяснила этой девочке, что так поступать нельзя (ради ее будущей семьи, ради здоровья ее будущих детей), то что тут можно сделать за 20 минут врачебного приема. Но говорить все-таки надо.

Это 4-ый съезд. Большинство докторов являлись делегатами и предыдущих съездов. Мы с радостью узнавали друг друга, живо интересовались событиями, делились идеями. Формы работы у каждого ОПВ разные. Это и организация встреч и бесед на наболевшие темы, и «школа будущей мамы», и общество трезвости, и работа с учащимися мед.колледжей, мед.университетов. Важно, что на съезде собираются неравнодушные люди, думающие о том, как помогать людям. По итогам работы съезда было принято обращение в Государственную Думу РФ с просьбой исключить статью ЭКО и аборты из фонда ОМС, т.к. многие православные христиане не желают невольно оказаться соучастниками этих злодеяний.

Наталья Андреева,
старшая сестра сестричества милосердия храма Ксении Петербургской,
врач-неонатолог Ивано-Матренинской детской клинической больницы

30.06.2014