Слава и благодарение Господу!
21 августа 2015 года состоялась традиционное восхождение на трёхтысячник!
В этот раз нас было много – почти 50 человек. 20 августа заехали в посёлок Монды. Расположились во дворе маленького православного храма, приготовили еду, расставили палатки, трапезничали уже поздно вечером на улице, сидя за большим столом. Шутки, улыбки, смех, любимые песни… Над нами сияют звезды, и виден ясно Млечный путь, указывая направление к вершине горы Хулугайша, на которой стоит православный крест, возвышаясь над всей Тункинской долиной…
Последняя группа подъезжает уже после полуночи. День завершается вечерней молитвой. Один за одним все расходятся – нужно хорошо отдохнуть перед завтрашним трудным днём. Ночуем кто в храме, кто в палатках, кто в машинах, а кто попросту на коврике за алтарём.
Подъем в 6:30. Завтрак (вкуснейшая каша с кедровыми орешками!), молебен, быстрые сборы, последние наставления, прощание с остающимися – и вперёд!
«Это не просто поход. Главное-то, что мы поднимаемся ко кресту…» (О. Константин).
Высота горы около 3000 метров над уровнем моря. Этот подъем просто не даётся. Каждому придётся что – то преодолеть (в том числе и в самом себе). О. Евгений как-то сказал перед походом, что мы должны как-то изменится к лучшему, иначе все впустую.
На выходе из посёлка мы замечаем женщину в чёрном сарафане, с платочком на голове, с рюкзачком, бодро шагающую вместе с нами. Впоследствии выяснилось, что Надежда приехала к родственникам в гости, услышала, что будет крестный ход, и конечно же, захотела поучаствовать в нем! Правда, она плохо представляла, что ждёт её впереди…
А мы ждали, что будет, как всегда: дождь, снег, холод, туман, когда видимость 2-3 метра, ветер ледяной, пронизывающий, который кажется вот-вот сдует с горы – и поэтому запаслись тёплыми вещами в немалом количестве...
Но вопреки ожиданиям, погода на этот раз солнечная. Небо голубое, ясное. Поют птички. Дует лёгкий прохладный ветерок. Повсюду набираем воду: в речке, в водопаде, в ручейках. Поднимаясь всё выше, вновь и вновь открываем красоту и величие Божьего творения. Как прекрасен, огромен, чудесен этот мир! Вырвавшись из житейской суеты, на многие свои проблемы отсюда, с высоты, смотришь совсем по-другому…
Мы идём, идём, идём… Очень долго, очень трудно. На каждом большом привале дожидаемся всех (интервал между первым и последним человеком -целый час!) Перекладываем тяжести в рюкзаки более сильных, которые уходят в перед готовить еду на последней стоянке. «Зачем столько набрали?» - голос о. Евгения. И в ответ оправдания: «Батюшка, но мы думали, будет холодно…»
Еле – еле добираемся до метеостанции – и падаем. Здесь «ломаем традицию», несмотря на протесты Ани Беймуратовой, – идём до последнего подъёма.
А он - самый трудный! Из последних сил, карабкаемся по огромным серым шершавым валунам. Там впереди, на самой вершине, уже виден крест! Вверху – распахнутое голубое небо, рядом – облака, вокруг – огромный мир и где-то там, внизу место, откуда начинался наш путь, где нас любят и ждут…
Это как образ нашей жизни, нашего восхождения к Богу. На пути бывает трудно, страшно, больно, кажется уже совсем нет сил, ты еле еле переставляешь ноги, цепляешься за камни, где-то смиряешься и просто проползаешь, держишься за друга, делишься последней каплей воды, сам кого-то поддерживаешь и ведёшь… А на вершине – радость, восторг, необыкновенное сияющее счастье! Ощущаешь любовь Божию и Его милость.
Благодарно припадаем ко Кресту, целуем его, молимся за всех. Служим здесь молебен. «Царю небесный», «Отче наш», «Спаси Господи, люди Твоя…», «Ближе ко кресту – ближе к Богу» (о. Константин).
Спускаемся… Надежда, которая случайно (случайно?) пошла на гору, радостно и твёрдо повторяет: «Слава тебе, Господи! Слава, Слава, тебе Господи!»
Обратно идти тоже нелегко. Песок и камни очень сухие, подошвы ног превращаются в роликовые коньки. Постоянно надо быть внимательным, чтобы не упасть. О. Евгений сзади: «Скорей, скорей, а то скоро стемнеет!» Мы максимально напряжены, стараемся идти быстрее, но все равно последний отрезок пути преодолеваем в полной темноте. В качающемся свете фонариков видны только ноги впереди идущего. А своих ног мы почти не чувствуем – так они болят…
А тем, кто внизу, видны только маленькие светящиеся в тишине ночи огоньки, и кажется, что это звезды спускаются с неба…
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показывай учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, светодавче, слава Тебе!»
Иоанна Черненко