Восхождение ко Кресту
Мария Фогель
21-23 августа 2011 года представители православной молодежи Иркутской епархии совершили восхождение на гору Хулугайма в Бурятии. На высоте более 3000 метров над уровнем моря их ждал деревянный Крест, освящающий всю Тункинскую долину.
Тункинская долина лежит между громадами гор Саянского хребта и поросшими тайгой древними кручами Хамар-Дабана. Поселок Монды – последний населенный пункт перед границей с Монголией, расположен в широкой долине Иркута, откуда видны снежные вершины горы Мунку-Сардык. Именно здесь и находится небольшой деревянный храм имени св. Князя Владимира, откуда и началось паломничество ко Кресту.
20 человек вместе с руководителем молодежного отдела Иркутской епархии протоиереем Евгением Прохоровым 21 августа после пятичасовой дороги прибыли в поселок. В семь утра следующего дня, отслужив молебен, отправились в путь. А вот и первое испытание: нужно преодолеть крутой подъем на Холботы – лысые холмы над Мондами. Но путешественники их не страшатся, как и предстоящих трудностей, ведь они знают, зачем идут на Хулугайму. Для многих из ребят это не первый поход на эту гору.
- Аня, ты уже дважды была на вершине. Зачем вновь тратить время и силы?
- Для нас это место очень дорого. Раньше наш лагерь «Роднички» находился недалеко, и поход на Хулугайму (мы называли ее «трехтысячник») был кульминационным, самым знаковым. Ведь Крест, возвышающийся на ней, можно сказать, стоит над всей Тункой, освящая ее благодатью Божией. (Анна Беймуратова)
Действительно, епархиальный лагерь «Роднички» в течение 10 лет находился на территории Тункинской долины. В 2004 году по благословению начальника лагеря игумена Максимилиана (Клюева) на одну из высочайших гор окрестностей был установлен небольшой деревянный крест. К нему на поклонение ежегодно организовывался поход, к которому дети и взрослые «Родничков» готовились основательно и серьезно. Лагерь, выполняя миссионерскую функцию, старался многое сделать для местного населения: миссионерские концерты, просветительские беседы, посильная помощь в хозяйственных делах. Не говоря уже о том, что во время летних смен проводились церковные службы, совершались таинства, на которых присутствовали не только родничковцы, но и люди из окрестных населенных пунктов. Воздвижение крестов на языческой бурятской земле: в Ниловой пустыни, на озере Ильчир и на Хулугайме, – так же играло немаловажную роль. Походы ко всем крестам совершались каждый год. «Трехтысячник» из них, бесспорно, самый сложный и самый значимый.
Путешественники идут по тропе через лес-чародей, богатый пышной растительностью, пологой травой и богатырями-деревьями, то и дело расступающимися перед гостями. Ребята проходят мимо базы, пересекают мелкие ручьи, вот-вот поднимутся к красавцу водопаду, где их взору начнут открываться причудливые узоры скал, небольшие голубые озера, пики вершин, где до сих пор, в конце лета, лежат снега. Чем выше, тем больше давит виски, но и воздух чище. Вдыхаешь его всей грудью и, кажется, можешь взлететь… Но тяжелый рюкзак и намозоленные ноги напоминают, что живописные берега у водопада – это лишь две трети пути.
Туман. Он дал знать о себе еще у подножия горы, а потом и вовсе стал неизменным спутником. Но чем выше, тем все больше он сгущается. Уже видишь друг друга не дальше трех-четырех метров. Постепенно он конденсируется, превращается в капли – и вот уже, кажется, путники мокрые насквозь. Что это? Да ведь мы в облаках! Да, в центре самых настоящих облаков! И вот-вот будем над ними!
Скоро следующая точка, предпоследняя, метеостанция – небольшой деревянный домик с парой нежилых комнат. Где-то недалеко отсюда проводятся измерения интенсивности космических лучей. Так же это место известно как "эталон высочайшей чистоты воздуха".
Здесь, на метеостанции, группе предстоит остановиться, чтобы пообедать. Но это на обратном пути. А сейчас последний рывок – преодолеть каменные валуны на пути к трехтысячнику. Надо сказать, что теперь здесь не тот первоначальный маленький Крест. В 2007 году сюда занесли добротный сборный деревянный Крест. Вот он. Сильный, большой, величественный. Изнуренные шестичасовым подъемом, но счастливые совершенным подвигом, ребята прикладываются к святыне. Служится молебен, возносится молитва к Господу о жителях Тункинской долины, о путешествующих, о болящих и страждущих и о всех-всех живущих и живших на земле… И – о чудо! Затянутое до сих пор тучами небо вдруг пронзает яркий солнечный луч. Разъяснилось… Стало так тепло и солнечно: и телу и душе. Господь благословил Своею Благодатию.
Обратный путь кому кажется проще, кому сложнее, но всем – быстрее. Наполненные чем-то большим и значимым, путешественники идут домой.
- Вика, ты впервые на Хулугайме. Оправдались ожидания от похода?
- Когда я смотрела диск о «Родничках», мне очень захотелось подняться на трехтысячник. Было интересно, появилось желание преодолеть себя и реализовать стремление к чему-то возвышенному. Не скрою, поход оказался не из легких. Тяжело было подниматься несколько часов: холодно, ноги мокрые… Но когда стояли уже на вершине, стало гораздо легче. Наверное, из-за того, что достигли цели! Да, ожидания оправдались. Еще как! Хотелось бы сюда подняться вновь. И не раз! (Виктория Кандыбина)
- Отец Евгений, как вы считаете, насколько значим этот поход?
- Совершая восхождение на гору ко Кресту, мы имеем уникальную возможность оторваться от мирской суеты и задуматься о месте вечных ценностей в нашей жизни. Мы учимся вместе преодолевать трудности, поддерживать друг друга. Важно и то, что инициатива исходит от самих ребят, они стремятся, чтобы святыни не были забыты. И это очень ценно.