IV Всесибирская школа
молодёжного актива «Вера и Дело» на Байкале
В августе 2014 года на озере Байкал молодежным отделом Иркутской епархии совместно с московскими специалистами была проведена IV Всесибирская школа молодёжного актива «Вера и Дело». Предлагаем Вашему вниманию отчет участников встречи – ответственных за работу с молодёжью в Томской митрополии.
Выездная школа «Вера и Дело» Синодального отдела по делам молодёжи, посвящённая подготовке и переподготовке специалистов (организаторов, педагогов, воспитателей), ответственных за молодёжную работу, проводится в Сибири уже четвёртый год подряд. На этот раз, вслед за Новосибирском, Красноярском и Омском, своё радушное гостеприимство для всех сибиряков оказала Иркутская митрополия.
На берегу озера Байкал, на турбазе с символическим названием «Ковчег Байкала», с 10 по 14 августа 2014 года, собралось 44 молодёжных лидера из 18 епархий Сибирского федерального округа. Томская митрополия была представлена руководителями молодёжных отделов обеих епархий митрополии, представителями молодёжных клубов Томска, Северска и Колпашево.
Основной задачей программы лагеря «Вера и Дело» на этот раз стало освоение экспериментальной миссионерской программы московских специалистов, посвящённой поиску новых методов и форм работы со светской молодёжью. Эта программа построена на основе сюжетно-деятельностных технологий и рефлексивно-позиционного подхода к всестороннему духовному развитию личности детей и молодежи (Ковалева Н.Б., 2010).
Всегда усвоение каких-либо новых технологий и проходит эффективнее, если сначала пробуешь их на себе. Поэтому всем участникам лагеря, в течение четырёх дней в крайне насыщенной обучающей программе тренинга было предложено пройти различные этапы интенсивного поиска настоящих духовных опор в мире, преодолевая раздробленное, поверхностное и гедонистическое мировоззрение современного молодого человека.
Первый день был посвящен изучению законов современного общества, которое формирует у молодого человека фрагментарную картину мира, в которой мир представляется как конгломерат различных социальных сообществ, с разными нормами, целями и интересами, но созданный исключительно для удовлетворения различных потребностей современного человека.
К сожалению, в этой картине Церковь представляется молодому человеку только как одно из таких сообществ, направленное не на открытие истинных законов существующего мира, а на удовлетворение чувственных, идеологических, иногда очень странных культурных потребностей, которые периодически возникают у общества.
Как для такого поверхностного сознания современного молодого человека открыть священный текст Евангелия, сделав его источником собственного осмысленного развития, если для него это только историческая книга, с не очень динамичным сюжетом и малым количеством спецэффектов?
В соответствии с герменевтическим методом Ковалева Ф.А., одного из ведущих тренинга, московские специалисты предложили начать этот процесс постепенно, с более понятных для современного мира общекультурных форм. А именно с просмотра фильма А. Тарковского «Сталкер» с целью разбора внутренней мотивации всех его героев, анализу их действий и высказываний и изменению взглядов на происходящее по ходу развития сюжета фильма.
Во второй день все участники лагеря «Вера и Дело» были поделены на три команды, каждая из которых, после просмотра фильма, должна была заняться разбором внутреннего мира одного из трёх его главных персонажей – Сталкера, Писателя и Профессора. И тут начались проблемы! Ни изучение логики событий фильма, ни попытка понять внутреннюю мотивацию каждого персонажа, ни изучение образов фильма, раскрывающих внутреннее состояние героев, не смогли открыть ребятам этапы духовное развития Сталкера, Писателя и Профессора. Сюжетный пласт изучения фильма требовал не только изучения характеров героев, но и глубокое восстановление их мировоззрения. Без этого суть духовного мира персонажей оставалась закрытой и постоянно ускользала от участников обсуждений. Несмотря на все усилия, что-то самое главное о героях фильма оставалось закрытым для понимания.
Только на третий день работы лагеря стало очевидно, что персонажей можно понять только через Евангельский текст, которые произносит Сталкер в середине фильма. Киноклуб тут же превратился в Евангельский кружок, где чтение и разбор Евангельских отрывков, использованных в фильме, проходил под руководством толкования святых отцов Церкви. И тут постепенно логика персонажей стала раскрываться, а вместе с ней и особенности их мировосприятия. С особенной ясностью предстала перед всеми объемная картина мира современного человека. Стала видна суть пропасти, разделяющей в фильме мир «ЗОНЫ» и мир остальных людей, мировоззрение духовное и мирское.
В четвёртый день для осознания понятого, всем командам было предложено пойти дальше изучения духовного мира персонажей «Сталкера» - разработать и защитить такой молодёжный проект, целью которого было бы поэтапное открытие светским молодым человеком пространства духовного мировоззрения. По примеру персонажей фильма А. Тарковского, «молодой человек» в рамках реализации проекта должен пройти этапы развития своего мировоззрения, вплоть до осознания духовного содержания окружающего его мира.
Задача этого финального дня лагеря была, конечно, архисложной, но от этого ещё более интересной. Справились с ней ребята по-разному, но тот опыт, который они приобрели в рамках разработки такого проекта, обязательно будет полезным для них в их будущей молодёжной работе.
Подводя итоги этого четырёхдневного тренинга, разработанного и проведенного москвичами совместно с иркутской командой организаторов, можно сказать, что по примеру персонажей фильма А. Тарковского «Сталкер», молодёжь Сибири совершила своё маленькое путешествие. Его целью было осознание проблем современного общества, поиск методов и форм работы, помогающих современному молодому человеку открыть для себя Церковь как реальную действенную силу. Силу, к сожалению, пока закрытую для многих, о чем А.Тарковский, цитируя в фильме устами Сталкера Евангелие от Луки (гл.24), говорил всем нам: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.»
Ответственные за работу с молодежью в Томской митрополии
16 Август 2014